От времён, предшествовавших Интернету, у меня осталась любовь к энциклопедиям. Даже сейчас рука нет-нет, да и тянется не к клавиатуре, а к книжной полке. Например, если меня интересует древняя и неповторимая японская архитектура, я могу обратиться к двухтомной "Популярной художественной энциклопедии", выпущенной в Москве издательством "Советская энциклопедия" в 1986 году. Она расскажет мне об эпохе Хейaн, периоде Эдо и стиле "сёин-дзокури". Ho меня ещё при первом обращении к этой книге заинтересовали не столько стили и эпохи, сколько датировка некоторых японских дворцов и храмов. O времени их постройки энциклопедия сообщает следующее:
Статья Исе: "Исе, город в Японии, на острове Хонсю. В окрестностях Исе - синтоистский храмовый комплекс Исе (III-V века, с конца VII века перестраивался каждые 20 лет по старому плану, в 1953 - арх. Тангэ Кэндзо)" (том I, стр. 274)
Статья Камакура: "...синтоистский храм Цуругаока Хатимангу (основан в 1063, перенесён в Камакуру в 1191; современная постройка -1828, в стиле эпохи Момояма XVI века)" (том I, стр. 303)
Статья Киото: "...комплекс императорского дворца Дайдайри (794-805, многократно горел, в 1854-1855 восстановлена императорская резиденция Дайри)" (том I, стр. 329)
Статья Осака: "... синтоистское святилище Сумиёситайся (основано во второй половине IV века, пeриодические реконструкции до 812; 1804-1811) и храм Тэммангу (основан в Х веке, реконструкция 1901); замок Осака (основан в 1583, раконструкция 1931)" (том II, стр. 88)
Статья Токио: "...дворцовый комплекс построен по типу императорского дворца в Киото около 1600, перестроен в конце XIX- начале ХХ вв.; новый императорский дворец - 1960... ...буддистский храм богини Каннон (основан в VII веке, восстановлен в 1955)" (том II, стр. 297)
Исе. Считается, что более тысячелетия японцы каждые 20 лет перестраивали этот храмовый комплекс по неизменному плану.
Sapienti sat, но я не удивлюсь, если в комментариях кто-нибудь в очередной раз спросит, являюсь ли я поклонником Фоменко. Нет, не являюсь. Если угодно, я являюсь поклонником Гёте, написавшего:
"Вагнер
Однако есть ли что милей на свете
Чем уноситься в дух былых столетий
И умозаключать из их работ,
Как далеко шагнули мы вперёд?
Фауст
О да, конечно, до самой луны!
Не трогайте далёкой старины,
Нам не сломить её семи печатей.
А то, что духом времени зовут,
Есть дух профессоров и их понятий,
Который эти господа некстати
За истинную древность выдают.
<...>
Вагнер
Но мир! Но жизнь! Ведь человек дорос,
Чтоб знать ответ на все свои загадки.
Фауст
Что значит знать? Вот, друг мой, в чём вопрос.
На этот счёт у нас не всё в поpядке.
Немногих, проникавших в суть вещей,
И раскрывавших всем души скрижали,
Сжигали на кострах и распинали,
Как вам известно, с самых давних дней."
P.S. Уже хотел выложить пост, когда вдруг вспомнил фразу одного американского палеоантрополога: "Два миллиона лет эволюции человека реконструированы на основании доказательств, помещающихся в коробку от обуви". К сожалению, не могy вспомнить его имени.