Франтишек Горчичка (1776 - 1856) отнюдь не принадлежит к числу знаменитых художников. Его картины не стали предметом интереса коллекционеров. К единственной выставке его живописи, прошедшей в 1967 г., даже не был выпущен каталог. Правда, порой находились специалисты, способные оценить его талант, например, Войтех Волавка, в 1949 г. назвавший Горчичку "самым способным чешским художником и, в первую очередь, рисовальщиком своего времени". Но их взгляд оставался достоянием узкого круга знатоков. Многогранность дарования Горчички раскрылась через 120 лет после его смерти, когда современными методами был исследован ряд произведений искусства, которые он реставрировал.
Франтишек Горчичка был блестяще образован - после гимназии он изучал философию и право, потом перешёл в только что открывшуюся пражскую Академию. Уже в его ученические годы директор Академии Йoзеф Берглер заметил, что Горчичка считает себя лучшим портретистом Европы. Возможно, он и был им. Во всяком случае, его портреты не пользовались успехом именно из-за слишком глубокого психологизма и реализма. То же и с другими работами - аллегории были слишком философскими и драматичными, сочетание классицизма и романтизма - слишком смелым. Горчичку считали чудаком - публика желала чего-нибудь попроще.
Тем не менее, его определённо нельзя назвать неудачником. Как реставратор, знаток антиквариата, составитель каталогов, наш герой ценился весьма высоко. Он участвовал в самых серьёзных реставрационных проектах своего времени, в том числе в Пражском Граде и Карлштейне. Начиная с 1808 г. Горчичка был управляющим коллекцией Коллоредо-Мансфельдов. Из родовых замков этого семейства, из Зальцбурга и Удино он лично привёз в Прагу свыше 200 картин, занимался их каталогизацией и реставрацией.
В 70-х годах XX века над собранием Коллоредо-Мансфельдов были проведены новые реставрационные работы. И тогда выяснилось, что многие полотна несут следы глубоких изменений, внесённых Горчичкой.
Картину "Обнаружение Моисея" Горчичка дополнил, дописав пальму и вегетацию за пирамидой, что исправило композицию, первоначально тяготеющую к диагонализму. Ещё в 1964 г. в каталоге выставки "Венецианское искусство XVIII века" в качества автора указывался Аминьони. Только в 1973-м была обнаружена подпись : Балестра.
Увеличенная копия выставленной в Лувре небольшой картины Рафаэля "Мадонна с Иисусом, св. Елизаветой и младенцем Иоанном Крестителем" считалась произведением феррарской школы. Зрелая композиция Рафаэля и характерная феррарская, несколько старомодная манера. Анализ показал, что холст и в самом деле старый, времён Возрождения, но картина полностью написана... самим Горчичкой.
"Мадонна с младенцем", автором которой считался Винченцо да Сан Джиминьяно из школы Рафаэля, оказалась частично переработанной Горчичкой. Он полностью переписал лица и руки изображённых фигур, а их одеяния и фон оставил неизменными. После отстранения слоя, нанесённого Горчичкой (1976 г.), исследователи увидели картину более архаичную и несколько схематичную. Её отнесли к школе Лоренцо ди Креди (флорентийской). Точно установить автора не представляется возможным. Вероятно, это Джованни ди Бенедетто Кьянфанини.
Фальсификаторство не приносило Горчичке ни материальных выгод, ни славы открывателя неизвестных шедевров. Его мотивы, по мнению историков, носили совершенно некоммерческий характер. Способный работать во множестве стилей, он считал себя не хуже старых мастеров, и доказывал это сам себе. Он улучшал композицию и превращал Батисту в Аминьони. Переписывал произведения флорентийской школы, как ученик Рафаэля. А Рафаэля копировал, как представитель феррарской школы. Может быть, он хотел почувствовать себя человеком Ренессанса. Может быть, искал границы собственных возможностей.
За полтора века ни один искусствовед ничего не заподозрил. Раскрыть подделки смогли только рентген и химия.
Но область применения талантов Горчички не ограничивалась живописью. Мог ли патриотический художник времён романтизма не участвовать в национальном движении ?..
(продолжение следует)