Иезуитские Фермопилы

Sep 19, 2011 17:16


  В шведском приходе Бигдеа сохранились приходские книги времён Тридцатилетней войны. Из них следует, что с 1621 по 1639 год в армию ушло 230 рекрутов из Бигдеа. По состоянию на 1639 год домой вернулось пятеро из них (все пятеро были инвалидами). 215 их земляков пало. Десять продолжали нести службу, но их шансы на выживание выглядели скромно - до ( Read more... )

bellum bohemicum, bohemia, sacristia

Leave a comment

Comments 47

loboff September 19 2011, 18:33:14 UTC
Впечатляющая страница истории - как 30-летней войны, так и Чехии в особенности. Фильмов не снималось об этой осаде?

Reply

bohemicus September 19 2011, 19:12:40 UTC
Насколько я знаю, фильмов об этих событиях нет. На протяжении всего существования Чехословакии было принято плохо относиться к Габсбургам и их сторонникам. Поэтому защитники Брно оказывались в двусмысленной ситуации. С одной стороны, они явили чудеса мужества, с другой - воевали за Габсбургов. Никто не знал, как их изображать (напротив, как показывать гуситов, было вполне понятно, и в 50-х годах о них сняли эпическую трилогию, полную антинемецкого пафоса).

В последние 20 лет отношение к Габсбургам понемногу изменилось, и защитники Брно считаются безусловными героями, но в наше время в Чехии снимают от силы один или два исторических фильма в год, и я не припомимаю ни одного современного фильма, посвящённого Тридцатилетней войне.

Reply

loboff September 19 2011, 20:26:58 UTC
Ну, тогда остаётся надеяться, что всё ещё впереди.

Reply


zadumov September 19 2011, 20:35:31 UTC
Очень интересный пост. Спасибо. Традиционный вопрос: есть ли экранизации этих событий? апд. Извините, пока писал коммент, это уже спросили.

Reply

bohemicus September 20 2011, 09:05:34 UTC
Спасибо. Вероятно, прочитав вопрос об экранизациях, Вы прочли и мой ответ. Увы, их нет :(

Reply

zadumov September 20 2011, 13:39:41 UTC
Я думаю, надо делать сериал. Декорации частично остаются, судя по фотографиям. Фанатов той войны множество. А современная толерантность поможет описать весь процесс не как торжество Габсбургов, а как торжество чешского духа над грубой военной машиной. Студенты против солдат. Великолепно можно это описать. )))

Reply

bohemicus September 20 2011, 15:42:33 UTC
Увы, декорации сохранились только частично http://starec.rajce.idnes.cz/Oblehani_Brna_Svedy_1645_-_Zelny_Trh_14.8.2010/

Reply


db1967 September 19 2011, 21:16:44 UTC
Jean-Louis Raduit de Souches - если читать по-французски, то - Радюи де Суш.
http://fr.wikipedia.org/wiki/Jean-Louis_Raduit_de_Souches

Любопытно, сохранил ли указанный персонаж приверженность к кальвинизму - если да, то его захоронение в католическом соборе представляется необычным.

Reply

bohemicus September 20 2011, 09:00:55 UTC
Спасибо. Вы наверняка правы, и мой герой действительно Суш. Я не владею французским, а пытаясь выяснить, как этого человека называют по-русски, не нашёл в Сети вообще ничего, кроме краткой справки на туристическом портале Чешской республики, в которой он фигурирует как "Суше" http://www.czecot.ru/?id_tema=25

С написанием французских имён часто бывают подобные недоразумения. Например, в ходе одной старой дискуссии в этом журнале выяснилось, что различные русскоязычные источники называют одного и того же деятеля Филипп Буаш, Филипп Бош и Филипп Буше.

Суш принял католицизм. Сам он впоследствии писал, что обязан своим обращением Мартину Стржеде, в беседах с которым находил утешение и покой в дни осады Брно.

Reply

enchd September 20 2011, 17:13:39 UTC
языки сильно меняются со временем. Насколько сильно - зависит от конкретного языка. Выпадают гласные, появляются нечитаемые буквы в словах, меняется произношение букв и слогов. Это часто входит в противоречие с зафиксированой письменной традицией написания, которая меняется гораздо более медленно. Так что, как правильно читается имя героя, надо спрашивать специалиста по старофранцузскому, вполне вероятно, что в 17 веке окончания вполне себе еще читались.

Reply


mata_ariki September 20 2011, 00:09:05 UTC
Впечатлило! На уровне с "Азовским сидением".

Reply

bohemicus September 20 2011, 09:40:06 UTC
Заводя журнал, я думал, что подобная тематика будет в нём основной. Я и начал его с описания осады шведами Праги в 1648 году http://bohemicus.livejournal.com/635.html Но, судя по количеству комментариев, богемская история и Тридцатилетняя война интересуют читателей в 10-20 раз меньше, чем мои рассуждения о русско-советской сепарации и т.п. вещах.

Reply

mata_ariki September 20 2011, 20:48:23 UTC
Богемская история, видимо, далековата для большинства жж-стов :) Злоба дня довлеет.

Для меня же Ваши исторические изыскания это наоборот- повод от злобы дня отдохнуть.

Reply

_shunya_ September 22 2011, 13:12:02 UTC
Я с интересом читаю и то, и другое. Пишите побольше:)

Reply


a_kirs September 20 2011, 03:30:56 UTC
Да, побеждает тот, кто стоит до конца. Хороший пример Вы предоставили.

Reply

bohemicus September 20 2011, 09:51:47 UTC
Через четверть века после осады городской совет Брно провозгласил о Мартине Стржеде следующее:

"Его рвение и вера в Бога были так велики, что каждый раз, когда происходил бой с неприятелем на стенах или за стенами, отец Стржеда ложился на землю и милитвами просил помощи у сил небесных. А когда бой разгорался сильнее, он, праведный атлет и воин Христа, без устали сражался победоносным гедеоновым мечом, и Бог каждый раз его услышал. Нет сомнений, что с помощью Божей он спас город Брно и всю родину, потому что её судьба зависела от судьбы Брно."

Reply


Leave a comment

Up