Иезуитский триллер.

Oct 19, 2010 20:45



На днях я посмотрел два снятыx на один и тот же сюжет фильма - западноевропейский (2009 г.) и восточноевропейский (2008). Фильмы посвящены Эржебет Батори, известной как Чахтицкая пани. Графиня Батори давно стала персонажем массовой культуры. Публика знает её в качестве женщины, с целью омоложения принимавшей ванны из человеческой крови. За последние сорок лет о Батори снято более двух десятков фильмов, а в книге Гиннеса она записана как самый массовый серийный убийца в истории человечества.  По происхождению графиня была внучкой палатина Венгрии, племянницей польского короля и тётей трансильванского князя - идеальная фигура для создания образа кровавого уроженца Карпат, столь популярного со времён Брема Стокера. Английский фильм ужасов 1971 года, посвящённый Эржебет Батори, так и назывался - "Графиня Дракула".


  Руины замка Чахтице находятся в западнословацких Малых Карпатах, недалеко от моравских границ. Считается, что именно в Чахтице Батори совершала свои легендарные преступления. Всего она убила... а вот тут начинаются сложности. Книга Гиннеса называет 650 жертв, но это произвольно выбранная цифра. Некоторые авторы утверждают, что убиенных девственниц было до трёх  тысяч.

Две просмотренных мной киноленты - франко-германская "Графиня" и чешско-словацко-венгерско-британская "Батори" - показывают различные версии версии её судьбы.

Первую из этих картин сняла  Жюли Дельпи. Она же исполнила главную роль. Фильм снят за восемь с половиной миллионов евро, и в нём показана достаточно унифицированная Европа конца XVI - начала XVII веков. В таких костюмах и интерьерах можно изобразить кого угодно, от испанцев до шведов. Довольно скучный фильм, честно говоря. Особенно тоскливо смотреть на императора Матвея. Почему-то он в фильме похож на Михаила Галустяна. Чтобы как-то оживить сюжет, Дельпи сделала свою героиню бисексуальной. Тоже ничего нового. В таком качестве Батори  предстала ещё в 1974 году в "Аморальных историях" - первом эротическом фильме, показанном по французскому телевидению.

Образ Эржебет Батори в фильме Дельпи  вполне традиционeн. Заведя молодого любовника и пытаясь избежать приближающейся старости, она купаeтся в крови, которую выпускает из своих несчастных крепостных.  Правда, в конце фильма герой, от лица которого ведётся повествование, говорит, что не знает, совершала ли графиня приписанные ей преступления.



Постер фильма "Графиня"

Второй фильм обошёлся в 13 миллионов €. Это самый дорогой проект в истории чешского, словацкого и венгерского кино. Осуществивший его Юрай Якубиско распорядился деньгами куда лучше. Его венгры - это именно венгры. В галунах, мехах и перьях. Непрерывно воюющие с турками и так же непрерывно интригующие друг против друга.

Фильм Дельпи снят очень трезво, и поступки его персонажей даже не лишены психологической мотивированности. Фильм Якубиско, напротив, довольно поэтичен, в нём действуют колдуны и ясновидящие, а невесть откуда взявшийся Караваджо занимается боди-артом на теле Батори. Тем не менее, "Батори" - более реалистичный фильм, чем "Графиня". У Якубиско Батори никого не убивает.

Злодеем по версии Якубиско оказывается палатин Венгрии граф Турзо, арестовавший графиню Батори в 1610 году и сфальсифицировавший все докатательства её вины. Турзо претендовал на её владения. Сыграл его Карел Роден, из всех чешских актёров добившийся в Голливуде наибольших успехов.



Постер фильма "Батори"

Hа посвящённoй фильму пресс-конференции Жюли Дельпи сказала, что с детства любит страшные сказки. Сказку она и сняла, несмотря на весь психологизм и правдоподобность. У Якубиско, в отличие от Дельпи, были консультанты-историки - Тунде Лендьелова и Габор Варкони. Прежде, чем написать этот пост, я ознакомился с их книгой "Батори. Жизнь и смерть". А также с несколькими десятками статей других авторов.

У меня не осталось сомнений, что никаких доказательств вины Батори не существует, а бОльшая часть того, что о ней пишется - фантазии в чистом виде.

Обычно утверждается, что граф Турзо с отрядом солдат ворвался в Чахтицкий замок и застиг графиню на месте преступления, над трупом только что убитой девушки, а двух других подвергавшихся пыткам девушек успел спасти.

В действительности в момент ареста Батори Турзо находился в другом месте, а кто арестовал графиню - неизвестно. Единственный труп, фигурировавший в деле, был эксгумированным телом графининой служанки, умершей по неизвестной причине тремя месяцами раньше. Среди участников процесса не было свидетельниц, утверждавших, что они лично пострадали от рук графини.

Суд над графиней так и не состоялся. Был процесс над несколькими её служащими. Их подвергли пыткам, после которых кто угодно coзнался бы в чём угодно. Они признались, что участвовали в похищенииях, пытках и убийствах людей. После этого их немедленно казнили.

Вереницы свидетелей дали стандартные показания в духе "слышал от других, что кого-то убили". Многие сказали, что видели один труп. Тот самый, эксгумированный. Посмотреть на него согнали всю округу. Некоторые называли цифры. Чаще всего - слышали об одной смерти. Иногда - о семи, тридцати семи или восьмидесяти. Некая Сюзанна назвала 650. Эту цифру через триста с лишним лет записали в книгу Гиннеса. Более высокие цифры (две-три тысячи) - плод фантазии ХХ века, привыкшего к экстремально высоким жертвам.



Карел Роден в роли графа Турзо

Властью палатина Венгрии граф Турзо приговорил графиню Батори к пожизненному заточению в Чахтице. Её замуровали в одной из комнат, оставив в стене отверстие , через которое подавали еду. Она прожила там четыре года и умерла в 1614, пятидесяти четырёх лет от роду.

Всё это было эпизодом в многосторонней борьбе, в которой участвовало несколько аристократических кланов, церковь (точнее, несколько церквей), император,  а также ближайшие родственники Батори (по ходу дела один её зять совершил налёт на Чахтице и похитил её казну).

Можно годами сидеть в архиваx, разбираясь в их тяжбах за право собирать дань с каждого хутора и каждой мельницы, но так и не разобраться до конца, кто сыграл в этом деле какую роль. Например, некоторые авторы считают, что Турзо был не противником, а защитником Батори (в 1604 г., умирая, её муж просил Турзо взять семью под своё покровительство. Они были товарищами по оружию). По этой версии, графиню преследовли Габсбурги, положишие глаз на её владения, а Турзо укрыл свою подопечную в Чахтице и не допустил суда над ней.


    

графиня Эржебет Батори                                            граф Дьёрдь Турзо

Четыреста лет спустя невозможно сказать, была ли графиня  хоть в чём-то виновата. Может быть, она действительно пытала или убила кого-то из своих слуг, может быть нет. В любом случае, ванны из человеческой крови не фигурировали даже на процессе против её служащих. Их выдумали столетием позже.

В 1729 году иезуит Ласло Туроши, доктор философии и теологии, издал книгу "Ungaria suis cum regibus compendio data", в которой и живописал историю кровавой графини Батори, похищавшей и убивавшей невинных девушек. Мотивы его вполне прозрачны. Графиня Батори была протестанткой, а Туроши - католическим пропагандистом. Вплоть до появления книги иезуита Туроши о страшных преступлениях Батори никто не вспоминал. Считается, что они были на сто лет забыты.

Впрочем, сложности есть и с книгой Туроши. Во втором её издании (1744 г.) эпизод с графиней почему-то отсутствует. Равно как и в третьем (1768г.)

Между тем, в 1735-1744 г. вышла книга "Notitia Hungariae novae historico geographica", считающаяся делом жизни Матея Бела, основателя словацкого просвещения. В ней есть этот эпизод, причём он до последней буквы переписан из книги Туроши. Чтобы ответить на вопрос, является ли автором истории о кровавых ваннах Туроши или Бел, нужно было бы проследить судьбу всех сохранившихся экземпляров первого издания сочинения иезуита и установить, действительно ли оно было первым. Мотив для создания подобного ужасающего сюжета был и y Бела. Бел был словаком, а Батори - венгеркой, владевшей словацкими крепостными.



Матей Бел. Изображений Ласло Туроши я не нашёл

Но кто бы из них это ни был,  теми немногими фактами, что имелись в наличии, он распоряжался более, чем вольно. Например, в обеих книгах говорится

"Елизавета Батори, связанная узами брака с графом Надашди, желала доказать свою преданность супругу тем, что отреклась от католической святости и перешла в  лютеранскyю верy, которую исповедовал её муж. Так началось её падение. Она осквернила веру Божью, лишь бы понравиться мужу."

В действительности ни к католикам, ни к лютеранам графиня Батори отношения не имела. Она была кальвинисткой.

bohemia, falsificatum, sacristia, manuscriptorium

Previous post Next post
Up