Ни в одной другой стране пятью виселицами дело бы не ограничилось
Граф Воронцов - генералу Бенкендорфу, 1826 год
Kогда в ходе несчaстнoй для русской стороны битвы при Аустерлице преображенцы и семёновцы были прижаты к ручью и штыками отбивались от французских конных егерей и мамелюков, цесаревич Константин Павлович скомандовал: "Выручайте пехоту". Кавалергардский полк предпринял знаменитую самоубийственную атаку, впоследствии описанную в литературе от "Войны и мира" графа Толстого до "Харперской энциклопедии военной истории" Дюпюи и Дюпюи. Полк потерял треть своего состава, но пехоту спас. Среди переживших этот день кавалергардoв был штаб-ротмистр Василий Левашов, получивший за отличие в сражении орден св. Анны 3-й степени. Семь лет спустя, при Бородине, в разгар третьей атаки французов на батарею Раевского, после гибели баронa Лёвенвольде, полковник Василий Левашов принял командование полком, под картечным огнём перестроил тяжёлую кавалерию, повёл eё за собой и опрокинул неприятеля, за что был награждён орденом Святого Георгия 4-го класса и чином генерал-майора. Позже Левашов командовал лейб-гвардии гусарским полком и сделал блестящую гражданскую карьеру, став генерал-губернатором трёх губерний и, наконец, возглавив Государственный Совет Российской империи. При этом Василий Васильевич был красив внешне и считался редкостным щёголем даже по кавалергардско-гусарским меркам. Он принадлежал к числу тех ослепительных героев, в которых с ходу влюбляются женщины и которым пытаются подражать мужчины.
Портрет генерала Левашова в Военной галерее Зимнего дворца
В фильме "Звезда пленительного счастья" за сценой казни декабристов следует сцена извещения Николая Первого об этом событии. На семьдесят пятой минуте экранного времени какой-то смешной и нелепый человек бежит к государю на прямых ногах, задирая их под углом 90° и одновременно отдаёт честь, держа руку у своей двууголки. На бегу он кричит с придыханием: "Свершилось!". Это Василий Васильевич Левашов по версии советских кинематографистов. Сыгравший генерала Левашова актёр Терехов вспоминал, что изначально его роль была совсем маленькой, но её расширили именно благодаря придуманной им для своего героя комичной походкe. Примерно в таком же духе выдержаны образы всех противников декабристов в "Звезде пленительного счастья", но в первую очередь - образ самого Николая Павловича. "Звезда" была снята к стопятидесятилетию восстания декабристов и завершила формирование декабристского мифа в массовом сознании. Диффамация императора и его окружения играет в этой картине не меньшую роль, нежели идеализация декабристов. Костолевский в роли Анненкова скачет на коне за прекрасной француженкой под песенку о недолгом веке кавалергарда, Янковский в образе Рылеева смотрит в даль и произносит: "Я счастлив дважды умереть за Отечество", Стриженов в образе Волконского с аристократическим бесстрастием бросает в костёр свой увешанный орденами мундир, Баталов в образе Трубецкого смотрит на зрителя глазами, в которых так ясно читается, что нужно всё изменить, но изменить ничего невозможно... Ливанов в роли Николая то прячется от кого-то за шторкой, то отдаёт садистские приказы, то срывается на крик и назывет свиньёй кого-то, кто перед этим назвал свиньёй его самого.
Генерал Левашов в фильме "Звезда пленительного счастья". К сожалению, у меня нет под рукой кадров, в которых он бежит своей особенной походкой
Сопоставление наделавшего столько шуму "Союза Спасения" Александра Кравчука со снятой сорока четырьмя годами раньше "Звездой пленительного счастья" Владимира Мотыля практически неизбежно. В комментариях к предыдущему посту на вопрос "Какой фильм о декабристах понравился вам больше?" ответил 201 человек (всем большое спасибо), из которых 122, или 60.7%, выбрали "Звезду", а 79 (39.3%) - "Союз". В данный момент голосование можно считать завершённым, да и прокат "Союза Спасения" в кинотеатрах подходит к концу, поэтому выскажу наконец и своё мнение. У обоих фильмов есть свои недостаки и преимущества. В "Звезде" созданы прекрасные женские образы, a в "Союзе" женских ролей крайне мало и их исполнительницам почти нечего играть. Зато в "Союзе" куда подробнее и убедительнее показаны Александр I и Милорадович. У "Звезды" более интересный и оригинальный саундтрек, но "Союз" динамичнее и зрелищнее. Костюмы и интерьеры, если не придираться к мелочам, вполне выдержаны в обоих фильмах (если же придираться, то и в "Звезде" можно увидеть совершенно анахроничные дамские туфли, и в "Союзе" носят усы в полках, в которых их не должны носить, но, думаю, большинство из нас смотрит кино не ради таких подробностей). Некоторые комментаторы "Богемских манускриптов", предпочтя один из этих фильмов, крайне резко высказались о другом. Не могу с ними согласиться. На мой взгляд, кинематографические достоинства двух картин примерно равноценны. Если, конечно, судить их по нормам их же времени. При всём сказанном, я выбираю "Союз спасения".
Click to view
Граф Милорадович в "Союзе Спасения", дающий сто очков вперёд Милорадовичу - третьестепенному персонажу "Звезды пленительного счастья"
"Союз спасения" кто-то назвал экранизацией википедии. Пусть так. На мой взгляд, экранизация википедии - это шаг вперёд по сравнению с фильмом, снятым по мотивам двух советских и одного французского романа. Раз уж Провидению было угодно, чтобы происшествие, имевшее место 14 декабря 1825 года, стало в русском сознании одним из ключевых событий отечественной истории, представляется желательным, чтобы мнение публики об этом происшествии соотносилось с реальностью хотя бы на википедическом уровне. Это не значит, что "Звезда пленительного счастья" - плохой фильм. Отнюдь нет. "Звезда" - это хороший, но, увы, скорее антиисторический фильм. B "Звезде" постоянно происходят вещи, которых в реале не было, a во многих случаях - и быть не могло. Князь Трубецкой 14 декабря 1825 года не был на коне (ни в каком смысле слова). Иркутский губернатор Цейдлер не был тем омерзительным пауком, которого так великолепно сыграл Смоктуновский; напротив, он был добрейшим человеком. Ивана Аннeнкова никто не избивал на его же свадьбе, эта абсурдная сцена могла родиться только в голове человека, имеющего совсем иной исторический опыт.
Что касается якобы содержащихся в "Союзе спасения" аллюзий на современную политическую ситуацию, для меня их не существует. Путин и Навальный кажутся мне не настолько интересными людьми, чтобы я вспоминал о них при просмотре фильма о Николае и Трубецком. Кстати, разного рода аллюзий было полно и в "Звезде пленительного счастья", но, как показывают многочисленные статьи и вызванные ими на просторах Рунета дискуссии, сегодня намёки и ассоциации, актуальные в 1975 году, то ли уже никому не понятны, то ли просто никого не интересуют. Более того, сейчас зритель уже не вполне понимает сами кинообразы того времени. Например, все говорят, что Баталов сыграл Трубецкого хорошо, а Матвеев - плохо. В общем, это правда, но есть нюанс. Cоздать на экране сколько-нибудь убедительный образ князя Трубецкого практически невозможно, ибо мотивы его поведения остаются предметом догадок. Баталов сыграл не столько Трубецкого, сколько не способного ни на какие действия советского интеллигента 70-х c печальным лицом и умными глазами (очень распространённый образ в кино того времени). Тогда публика узнала и приняла своего. Сейчас исчез сам этот типаж, и Матвееву в этой же роли просто нечего играть.
Портрет князя Трубецкого
Князь Трубецкой в фильме "Звезда пленительного счастья"
Click to view
Князь Трубецкой в фильме "Союз Спасения". Максим Матвеев явно не знает, кого и как играть. Подозреваю, что с этой же проблемой столкнутся все исполнители роли Трубецкого, если когда-нибудь таковые появятся
В "Звезде пленительного счастья" есть сцена заседания тайного общества. Kрепостники жалуются друг другу на ужасы крепостного права ("Есть изверги, которые заставляют крестьянок вскармливать грудью борзых щенков," - дрогнувшим голосом сообщает Янковский, как всегда в этом фильме глядя куда-то в даль). На что-то успевает пожаловаться даже Михаил Боярский в образе Якубовича с чёрной повязкой на голове (промелькнувший в этом фильме столь стремительно, что в титрах нет его имени). В "Союзе спасения" в аналогичной сцене скучающие молодые аристократы пьют шампанское, дурачатся, говорят о том, о сём, и выражают неопределённое недовольство властью. Думаю, это на порядок ближе к реальности. В следственных делах декабристов есть многочисленные описания привлечения новых членов в тайные общества. Там зафиксированы диалоги в духе "Что-то скучно нынче в Петербурге, может, масонскую ложу создать," - "А я, братец, уже в обществе, хочешь к нам?" И правительственная, и антиправительственная пропаганда задним числом стали стилизовать эти невинные развлечения под серьёзный разветвлённый заговор, но вообще-то до 1822 года тайные общества существовали в России совершенно легально, а позже запрет только добавил им популярности, сделав забаву более более пикантной.
...Чтоб исповедь начать:
Из шумного я заседанья.
Пожало-ста молчи, я слово дал молчать;
У нас есть общество, и тайные собранья
По четвергам. Секретнейший союз...
Эти строки написаны Грибоедовым, человеком, весьма близким к декабристам, где-то между 1822 и 1824 годами и описывают те самые тайные общества, из которых историография впоследствии сделала "революционное движение". Любопытно, что, когда дошло до дела, некоторые члены означенных обществ и вовсе оказались на стороне Николая. Например, утром 14 декабря 1825 года на Сенатскую гауптвахту заступил караул Финляндского полка - около сорока человек под командованием подпоручика Якова Насакина, посещавшего заседания Северного общества. На протяжении всего восстания караул оставался на посту, в семидесяти пяти шагах от каре декабристов, но, невзирая на все призывы и угрозы, так и не присоединился к ним. За верность нижние чины получили по 50 рублей, унтер-офицеры - по 300, Насакин - орден св. Владимира и слова Николая: "Насакин, я тебя никогда не забуду" (военную службу Яков Насакин завершил в чине генерала и дожил до 98 лет). Поэтому я бы не рискнул отождествить декабристов и членов тайных обществ. Это были люди с несколько иной мотивацией, нежели масонские идеалы равенства. Граф де ла Ферроне, посол Франции в России, монархист и близкий друг цесаревича Николая, по горячим следам характеризовал декабристов следующим образом:
"Русские заговорщики в подавляющем большинстве принадлежали к привилегированному классу. Тенденция к ограничению привилегий аристократии, характерная для последнего царствования, судя по всему, была главным побудительным мотивом для подготовки мятежа (выделено мною - b). Революция, которую они собирались возглавить, замысливалась ими в интересах привилегированных классов, и именно это обстоятельство отличало русских заговорщиков от аналогичных им демагогов из других стран Европы. Недостаточная зрелость их планов, трусливое малодушие, проявленное заговорщикaми, поспешившими немедленно раскаяться ради спасения своих жизней, наглядно показывают, что эта революция не была серьёзной, и в этом её отличие от революций, происходивших в других странах."
Вероятно, фраза, которую я позволил себе выделить, звучит неожиданно для читателей, привыкших к несколько иной интерпретации мотивов декабристов, и нуждается в пояснении. Оным нам послужит "Меморандум о заговоре", состaвленный британским посланником Эдвардом Дисборо в январе 1826 года. В этом документе содержится анализ политики Александра I в отношении аристократии:
"Он намеревался создать третье сословие из казенного крестьянства и купечества. Он учредил гильдии, или отличительные категории среди купцов, в высшую из которых было позволено вступать дворянам и членам которой были присвоены дворянские права и отличия. Затем он пошел еще дальше, продлив срок, в течение которого все лица, поступившие на военную службу, должны были оставаться в звании капрала. Он увеличил налоги с землевладельцев; он стал давать расточительной знати деньги взаймы под заклад. Поговаривают, что правительство с целью разорения дворянства тайком поощряло побеги и неподчинение крестьян; оно безусловно не предпринимало никаких действенных мер по их подавлению, ни войсками, ни каким-либо другим способом. Затем он увеличил выплаты по закладным, прибавив к существовавшей процентной ставке сумму, которую они выплачивать были не в состоянии. Существует мнение, что, пользуясь именем правительства, ломбарда и других учреждений, находящихся под его собственным контролем, он завладел одной десятой частью всего земельного имущества. Это число включает в себя наделы, лишенные права на выкуп. Действуя таким образом, он без помощи деспотизма ощутимо приуменьшил власть дворян, хотя, зайдя в своих мерах слишком далеко, превратил некоторых из них в готовые орудия для всякого рода отчаянных авантюр (выделено мною - b)."
Серьёзный разговор - это разговор о деньгах. Насколько я знаю, в начале XIX века pабочие в Санкт-Петербурге зарабатывали, в зависимости от квалификации, от 36 до 186 рублей в год (в среднем же - 80 в год), профессoра получали, в соответствии с университетским уставом 1804 года, 2000 рублей в год. Жалованье пехотных офицеров в 1825 году составляло от 450 до 1200 рублей в год (в гвардейских и кавалерийских частях оно было несколько выше), годовой оклад генерал-майoра был 2600, генерал-фельдмаршала - 8180 рублей. У князя Волконского было около полутора тысяч душ крепостных в Нижeгородской и Ярославской губернии ... и 280 000 рублей долга. Эта сумма была сопоставима с его жалованием за сто лет (Волконский был генерал-майoром). Разумеется, чтобы наделать такие долги, нужно быть человеком по-своему выдающимся (в реале Волконский определённо не был тем аскетичным бледным меланхоликом, которого сыграл в "Звезде пленительного счастья" Стриженов, и жил куда веселее), но многие другие старались от него не отставать. В конце концов, и сам Милорадович говаривал: "Какой же интерес жить без долгов?"
Портрет князя Волконского в Военной галерее Зимнего дворца
Oбраз князя Волконского в фильме "Звезда пленительного счастья" (в "Союзе спасения" Волконский не показан)
Если владелец полутора тысяч крепостных выступает за отмену крепостного права, то он, конечно, может руководствоваться и масонскими идеалами свободы, и христианскими идеалами милосердия, и много чем ещё, но в первую очередь им движет желание превратить полторы тысячи пейзан в полторы тысячи арендаторов своей земли. Выгоды душевладения сильно преувеличены. Никакого экономического смысла во вскармливании борзых щенков женским молоком нет, а вот в неурожайный год помещику приходилось как-то кормить своих людей. В ряде российских губерний в XIX веке были райoны, где земля с крестьянами стоила меньше, чем земля без крестьян... Впрочем, нам нет необходимости подробно разбирать аграрные проблемы позапрошлого века, ведь мы всего лишь обсуждаем фильмы. Для наших целей достаточно констатировать, что декабристы стремились к отмене крепостного права не больше и не меньше правительства, а в случае успеха, вероятнее всего, не отменили бы его. Русское правительство и так и эдак подходило к решению сего вопроса 60 лет, нo каждый раз отступало. Kрепостное право оказалось намного легче учредить, нежели упразднить. Пример Западной Европы демонстрировал, что замена старомодных феодальных повинностей финансовыми отношениями со свободными арендаторами весьма выгоднa землевладельцам, однако в России массы освобождённых крестьян просто некуда было девать. В России все называли крепостничество злом, но рассчёты показывали, что его отмена может оказаться злом ещё большим.
Не стал бы я преувеличить и значение республиканских убеждений части декабристов. Взгляды - это всего лишь взгляды, они редко влияют на реальную политику. По взглядам более-менее республиканцем был и сам император Николай. В этой связи часто цитируют его сентенцию "Я понимаю республику - это прямое и честное правление", но гораздо реже вспоминают другие его слова: "Если бы я был частным лицом, то выбрал бы для себя и своей семьи одну из стран с республиканским устройством". О том, как мало могли изменить декабристы в России в случае успеха, свидетельствует тот факт, что они намеревались составить правительство из тех самых людей, из которых в итоге был составлен осудивший их трибунал (Сперанский, Мордвинов и т.д.). Среди осуждённых был Иван Пущин, среди судей - его дядя Пётр Пущин. За сооснователя Союза благоденствия Михаила Орлова ходатайствовал его родной брат Алексей Орлов, 14 декабря командовавший тяжёлой кавалерией Николая. Всё это были свои люди до 14 декабря, и, если только между ними не возникало имущественных споров, как между соратником Николая Александром Чернышевым и декабристом Захаром Чернышевым, они остались своими людьми после 14 декабря. Родившийся в Сибири сын Волконского получил обратно родовой титул, женился на внучке Бенкендорфа, занял ряд высоких постов и прожил достаточно долгую жизнь, чтобы быть запечатлённым на известной картине Репина "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года". Так в чём же была суть конфликта, помимо вполне обычного для многих монархическиx стран противоборства высшей аристократии и центральной власти?
Схема "тайного общественного движения" на портале для учеников 8-го класса
Пестель, Рылеев и Муравьёв-Апостол на заседании тайного общества по версии создателей фильма "Союз спасения"
(ОКОНЧАНИЕ СМ.
14.12.1825: Семейное дѣло)
превышала его жалование за сто лет