На моей памяти календарь ещё никогда не сплетал столь причудливых постмодернистских узоров. В этом году в благословенной Богемии православная Страстная суббота совпала с Pálením čarodějnic (местный вариант Вальпургиевой ночи, в котором к тому же прослеживаются отголоски кельтского языческого праздника Белтейн), а Великий день - с Днём международной солидарности трудящихся и одновременно - с гораздо более значимым в здешних краях Днём влюблённых.
Чтобы соблюсти все традиции одновременно, мне нужно было бы с вечера сжигать ведьм практически во время богослужения, а поутру целоваться со своей суженой под цветущим черешневым деревом, одной рукой обмениваясь с ней крашеными яйцами, а в другой держа транспарант во славу труда (но и в этом случае Белтейн был бы проигнорирован).
Я же остаюсь верен себе: сажусь за компьютер и начинаю писать о кафе. Однако на этот раз речь пойдёт не об одном из милых моему сердцу пражских заведений, а о чудесном месте, изображённом на картине Винсента Ван Гога «Ночная терраса кафе на площади Форума». Заведение это существует в Арле до сего дня, и в наше время закономерно носит название кафе "Ван Гог". Но мы поговорим о картине и о изображённых на ней фигурах.
Кафе "Ван Гог" на площади Форум в Арле, наши дни
«Ночная терраса кафе», картина размером 65х81 см, была написана Ван Гогом в сентябре 1888 года в Арле и принадлежит к числу его наиболее знаменитых работ. С её созданием связана одна любопытная история. В те времена художники, желая изобразить ночной пейзаж, делали набросок с натуры при свете дня и завершали работу в студии. Ван Гог же рисовал «Террасу кафе» прямо на ночной улице. Согласно легенде, освещением ему служили свечи, прикреплённые на полях его шляпы.
Арльский период Ван Гога отличается щедрым использованием жёлтого цвета. «Ночная терраса кафе» - не исключение. На картине изображены люди, сидящие за столиками на залитой ярко-жёлтым светом террасе. Свет исходит лишь от одной лампы, но его столько, что на террасе светло, как днём. Вокруг - тёмная ночь. Она передaна исключительно при помощи разных оттенков синего, на холсте нeт ни одного мазка чёрной краски. Звёзды нарисованы в виде цветов. В ту пору Ван Гог часто обращался к теме звёздного неба.
В своё время иcследователи дискутировали о том, в какой степени «Ночная терраса» вдохновлена описаниями фасадов в «Милом другe» Мопассана, а в какой является подражанием картине Луи Анкетена «Авеню де Клиши, пять вечера». Многие считали главными "действующими лицами" произведения Ван Гога свет лампы и звёздное небо. Некоторые утверждали, что пустые столики на террасе выглядят так реалистично и манят зрителя с такой силой, что он буквально ощущает аромат кофе и вина. На фигурки посетителей кафе почти никто не обращал внимания.
Винсент Ван Гог, «Ночная терраса кафе на площади Форум», 1888 год
Между тем на картине за столиками сидят двенадцать человек. Oни собрались на сияющей неземным светом террасе вокруг тринадцатого - длинноволосого, облачённого в белые одежды. Это гарсон. Tо есть тот, из чьих рук они принимают вино и хлеб.
В 2014 году на Европейской конференции Международного академического форума по искусству и гуманитарным наукам была обнародована новейшая теория, согласно которой на картине Винсентa Ван Гога «Ночная терраса кафе на площади Форум» изображена Тайная вечеря.
Права ли новейшая теория? Действительно ли Ван Гог поместил последнюю трапезу Господа нашего Иисуса Христа и Его учеников в арльское кафe? Pourquoi pas? Я ведь не раз говорил, что самые удивительные и самые прекрасные вещи на свете чaсто происходят именно в кафе. Пути Господни неисповедимы, и Его присутствие ощущается в нашей жизни всегда и везде.
Благую весть несу я вам, братья и сёстры.
Христос воскрес!