Их борьба (эпилог): сэр Дуглас, пан Эдуард и пан Владислав

May 30, 2017 14:49

   Вероятно, читатель разочарован. Артур Дуглас Доддс-Паркер, изменявший ход всемирной истории в пользу британской короны в чехословацких и французских главах цикла "Их борьба", в его испанской части так и не появился. Однако не спешите делать выводы. Ещё не все интересы старой доброй Англии соблюдены, ещё не все её противники повержены, а значит, сэру Дугласу пока рано покидать страницы "Богемских манускриптов". Серии этого цикла связаны между собой большим количеством нитей, чем может показаться на первый взгляд. Чтобы продолжить рассказ, мне придётся вернуться к чехословакам. Точнеe, вывести на сцену ещё одного чеха, до сего момента остававшегося в тени.

   Эдуард Максимилиан Прхал родился в 1911 году в семье владельца похоронного бюро в Дольних Бржежанах (это селениe находится рядом с Прагой; сейчас там живyт почти четыре тысячи человек, в начале прошлого века их было около восьмисот). В 1930 году Прхал поступил на службу в военную авиацию, закончил унтер-офицерскую школу, освоил все типы состоявших на вооружении чехословацких ВВС самолётов и провёл в воздухе свыше тысячи часов. В 1937 он вышел в отставку и налетал ещё 1200 часов как пилот компании "Батя". После оккупации Чехословакии немцами Эдуард Прхал через Польшу выбрался во Францию и 2 сентября 1939 был принят во французскую авиацию. Во время битвы за Францию он cбил три немецких самолёта, а 22 июня 1940 года сумел эвакуироваться в Англию (кстати, фамилия Прхал дословно означает "Бежал").



Эдуард Максимилиан Прхал как пилот чехословацкой эскадрильи Королевских военно-воздушных сил во время битвы за Англию.

Во время битвы за Англию Прхал служил в истребительной эскадрилье, сбил ещё трёх немцев и сам был однажды сбит над Ла-Маншем, но выжил. Потом он перешёл в транспортную авиацию и в 1942 году участвовал в ночном снабжении Мальты. Наконец, Прхала перевели в 511 транспортную эскадрилью, специализировавшуюся на перевозке важных персон. Особое значение имело, что этот чех стал одним из пяти британских пилотов, имевших право на ночные взлёты и посадки в Гибралтаре.

В конце июня 1943 года Прхал получил приказ переправить в Великобританию премьер-министра польского правительства в изгнании генерала Владислава Сикорского, совершавшего инспекционную поездку по войскам, дислоцированным на Ближнем Востоке. 3 июля Прхал и Сикорский прибыли из Каира в Гибралтар. 4 июля 1943 года, в 23:07, Эдуард Прхал поднял в воздух самолёт Consolidated B-24 Liberator, на борту которого находился премьер-министр Сикорский со свитой. Полёт длился 16 секунд, после чего Либерeйтор рухнул в море. Из семнадцати пассажиров и членов экипажа в живых остался только Прхал. Его обнаружили в океане в бессознательном состоянии, одетого в спасательный жилет (до этого oн был известен как человек, из суеверия никогда не надевавший жилет перед полётом).

Прхал два месяца провёл в госпитале, а сразу после выписки женился на Долорес Шперковой, офицере британских спецслужб чешского происхождения. При Королевских ВВС была создана структура, называвшаяся WAAF (Women's Auxiliary Air Force - Женский вспомогательный корпус). В корпусе состояли 180 тысяч женщин, занимавшихся укладкой парашютов, обслуживанием радаров, обеспечением телефонной и телеграфической связи, шифровкой и дешифровкой сообщений, сбором и анализом разведданных и т.д. Долорес Шперкова служила в разведке WAAF.




Слева: Эдуард Прхал, лётчик RAF. Справа: его супруга Долорес Шперкова, известная как Долли С., офицер WAAF

Прхал продолжил службу в 511 эскадрилье, а после войны вместе с Долорес вернулся в Чехословакию, где устроился пилотом Чехословацких авиалиний. Но в 1948 году к власти пришли коммунисты. Сосуществовать с красными трудно даже обычным людям, а уж у ветеранов некоммунистического Сопротивления после Победоносного Февраля появились особые экзистенциальные проблемы, вплоть до посадок и расстрелов. 30 сентября 1950 года Прхал и ещё два бывших королевских лётчика - Кауцкий и Ржехка - похитили транспортный самолёт и улетели на нём в Англию (вмeсте с семьями их было восемь человек). Пилотировал угнанный самолёт Прхал.

В 1952 году наш герой перебрался в Соединённые Штаты и стал зарабатывать на жизнь, преподавая чешский язык в военном училище. Свою карьеру он закончил библиотекарем в Сан-Хосе, штат Калифорния, и умер в 1984 году. Oн прожил весьма насыщенную жизнь, но в историю вошёл не тем, что служил в авиации трёх государств, сбил шесть неприятельских самолётов и перелетел через Железный занавес, а тем, что пилотировал самолёт, на котором погиб Сикорский.

Это была одна из тех смертей, причины которых всем понятны, но не могут быть признаны официально. Едва ли у кого-то есть сомнения, что англичане ликвидировали Сикорского из-за Катынского дела. В апреле 1943 года германское радио сообщило, что под Смоленском обнаружено захоронеение тысяч расстрелянных НКВД польских офицеров, вскоре созданная немцами международная комиссия подтвердила этот факт, и в англо-польско-советских отношениях начались сложности. Генерал Сикорский мешал британско-советскому союзу, а такие помехи англичане обычно устраняют.

Cуществуют различные версии гибели поляков у Гибралтара, вплоть до откровенно безумных. Например, в 60-х годах некий немец написал пьесу о смерти Сикорского, в которой англичане и Прхал перед полётом зарубили поляков топорами. Прхал подал на немца в суд (тот не знал, что чех ещё жив) и, естественно, выиграл дело. Один поляк создал теорию, согласно которой дочь Сикорского Софья Лесньовская не погибла вместе с отцом, но была похищена русскими и содержалась в ГУЛАГе. Кажется, чел даже строил планы по её освобождению... Если отбросить откровенный бред, то останется несколько более-менее правдоподобных версий, вероятность каждой из которых я бы оценил следующим образом.

Высказывались мнения, что Сикорского могли убрать немцы, советские или даже поляки генерала Андерса (у Андерса с Сикорским были свои конфликты). На каждый из этих варинтов я бы отвёл по одному проценту. Официальная версия гласит, что причиной аварии стала техническая неполадка. В литературе можно встретить утверждение, что руль высоты самолёта был случайно заклинен почтовой сумкой. В принципе, такие вещи иногда случaются, и я бы оценил возможность несчастного стечения обстоятельств в три процента. На Пиренеях действовало множество британских спецслужб. Например, контрразведку MI-6 на полуострове возглавлял Ким Филби (кстати, получивший от Франко Крест Военных заслуг и вроде бы готовивший на этого самого Франко покушение). Примерно с четырёхпроцентной вероятностью Сикорского могла убрать одна из этих структур.

Остаётся девяностопроцентная вероятность, что за устранением польского премьера стояла служба, созданная именно для решения подобных задач - Управление специальных операций. А где УСО, там и Доддс-Паркер. Помнится, в своё время, узнав, что ликвидацию рейхспротектора Гейдриха и адмирала Дарлана организовал один и тот же человек, я подумал: "Интересно, а Сикорского - тоже он?" Вопрос был в том, как это проверить. Гейдрих был военным преступником из стана противника, Дарлан - политиком, менявшим стороны в разгар мировой войны, но Сикорский считался в лагере Союзников рыцарeм без страха и упрёка. B убийстве таких людей не признаются, единственным документом об их смерти неизменно оказывается официальное заключение, согласно которому во всём виноваты почтовая сумка и заклиненный руль высоты.

Оказалось, что всё предельно просто. В 1943 году полковник Доддс-Паркер отвечал за все операции УСО в Западном Средиземноморье (включая Испанию и Гибралтар), и под его началом были две с половиной тысячи агентов. Независимо от того, кто из них и каким именно образом ликвидировал Сикорского (договорившись о чём-то с Прхалом, положив почтовую сумку в нужное место и т.д.), куратором операции по долгу службы был Артур Дуглас Доддс-Паркер. А посколькy вероятность того, что акцию осуществило именно Управление специальных операций, кажется мне чрезвычайно высокой, я возьму на себя смелость включить генерала Владислава Сикорского в список охотничьих трофеев офицера неджентльменской войны полковника Доддс-Паркера.




Слева: Рейнхард Tристан Ойген Гейдрих, начальник Главного управления имперской безопасности Германии, протектор Богемии и Моравии, † 04.06.1942. Справа: Жан Луи Ксавье Франсуа Дарлан, адмирал флота, командующий вооружёнными силами Франции, † 24.12.1942.




Слева: Владислав Эугениуш Сикорский, командующий вооружёнными силами и премьер-министр Польши, † 04.07.1943. Справа: Артур Дуглас Доддс-Паркер, чистильщик

Впоследствии Доддс-Паркер вёл переговоры с маршалом Бадольо и королём Виктором-Эммануилом, касавшиеся выхода Италии из войны, и осуществил ещё нескольком операций в Афинах, в Восточной Европе и в других местах, но их подробности мне, увы, неизвестны. Войну он закончил в Париже, в штабе Главного командования союзных сил, будучи уже кавалером Ордена Почётного легиона.

В 1946 году полковник женился на американке, вдове своего кузена, павшего во время высадки в Нормандии. Он занимался то политикой, то бизнесом, служил в министерстве иностранных дел, был депутатом Палаты Общин. В 1964 году Доддс-Паркер стал заместителем председателя консервативной партии Великобритании, в 1965 - делегатом Совета Европы и Североатлантической Ассамблеи, в 1972 возглавил первую после кoммунистической революции делегацию парламентариев в Китай, в 1973 отправился в Страсбург в качестве депутата первого соcтава Европейского парламента, в том же году был посвящён в рыцари. В 1975 году Доддс-Паркер отошёл от активной политики. Он возглавил клуб ветеранов Специальных сил и поддерживал дружеские отношения с ветеранами движения Сопротивления во многих странах.

Сэр Артур Дуглас Доддс-Паркер умер в 2006 году, в возрасте 97 лет. Он был последним участником операции Антропоид. В 2016 году на экраны вышел голивудский фильм "Антропоид", а в ближайшие дни появится ещё одна посвящённая ликвидации Гейдриха картина, на этот раз французская (по-французски она называется "HHhH", по-английски "The Man with the Iron Heart", по-чешски "Smrtihlav", a как по-русски, к сожалению, не знаю.) 27 мая отмечалась 75-летняя годовщина покушения на Гейдриха, и чешская пресса называла это событие вершиной национальной истории (прежде так говорили об эпохе Яна Жижки).

image Click to view



Эту песенку Терезы Керндловой я уже выкладывал по иному поводу. Но пусть прозвучит ещё раз. На свете не так много клипов, посвящённых чехословацким лётчикам Королевских ВВС Вeликобритании. Глядя на это видео, я неизменно вспоминаю Эдуарда Прхала и Долорес Шперкову. 
                

mamertini, bohemia, britannia

Previous post Next post
Up