В минувшую субботу, 19.06.2011., чешский президент Вацлав Клаус отпраздновал своё семидесятилетие. Накануне имело место следующее:
11.06.2011. в Берлине Клаус отреагировал на призыв 62 судетсконемецкого съезда принести извинения за изгнание немцев из Чехии после Второй мировой войны словами: "Это пример исключительной бесчувственности и неспособности ничему научиться".
10.06.2011. в Пльзeне Клаус обвинил чешский профсоюз транспортников, организовавший общенациональную забастовку, в политическом шантаже и захвате населения страны в заложники.
07.06.2011. Клаус посетил Свободный ганзейский город Гамбург и назвал решение немецкого правительства отказаться от использования ядерной энергии иррациональным, абсолютно неразумным и популистским. Заодно он высмеял премьер-министра Петра Нечаса, попытавшегося просчитать влияние немецкой энергетической политики на цену электроэнергии в Чехии в течение ближайших 10 лет.
05.06.2011. в Варшаве Вацлав Клаус заявил, что не уверен в способности капитализма пережить массированное вмешательство правительств, ведущее к замене рыночной экономики на социальную и экологическую, в результате чего свобода в Центральной Европе приходит в упадок
02.06.2011. в Риме на праздновании 150-летия объединения Италии Клаус охарактеризовал панику вокруг испанских огурцов как искусственно созданный цирк и встал на сторону испанских огурцeводов.
Где-то на пути из Рима в Варшаву Клаус прочёл острую статью бывшего председателя международного ПЕН-центра Йиржи Груши, направленную против своей персоны, и отреагировал статьёй ещё более жёсткой, в которoй писал, что Йиржи Груша сделал своей жизненной программой политическую корректность, по-чешски обычно называемую просто лицемерием.
Дни, предшествовавшие празднику, были по клаусовским меркам самыми обычными. В таком духе можно было бы описать последние лет 20 его жизни.
Он разрушал культ Вацлава Гавела. Hалагал вето на закон об однополых браках. Добивался для Чехии исключений из общих правил при подписании Лиссабонского договора. Hон-стоп боролся против энвайронменталистов (впрочем, против них он обещает бороться и дальше). Eздил на похороны Качиньского, на которые не приехал никто (и выражал презрение к неприехавшим). Bынуждал своими выступлениями депутатов Европарламента покинyть зал. Заявлял, что никогда в жизни так не стыдился, как в день признания Чехией независимости Косова. Cпешил объявить, что у его страны нет национальных интересов в Ливии, поэтому ни один чешский солдат не будет туда направлен.
Единственная Ливия, интересующая Вацлава Клауса, - его супруга Ливия Клаусова, с которой он познакомился ещё в студенческие годы.
Говорят, что чешский способ выживания в нашем жестоком мире заключается в сгибании перед силой с выпрямлением в подходящий момент. Это правда. Но не вся. Помимо гибкого большинства среди этого народа издавна было и меньшинство, не сгибавшееся не перед чем. При каждой национальной капитуляции находилась горстка тех, кто решил сопротивляться.
Квинтэссенция чешского духа сопротивления - гуситство.
Чешский классик Алоиз Йирасек назвал роман о гуситских войнах "Против всех". Это название как нельзя лучше подошло бы для любой биографии Вацлава Клауса.
На штандарте президента республики начиная со времён Масарика вышит гуситский лозунг "Правда побеждает".
Вацлав Клаус - член гуситской церкви (если не ошибаюсь, он первый гусит со времён легендарного Йиржи из Подербрад, возглавивший чешское государство). Чехословацкая гуситская церковь совсем немногочисленна. У неё всего 100 тысяч прихожан (99 тысяч в Чехии и 1 тысяча в Словакии). Но она гуситская, и этим всё сказано.
Клаус стал символом чешского традиционализма (оппоненты называют eгo фашиствующим мещанином). Любопытно, что в Чехии, в отличие от других католических стран, консерватизм олицетворяют не католики. Другая легенда местного консерватизма, первый чехословацкий премьер Карел Крамарж, был православным (биографию Крамаржа я уже выкладывал
http://bohemicus.livejournal.com/22429.html ).
Такова Богемия - католическая страна, в которой Традицию воплощают православный премьер с русской женой и президент-гусит с немецкой фамилией.
Вацлав Клаус родился во время немецкой оккупации, пережил оккупацию советскую, а Евросоюз воспринимает как ещё один оккупационный режим. Видимо, это самый крупный евроскептик в Европе. Я же, вероятно, самый последовательный еврооптимист в ЖЖ. Разница во взглядах на евроинтеграцию не мешает мне относиться к президенту с безграничным уважением. Ведь это всего лишь отличная политическая позиция по одному вопросу, обусловленная очень многими факторами. Если же говорить о вещах фундаментальных, у меня никогда не было повода усомниться в тотальной правоте Клауса.
Oн называет вещи своими именами и даёт им правдивые оценки. Положа руку на сердце, разве кто-нибудь сомневается, что теория глобального потепления - шарлатанство, однополый брак - абсурд, а Косово - сербская земля?
У православного Крамаржа был абсолютно гуситский личный девиз "За правду хоть против всех". Примерно под таким девизом занимается политикой и Клаус. Его постоянно обвиняют в надменности, игнорировании чужого мнения, презрении к противникам и т.п. Но ведь он кругом прав.
Я помню, как в 1998 году левой оппозиции удалось свалить правительство Клауса (тогда он был премьер-министром). Его рейтинг упал до 23% (впоследствии он снова поднялся до 70), а экономическиe показатели обвалились до -1% ВВП. Телевидение передало репортаж о его виле в Швейцарии (впоследствии нанятое за 150 000 долларов американское детективное агентство так и не нашло эту несуществующую виллу, и ТВ пришлось извиняться). Подавая в отставку, Клаус признал свои ошибки и неудачи. И тут же добавил: "Но нас ненавидят не из-за наших неудач. Противники не могут простить нам наших успехов."
В этой стране есть ещё один человек, пользующийся моим безмерным уважением - Карел Готт. Два года назад у него тоже был семидесятилетний юбилей, и многочисленные противники и завистники точно также не могли простить ему талант и успехи (а у него на редкость удачная судьба). И тогда великий певец сделал в их сторону жест, который не может себе позволить политик (тем более консервативный политик с изысканными манерами вроде Клауса).
Вот как это выглядело в 40-секундном репортаже. На 9-й секунде Клаус вручает Готту медаль за заслуги перед республикой (эта медаль и вызвала недовольствo завистников). Потом Готт у себя дома показывает некоторые из своих бесчисленных призов и наград. На 29-й секунде он целует медаль и говорит: "Спасибо всем". На 33-й секунде Готт добавляет: "А недругам вот это", - и делает весьма необычный жест. После чего спрашивает: "Знаете, что это значит?". И объясняет значение жеста: "Десять раз вот это":
Click to view
Мои запоздалые поздравления обоим юбилярам и "десять раз вот это" их ненавистникам и завистникам.