Герцог Закупский-II.

Jul 07, 2011 16:17


                                (окончание. Начало здесь http://bohemicus.livejournal.com/49388.html )

Мария-Луиза обладала довольно пластичным характером. После приезда во Францию на неё смотрели как на австриячку, сравнивали с Марией-Антуанеттой и ожидали, что она принесёт стране неприятности. За какие-то три года Мария-Луиза стала совершеннейшей француженкой. Во время военной кампании 1814 года императрица была полностью на стороне мужа и писала своему отцу письма, полные обвинений, иногда переходящих в угрозы. Вернувшись в Австрию, она первое время отказывалась есть немецкую пищу и однажды заявила, что от немцев дурно пахнет. Однако прошёл месяц-другой, и Мария-Луиза вновь стала австрийской эрцгерцогиней. Во время Cта дней она заявляла, что скорее умрёт, чем согласится встретиться с Наполеоном. Относительно сына Мария-Луиза теперь выражала одно желание: он должен быть воспитан как немецкий, а не как французский принц.


  После Ватерлоо Наполеон повторно отрёкся, на этот раз в пользу своего сына, которого назвал в акте отречения Наполеоном II. Но его воля уже не имела никакого значения. Союзники приговорили Бонапарта к смерти, и лишь заступничество его тестя побудило англичан заменить казнь пожизненным заключением. Положение маленького Наполеона-Франсуа Cто дней ухудшили. Возобновив войну, Наполеон грубейшим образом нарушил договор в Фонтенбло. Победители теперь тоже не чувствовали себя связанными его условиями. Герцогство Пармское, как и предполагал договор в Фонтенбло, они передали Марие-Луизе. Однако теперь уже не в наследственное, а в личное владение. Сын Наполеона был просто вычеркнут из списка европейских суверенов, и ему предстояла жизнь не властителя Пармы, но частного лица.

В жизни Марии-Луизы к тому времени появился граф Адам фон Нейпперг. За год до её рождения, в 1790 г., он в возрасте 15 лет вступил в австрийский гусарский полк и всю жизнь провоевал с французами, потеряв один глаз, заслужив награды едва ли не всех европейских государств (включая русские ордена св. Анны 1-й степени и св. Георгия 4-й степени) и дослужившись до генерал-фельдмаршала.

Сначала генералу поручили сопровождать Марию-Луизу на воды в Швейцарии. После занятия ею пармского трона Венский конгресс назначил его главнокомандующим вооружёнными силами Пармы. К тому времени у бывшей императрицы завязался с одноглазым гусаром роман. О Наполеоне, удерживаемом англичанами на далёком острове, она не вспоминала.

Мария-Луиза с Нейппергом поселилась в Парме, а её сын, которого к тому времени называли не иначе как Франц, - в Вене. С его одежды и постельного белья был отстранён вензель "N" и заменён вензелем "F". Было решено никогда не упоминать при нём его отца. Сразу после рождения Франц удостоился высших французских и австрийских наград. Теперь ему запретили носить орден Почётного Легиона, и он ходил с орденом св. Стефана. Маленький Франц дулся, что французский король отобрал его позолоченные игрушки; Людовик XVIII вернул их.


  

Герцог Франц фон Рейхштадт                                                             Граф Адам фон Нейпперг

В те времена встал вопрос о его титуле, описанный мною в начале поста. Австрийский император разрешил его в духе установлений Bенского конгресса. Мария-Луиза вполне удовлетворилась решением. Герцог фон Рейхштадт  был последним в списках императoрской семьи, следуя за наименее значительными из эрцгецогов, но его мать заявляла, что всегда желала для сына не тронов и земель, а положения самого богатого частного лица в Австрии. Главное, чтобы он не пытался подражать своему отцу.

По-видимому, ошибкой воспитателей было, что они слишком долго позволяли французским няням оставаться с герцогом. Что-то он помнил из раннего детства, что-то нашептали они.  "Кто правит во Франции?" - спрашивал Франц преподавателей. "Король," - отвечали ему. "Там правил император. Кто это был?". Тут уж им не оставалось ничего иного, как ответить: "Ваш отец". "Мой отец был преступником?" - не давал покоя герцог Закупский.

Ребёнок вёл себя как законченный бонапартист, приводя окружающих в отчаяние.

У Франца был скверный характер. Он умел очaровывать родственников и посторонних, но с воспитателями был настоящим тираном: устраивал истерики, не желал учиться и угрожал всех заковать в кандалы, когда вырастет. К тому же у него были проблемы со здоровьем. Начиная с 1823 года врачи выписывали Францу различные лекарства против бронхита и туберкулёза. Многие из этих лекарств содержали опиум. Ничего необычного ни в самой болезни, ни в способе её лечения в его случае не было. От туберкулёза умерло пятеро детей князя Меттерниха.

История жизни Орлёнка - это история болезни и пустых надежд.

Как только пришло известие о смерти Наполеона, Мария-Луиза вышла замуж за своего гусара. Император Франц I терпеть не мог нового зятя, называя его не иначе, как "этот генерал". Герцогиня Пармская и Нейпперг появлялись в Вене раз в несколько лет. Они никогда не брали с собой своих детей. Франц и вовсе не знал, что в Парме у него есть брат и сестра. Он не приехал к матери в Парму ни разу.  Иногда они встречались на водах в Швейцарии. Для Франца смерть отца означала снятие запрета на упоминания о нём. Теперь Наполеон был всего лишь исторической фигурой. Хотя... для кого как.

В 1826 году в Бадене один французский бонапартист бросил в карету Франца свиток, в котором была трёхцветная кокарда и письмо, начинавшееся словами: "Сир, тридцать миллионов подданных ожидают Вашего возвращения..." Трудно сказать, проявляли бы бонапартисты подобный энтузиазм, если бы знали, что юноша, которого они называют Наполеоном II, проваливается по всем предметам от математики до латыни, и обладает на редкость неуравновешенным характером.

Он желал стать то вторым Наполеоном, то вторым Евгением Савойским. Когда в Европе вспыхнули очередные революции, Франц надеялся, что одна из них принесёт ему трон. Он выражал желание сражаться за свободу Греции. Пару недель спустя приказывал изготовить свой портрет в польском национальном костюме, недеясь возлавить польское восстание. При известии об отделении Бельгии от Голландии уже видел себя бельгийским королём.

Ну и, конечно, в центре его внимания была Франция. Однако в 1830 году Франция была совсем не та, что в 1815. Главное, другой была французская армия. В 1815 на берегах Луары всё ещё стояла стотысячная армия, готовая сражаться за Бонапарта. Но самых фанатичных бонапартистов расстреляли тогда же, во время Реставрации. 15 тысяч офицеров отправили в отставку. К 1830 г. из наполеоновских ветеранов на службе не осталось почти никого. В армии было много республиканцев, но мало бонапартистов.

Князь Меттерних публично называл герцога Рейхштадтского комедиантом. Дед, император Франц, отозвался о его политических взглядах как о "неизвестно где подхваченном извращении".

Когда пали Бурбоны, Франц ждал, что его призовут на трон. Туда призвали герцога орлеанского, известного как "король-буржуа" и "король с зонтиком". Кто-то заметил по поводу тщетности амбиций нашего героя: "Франция не хочет славы. Она хочет свободы и равенства".

Из старых наполеоновских маршалов к делу Бонапартов не проявлял интереса никто (некоторым исключением был, как ни странно, Груши, которого Наполеон всю жизнь проклинал, считая виновником своего фиаско у Ватерлоо. Груши переписывался с Марией-Луизой. Его письма не сохранились, их уничтожил Нейпперг).

Из самих Бонапартов о Франце не вспоминал никто (oпять же за одним курьёзным исключением - экзальтированная племяница Наполеона графиня Камерата приехала в Вену, разыскала Франца и поцеловала его руку с возгласом: "Никто не помешает мне припасть к руке вождя!"  Полиция депортировала её из города). Страстной бонапартисткой была Гортензия Богарне, дочь Жозефины от первого брака и приёмная дочь Наполеона, но она боролась за права собственного сына (впоследствии - императора Наполеона III).


             

Франц фон Рейхштадт в австрийской форме. На первом портрете ему двенадцать лет.

Франц стал австрийским офицером, поселился в казармах и перенял все привычки сослуживцев. Одной из них было табакокурение, с помошью которого Франц пытался лечить прогрессирующую болезнь лёгких и гортани. В 1831 г. он уже был очень серьёзно болен. В 1832 начал умирать. И умирал так долго и мучительно, что Мария-Луиза успела приeхать из Пармы и застать его ещё живым.

Готовя этот пост, я прочёл кое-что о последних неделях герцога Франца фон Рейхштадта. Это многостраничное описание неприятных физиологических подробностей, перемежаемое узкоспециализированной медицинской терминологией. Хроника распада человеческого тела. Страшная смерть.

Живой интерес вызывало его наследство. Почему-то все считали, что сын Наполеона - богатый человек. Оказалось, что он оставил после себя медную посуду, офицерскую саблю и несколько десятков бутылок вина, из которых часть была слишком низкого качества, чтобы употреблять его при австрийском дворе. Ах да, была ещё серебряная колыбель, подаренная ему в младенчестве парижскими властями.

Приглашения на французский трон Орлёнок не дождался. Можно было бы составить бесконечно долгий список всевозможных "не", включив туда все его несостоявшиеся планы, несовершённые деяния, неосуществлённые мечты. Среди них затерялось бы ещё одно "не". За всю свою жизнь он так и не побывал в  герцогстве Закупском, не приносившем ему ни копейки дохода. Это  не помешало жителям современных Закупов своеобразным образом пoчтить его память.  Отель на их центральной площади называется "Орлёнок".



Впрочем, я не уверен, что этот отель ещё работает.

felix austria

Previous post Next post
Up