В 1918 г. в Хабаровске под охраной Международного Красного Креста существовал оркестр, состоявший из австро-венгерских пленных, по происхождению - богемских немцев. Войдя в город, чехословацкие легионеры направились к своим немецким землякам и задали им один вопрос: "Кто хочет стать чехом?" Чехом не захотел стать никто. Легионеры расстреляли музыкантов и добили их штыками. Это произошло в присутствии представителей Красного Креста, вознесших против случившегося протест.
Я знаю больше подобных эпизодов из богемской истории, чем мне хотелось бы. Однако я принимаю людей, народы и страны такими, какие они есть. Мне кажется странным, что некоторые читатели не без иронии отзываются о моём отношении к Богемии и богемцам. Они называют его очарованностью. Ho мне несвойственно очаровываться. И если я описываю этy страну тёплыми красками, тому есть причины.
Bо-первых, чужестранцу не к лицу дурно отзываться о народе, среди которого он живёт. Это универсальное правило действует повсюду в мире, кроме разве что РФ. Впрочем, последнее свидетельствует лишь о хаотичной ситуации, господствующей в нашей стране. Как только в России будет восстановлен элементарный порядок, тaм станут говорить о русских исключительно хорошо.
А во-вторых, мне не приходится кривить душой. Я выбрал себе страну и народ по своему вкусу.
Мне близка итальянская эстетика. Думаю, архитектура Италии - это вершина человеческой цивилизации. Но я человек северный, плохо переносящий и жару, и проявления южного темперамента. Менталитет скандинавов, напротив, был бы для меня оптимален, но у них нет средиземноморских красот. Да и сыровато. А Богемия лежит посередине. Чешский темперамент близок к скандинавскому, а красоты - к итальянским. Сейчас какая-то итальянская телекомпания снимает в Праге сериал из жизни семьи Борджиа. Итальянцы считают, что в Богемии воспроизвести интерьеры Ренессанса даже проще, чем в самой Италии. При этом сибирские леса для своего "Цирюльника" Михалков снимал в окрестностях Карловых Вар.
Вероятно, по этим же соображениям мне бы нравилось жить и в Швейцарии или Бенелюксе. Но у Чехии есть преимущество даже по сравнению с ними - язык. В этой стране глаза называют очами, пальцы - перстами, а Луну - Месяцем. Чего же боле?
Разумеется, мне прекрасно известно, насколько далека от реальности чешская националистическая интерпретация собственной истории. Равно как и то, насколько мифологичен имидж чешской нации в мире. Известно это и чешским интеллектуалам. К национальной мифологии они относятся по-разному.
Во времена Первой республики Божена Викова-Кунетицка, писательница-феминистка, депутат парламента, сенатор и первая женщина, избранная в Академию наук, написала :
"Ни у кого нет права лишать нацию иллюзий, какими бы они ни были. Иллюзии - это один из столпов, на которых держится нация. В таких случаях никому не позволено ставить вопрос о правде. Правда - в чувствах".
С другой стороны, в 60-х годах крупнейший историк Франтишек Граус охарактеризовал ситуацию в чешской исторической науке словами:
"Чешская мысль почти идеально соединяет сразу несколько мифов: веру в прогресс, тормозящийся только злыми внешними силами, веру во врождённый демократизм человечества и особенно чешской нации, убеждение о высокой ценности нации, как таковой. Чем прочнее эти мифы связывались с верой в голубиный характер славян, тем крепче они становились. Из принятой чехами исторической схемы исчезли все негативные черты чешской нации, там остался мифический добрый чешский народ <...> Из искусственно созданной сияющей идиллии исчезли все пятна и тени - чешское насилие, жестокость, грубость, алчность, зависть. Тирания якобы всегда исходила от внешних сил или чужих династий, сегодня мы сказали бы "от иностранных влияний". Пока мы не осознаем, что и чехи в прошлом то и дело проявляли неслыханную жестокость, злость и суровость, пока мы не поймём, что в чешской истории было не только героическое сопротивление, но и трусливая коллаборация, а то и предательство - короче, пока мы не признаем, что чешская история отнюдь не представляет светлого исключения в море постигших человечество бедствий - мы будем искажать и приукрашивать собственное прошлое. Нам постоянно повторяют, что мы должны гордиться своим прошлым, но с таким же правом можно сказать, что оно должно внушать нам ужас."
Сам Граус по происхождению был немецкоязычным евреем. Но характерно, что даже проведя войну в концлагере, он остался свободен от антинемецких предрассудков, почти безраздельно господствовавших в его время.
Наконец, уже в наши дни другой чешский историк, Томаш Кристлик, написал:
"Никому не пристало гордиться своей историей, потому что в абсолютном большинстве случаев это подразумевает урон, страдания и мучения для иного государства, нации, этноса, для другой группы людей. Кроме того чехи (и сербы) совершенно бессмысленно видят в своих национальных страданиях положительную ценность. Исторические события следует воспринимать абсолютно без эмоций. Замалчиваемые факты должны быть опубликованы, а искажения нужно исправлять, не прибегая к автоцензуре".
Томаш Кристлик - автор блестящей работы "Замалчиваемая история". В этой книге он заходит в демифилогизации чешской истории так далеко, как не заходил, возможно, никто перед ним. Но нужно учecть, что Кристлик живёт в Баварии. И добавить, что на родине его обвиняют в ревизионизме.
Я же полностью согласен с Кристликом, а не с его критиками - исторические события следует воспринимать абсолютно без эмоций.
Ув.
krylov недавно написал пост, в котором заметил:
" Пиратское происхождение британской цивилизации - именно в плане «идейном» - оспаривать трудно. Как и наёмническое происхождение цивилизации германской. Пираты и наёмники (то есть те же пираты, но сухопутные; впрочем, те же викинги были, по сути, морской пехотой) и являются единственными создателями цивилизации как таковой."
http://krylov.livejournal.com/2181989.html С обобщением о цивилизации как таковой согласиться трудно - за скобками остаются романские народы, которые создали величайшую из цивилизаций. Но если говорить именно о британцах и германцах, то дело обстоит именно так.
Однако речь о славянах. Официальная чешская историография начиная с XIX века пыталась сделать неразделимым словосочетание "голубиный характер славян". Но я вспоминаю одного чеха, который в частном разговоре сказал мне: "Вот все говорят: гуситы, гуситы... Да это же были обычные разбойники, которые грабили немцев, только и всего". Подумав, он добавил: "Да и сейчас случается - запаркует немец машину у нас перед супермаркетом, а её кто-нибудь обчистит. Наверное, гуситы".
В Европе нет вегетарианских народов. Это континент хищников. Они отличаются размерами, степенью удачливости и даже видовой принадлежностью. Но плотоядны все европейские нации. Без исключений. Надо будет написать пост о чехах как oб империалистах. Полагаю, большинство читателей не только незнакомо с этой темой, но даже не задумывалось, что такой взгляд возможен. Думаю, список чешских территориальных претензий, репараций, контрибуций и военных трофеев многих удивит.
Не учитывая этого, наши соотечественники совершенно неверно представляют, как чехи смотрят на русских. Oни видят в нас куда более крупных хищников близкородственного вида. Наверное, примерно так кошки смотрят на тигров (a вот на немцев чехи склонны смотреть скорее как кошки на собак).
Это не значит, что кошка завидует тигру или стремится ему подражать. Случается, что кошка хорошо устраивается, привыкает греться у камина и толстеет до полной утраты интереса к ловле мышей, а тигра держат в клетке и очень скверно кормят. Но превратности судьбы не отменяют ни их природных свойств, ни близкого родства.