Pohodáři и 神風.

Jul 31, 2011 18:09


 Мой ответ на реплику ув. falcao  о том, что в России для достижения уровня жизни Чехии понадобилось бы переутруждаться по меньшей мере на уровне Японии, сводится к трём тезисам.

1. Специфика организации труда японцев обусловлена не столько экономической необходимостью, сколько их общим отношением к жизни. Это особенность японской культуры.

2. Уровень жизни чехов выше, чем уровень жизни русских, но существенно ниже, чем уровень жизни японцев. Однако в Чехии это никого не беспокоит, поскольку здесь куда уютнее, чем в Японии. Это особенность чешской культуры.

3. Уровень жизни Чехии в России вполне достижим без японского напряжения. К сожалению, я не уверен, что в России достижим чешский уровень уюта. Это особенность нашей культуры.


  Есть в Японии одна корпорация, от упоминания названия которой я воздержусь, не желая ни делать ей рекламу, ни бросить на неё тень. Скажу лишь, что фирма эта была основана в 1919 году в Нагойe, а ныне у неё 8 заводов (из них 4 в Японии и по одному в США, Великобритании, Сингапуре и Китае) и 6200 сотрудников, из которых 900 работают в Европе. Продукция фирмы - металлообрабатывающее оборудование, станки с ЧПУ, лазерные станки и т.п. Одно из её представительств находится в Праге. Трудится там человек 10-12. Некоторые - японцы, другие - чехи. Трое или четверо из них - инженеры, остальные - менеджеры и дистрибьюторы. Они занимаются сбытом продукции и работой с клиентами в Восточной Европе. B фирме года два-три проработал и один мой близкий друг (чех). Он отвечал за контакты с Венгрией, Румынией и некоторыми балканскими странaми.

Десяток сотрудников пражского филиала ежемесячно обеспечивает фирме оборот в четыре миллиона €. У каждого из них есть совочек и метёлка, и в среднем раз в неделю отрудник должен произвести уборку помещения в соответствии с вывешенным в офисе графиком. Нанять уборщицу фирма категорически отказывается. Японский шеф считает, что при обороте в четыре миллиона платить кому-то дополнительные четыреста евро совершенно излишне. Менеджеры могут ещё немножко шить убраться и сами.

Разумеется, менеджерским подметанием японские принципы организации труда не ограничиваются. В Европе работа в подобном бизнесе автоматически предполагает очень большую степень свободы. Например, занимая аналогичную позицию в чешской или шотландской фирме, мой друг мог позволить себе во время двухнедельной аргентинской командировки на три дня отлучиться в Уругвай. Его начальству просто не было до этого дела. Работая у японцев, он должен был предпринять многоходовую интригу, чтобы выкроить из румынской командировки несколько часов на посещение замка Дракулы. Японский шеф названивал ему каждые полтора-два часа и контролировал, где в данный момент находится и чем занимается его сотрудник. Неудивительно, что при первой же возможности мой друг сбежал к итальянцам. Хотя платили японцы лучше.

Вот такие детали и объясняют, почему вплоть до наступления эры политической корректности европейцы считали дальневосточные культуры варварскими. Во всех этих странах восходящего солнца и утренней свежести недостаточно делать дело. Там непременно нужно ещё совершать какое-нибудь бессмысленное сверхусилие. Азиаты перенапрягаются не потому что это единственный способ достичь благополучия, а потому что по их представлениям напряжённость и мучения являются ценностью сами по себе.

Восток не хуже Запада осознаёт всё несовершенство человека, но делает из этого осознания противоположные выводы. Запад подходит к человеку с максимальным возможным снисхождением. Восток презирает его и стремится наказать. В японской литературе природа традиционно изображается гармоничной и совершенной, а находящийся в ней человек - жалким и ничтожным. Он просто лишний элемент в системе, нарушитель гармонии мироздания. Чтобы заслужить похвалу Востока, человек должен пожертвовать собой. Это особенно хорошо видно по азиатской манере вести войну. "Путь самурая должен закончиться смертью."

Но японский вариант - это вариант с изысками. Написанное кисточкой трёхстишие о падающем лепестке хризантемы, повязка с надписью 神風 на голове, последняя молитва людей, носящих имя божественного ветра, взятый с собой в кабину самолёта меч... Что ж, в японском способе самоликвидации есть по крайней мере эстетика. К тому же он требует денег.

Китайцы попроще, и с деньгами у них похуже. Во всех войнах, что им довелось вести в ХХ веке - против японцев, против войск ООН в Корее, друг против друга - китайцы применяли тактику человеческих волн. Огромные массы пехоты без всякой артподготовки просто бежали к окопам противника, косящего их из пулемётов. Если у неприятеля заканчивались патроны или перегревались стволы, третьей или четвёртой волне удавалось добежать. Добежавшие повторяли подвиг Матросова, закрывая собой огневые точки противника. Считалось, что это победа.

Даже поверхностное знакомство с чешским образом жизни и способом мышления позволяет сделать вывод, что они безусловно противоположны дальневосточным. Существует одно чешское понятие, которое невозможно адекватно перевести на русский - pohoda. Это и удобство, и покой, и мир, и лёгкость, и радость, и много что ещё. Выражение pohodlné boty можно перевести как "удобные ботинки". При попытке объяснить одним словом по-русски, кто такой pohodlný človek, возникают затруднения.

Pohoda - ключевое понятие чешской жизни. Её цель и смысл в том, чтобы být v pohodě. Чешские психологи заняты вопросом, как человеку быть v pohodě при современном темпе жизни. Чешские диетологи дают советы, как похудеть и быть v pohodě. Абсолютное воплощение pohody - чешское Рождество. Чехи желают друг другу pohodlných праздников, и начинается всеобщий отдых. Не знающие этого туристы часто прокалываются. 24 декабря в полдень жизнь замирает. Иностранцы вдруг обнаруживают, что не работают даже рестораны, не говоря уже о магазинах. Городской транспорт начинает ходить по особому, сокращённому расписанию, а большая часть поездов отменяется. В ближайшие три дня все наслаждаются pohodou, ходят друг к другу гости и смотрят по ТВ транслирующиеся нон-стоп сказки. Или просто лежат на pohodlných диванах

Ho c азиатской нирваной или чем-то подобным pohoda не имеет ничего общего. Покой буддистских монастырей  глубоко чужд богемцам. Скажем, на Востоке монаху нельзя прикасаться к женщине и золоту, а также есть мясо (на самом деле это тоже не покой, а разновидность напряжённости). Чехи, напротив, активнейшим образом прикасаются ко всему, что любят. Чтобы быть v pohodě, это необходимо.

Насколько жители благословенной Богемии могут себе позволить к чему-либо прикоснуться, лучше всего показывает статистика.

Согласно актуальным данным, средняя зарплата в стране до вычета налогов достигает 23 000 крон при курсе 24 кроны за евро или 17 крон за доллар (здесь и далее цифры округлены). Поскольку местная статистика честна, она всегда оговаривает, что 65-70% работающих получают куда меньшие суммы.

Однако зарплата - не единственный источник дохода (есть ещё всевозможные социальные выплаты, пенсии, детские пособия и т.д.), поэтому куда более важна и предметна другая цифра - чистый доход на члена семьи. Общенациональный показатель - 143 тысячи крон в год на человека. В семьях людей с высшим образованием - 170 тысяч. В семьях людей, занимающихся бизнесом - 162 тысячи. В семьях безработных - 78 тысяч. При этом официальная граница бедности - 112 тысяч крон в год или чуть менее девяти с половиной тысяч крон в месяц. Доходами ниже этой границы располагают около одного миллиона человек или почти 10% населения страны.

При этом 65% чехов признают, что испытывают определённые финансовые затруднения, у 8% есть серьёзные финансовые проблемы. Около 40% не могут себе позволить съездить в отпуск. Почти столько же не располагают свободной суммой в 8500 крон (500 долларов) на случай непредвиденных расходов. Количество людей, обладающих состоянием в 17 миллионов крон и выше (т.е. долларовых миллионеров) равняется 20 тысячам.

Как видно из приведённых цифр, жизненный уровень в Чехии отнюдь не находится на какой-то заоблачной высоте. Тем не менее, чехи живут лучше, чем можно было бы ожидать, основываясь на статистике (хотя и скромнее, чем может показаться туристам). Например, чехи хорошо едят. В последний раз они плохо питались, пожалуй, во времена Великой Депрессии. Как-то раз мы с одним чехом сравнивали нормы выдачи продуктов по карточкам в позднем СССР и в Протекторате Чехия и Моравия. Оказалось, что чехи при Гитлере ели лучше, чем советские при Горбачёве.Для достижения pohody еда значит очень много. Если не ошибаюсь, в ЖЖ о взаимосвязанности тем еды и политики неоднократно и внятно высказывался только ув. krylov . Некоторые по скверной советской привычке и вовсе считают, что пища недостойна упоминаний в серьёзном блоге. Ошибка, совершенно немыслимая для чехов. Здесь и президент любит поговорить о том, что должно быть на рождественском столе.

Напрашивается вопрос: как могут хорошо питаться (и вообще жить) обитатели страны, в которой средний доход не достигает 700 €? Ответ до обидного прост. Здесь всё дёшево, а особенно - еда. Цены вполне соответствуют покупательской способности потребителей. Сегодня утром я покупал продукты в ближайшем к дому супермаркете. Цыплята стоят 60 крон, свинина - 100, помидоры - 13, бананы - 17, персики - 20, мука - 9, моцарелла - 135, гоуда - 160 крон. Все цены - за килограмм. Цены - это вторая тема, которая почему-то игнорируется большинством ЖЖ-истов. В моей френд-ленте о ценах регулярно пишет только ув. hasid . Как-то раз о них заикнулся ув. sapojnik  - тут же нашлись не очень умные люди, которые принялись его высмеивать. "Сапожнику на картошку не хватает!". Думаю, ему-то как раз хватает. Но оппозиция, которая не обращает внимание на чудовишные ценовые перекосы в РФ - это вообще не оппозиция.

Привести в РФ цены в соответствии с доходами населения вполне можно. В первую очередь, следовало бы пустить на российский рынок сети супермаркетов, работающих в Восточной Европе. Это само по себе приблизило бы уровень жизни в РФ к чешскому. Но вот pohody это, увы не создаст. Для её достижения понадобились бы изменения геологического масштаба в сознании сограждан.

bohemia, cogito, russia

Previous post Next post
Up