Дао австро-венгра III

Aug 11, 2015 21:27

     Я не раз повторял, что считаю одной из фатальных ошибок русского мышления переоценку всего немецкого - от философии Канта и Гегеля до роли Германии в Евросоюзе. Немцы - самые прекрасные люди на свете, но в мире политики определение "прекрасные люди" является приговором. К 1919 году Требич-Линкольн получил всемирную известность как несколько раз сменивший религию и отсидевший в тюрьме за мошенничество международный шпион. Вы бы стали иметь дело с человеком, обладающим такой репутацией? Hемцы стали.

  Наш герой появился в послевоенном Берлине без гроша в кармане и некоторое время перебивался с хлеба на воду. Как только ему удалось опубликовать статью в газете и заработать первые 100 марок, он начал ходить по кафе на бульваре Курфюрстендамм и признаваться в любви к Германии, равно как в ненависти к Англии. Этого оказалось достаточно, чтобы прекрасные люди познакомили его с лучшими сынами своего народа - полковником Максом Бауэром, генералом Людендорфом, генералом Лютвицем, майoром Фрицем фон Штефани и т.д.

Это были лидеры патриотического движения, предводители Фрайкорa и Стального Шлема, люди, намеревавшиеся оспорить условия Версальского договора и восстановить попранное величие своего отечества. О состоянии умов патриотов свидетельствует то обстоятельство, что они придерживались монархических взглядов, но не могли договориться, в чью пользу надлежит реставрировать монархию - императора Вильгельма II или крон-принца Вильгельма (III). В их кругу Требич-Линкольн почувствовал себя, как рыба в воде.

Он вступал в одну правую организацию за другой. Его соратниками становились немецкие националисты, венгерские монархисты и русские эмигранты. Все они строили фантастические планы возобновления довоенных порядков в Восточной Европе, намереваясь то поднять восстание судетских немцев в Чехословакии, то занять Вену силами венгерской армии, то разгромить Францию русскими руками (предварительно свергнув большевиков в Москве). Требич-Линкольн всем говорил, что ведёт свою частную войну против Великобритании, и оказывался в сердце любого панъевропейского заговора.

Немецкие монархисты отправили Требича в Голландию для переговоров с пребывающими там в изгнании Гогенцоллернами и уточнения вопроса о претендентстве на германский престол после восстановления оного. Император отказался принять Ай-Ти-Ти Линкольна. Крон-принц удостоил его краткой аудиенции. Английские газеты написали, что Гогенцоллерны пытаются вернуться на трон с помощью известного мошенника и международного авантюриста.

10 марта 1920 года командующий войсками Берлинского округа генерал Лютвиц предъявил правительству ультиматум и выдвинул свои части к столице. Начались события, вошедшие в историю под названием Капповский путч. 13 марта войска заговорщиков, насчитывавшие до 30 тысяч человек, заняли Берлин. Президент и правительство бежали (характерно, что путчисты даже не попытались их арестовать). Формирование нового правительства военные поручили штатскому лицу - Вольфгангу Каппу.

Игнац Требич-Линкольн занял в правительстве Каппа пост министра цензуры.

Это правительство продержалось четыре дня. Верные прежней власти войска отказывались стрелять в путчистов, но и переходить на их сторону тоже не собирались. Левые организовали направленную против путча стачку и парализовали Берлин. Крайне левые начали формировать отряды красной гвардии. У путчистов не было денег. Имперский банк отказался иметь с ними дело. У них было тридцать тысяч вооружённых сторонников, и они не знали, как заставить кассира выдать им деньги.

Существует забавная история о том, как делавший первые шаги в политике Гитлер прилетел из Мюнхена в Берлин поддержать восстание патриотов. С несколькими соратниками он появился в одном из правительственных зданий и увидел там...  Требича-Линкольна, отдающего кому-то распоряжения. "Пойдем отсюда, Адольф, нам здесь делать нечего," - потянул Гитлера за рукав кто-то из его друзей. Будущий фюрер вернулся в Мюнхен. Люди, удивляющиеся, как паяц вроде Гитлера мог прийти к власти, просто не задумываются, на каком фоне он действовал.

Наконец, Капп бежал в Швецию. Вернувшиеся в Берлин власти выдали ордера на арест участников путча. Полковник Бауэр, майoр Штефани и Игнац Требич-Линкольн составили нечто вроде подпольного триумвирата и перешли на нелегальное положение, чтобы продолжaть борьбу. Для начала они уехали в Мюнхен. Посланные для их ареста берлинские детективы были сами арестованы мюнхенской полицией, начальник которой принадлежал к числу баварских сепаратистов и желал показать, что пруссаки в Баварии - никто.

Свою деятельность в подполье Требич описывает как серию весёлых приключений. Он пользовался разными именами - Патрик Килан, Траутвейн и т.д. (я знаю далеко не все его псевдонимы). Под этими фамилями Требич перемещался по всей Европе и составлял всё более фантастические заговоры. Иногда его спутником был полковник Бауэр, иногда - русский генерал Василий Бискупский.

Как-то раз Требич и Бауэр пересекали австро-венгерскую границу, и пограничники, взявшие их паспорта для проверки, что-то заподозрили. Заговорщики просто выскользнули из вагона, сели в поезд, стоявший на соседней платформе, и предъявили другим пограничникам паспорта на иные имена.

Однажды в Швейцарии портье узнал Требича, недавно останавливавшегося в этом же отеле под другим именем, и вызвал полицию. Полицейские забрали оба паспорта нашего героя и запретили ему покидать страну до выяснения его настоящей личности. Он тут же уехал, воспользовавшись своим третьим паспортом.

Потом была туманная афера с фальшивыми рублями в Будапеште. Заговорщикам зачем-то понадобилось напечатать два миллиона русских дореволюционных рублей, Требич контрабандой перевозил через границу матрицы...

Это продолжалось несколько месяцев. Наконец, майoр Штефани что-то заподозрил и предложил полковнику Бауэру ликвидировать Требича. Естественно, Требичу это стало известно (ведь мы говорим о самых прекрасных людях на свете; соображения чести заставляли их предупреждать о своих умыслах каждого, против кого они что-то затевали).

Тут Требич-Линкольн понял, что участие в немецких заговорах - это ошибка, и перешёл на сторону Антанты. К тому времени он был членом пятнадцати различных партий, движений и организаций, вплоть до Белого Интернационала. Во многих из них - на руководящих должностях.

Вспоминая об этом деле, Требич-Линкольн особо оговаривает, что с русскими эмигрантами он был честен и заранее предупредил их о своей измене германскому делу. По версии Требича, Бискупский не возражал, ибо к тому времени и сам пришёл к выводу, что связался с шутами гороховыми, с которыми лучше не иметь ничего общего. Вообще, Бискупский производит впечатление человека, довольно быстро разобравшегося, кто есть кто в немецкой политике. Например, в 1923 году, после провала Пивного путча, он некоторое время прятал в своей квартире Гитлера, чем обеспечил себе благополучное будущее в Третьем Рейхе.

Находясь в Вене, Требич-Линкольн обратился во французское и чехословацкое посольства и предложил им купить документы различных легальных, полулегальных и нелегальных немецких и венгерских организаций. И французы, и чехословаки принялись с ним торговаться. У чехословаков он попросил полмиллиона крон. Они ответили, что решения о таких суммах примаются только в Праге. И он поехал в Прагу.

"Чехословакия - это ловушка," - говорит один из героев Ремарка (не помню, в каком романе; кажется в "Возлюби ближнего своего"). О том, как Чехословацкая Первая республика стала английской ловушкой для всей Германии, я в своё время рассказывал (см. Охота на саламандр). Но этого мало. Надо мне как-нибудь собраться и описать Первую республику поподробнее. А пока изложу, что приключилось в этой стране-ловушке с Требичем-Линкольном.

Вести переговоры с ним был уполномочен доктор Гайшман из министерства внутренних дел. Гайшман предложил Требичу выплатить полмиллиона по частям: первый транш - 200 тысяч, второй - 300 тысяч крон. Требич согласился, составил меморандум в 58 страниц (в котором сдал всё и всех) и приложил к нему около пятидесяти документов и улик, включая поддельные рубли (впоследствии чехословаки передали эти материалы французам и американцам; их рассмотрение в Лиге Hаций привело к разоружению и запрету некоторых организаций в Германии и Венгрии).

Требич-Линкольн получил 200 тысяч. К нему в Прагу приехала его семья. Между тем доктор Гайшман куда-то уехал. Его заместитель доктор Новотный куда-то уехал. Его начальник доктор Бенеш тоже куда-то уехал. Чехи сказали Требичу, что в Праге сейчас никого нет, и деньги ему выплатит пан Долежал в Вене. Когда Требич прибыл в Вену, чехословацкое посольство обратилось в венское управлении полиции с просьбой депортировать Требича из Австрии, как мошенника.

По версии чехословацкого правительства, документы Требича-Линкольна были поддельными. По версии Требича-Линкольна, чехословаки сами cфальсифицировали часть его материалов, чтобы сэкономить 300 тысяч крон. Начались встречные иски и суды. Заодно против нашего героя было выдвинуто обвинение в государственной измене. 18 февраля 1921 года его арестовала австрийская полиция. Процесс прoдлился до 4 июня и был прекращён за недостаточностью улик.

К середине 1921 года Игнац-Тимоти Требич-Линкольн был человеком, обанкротившимся в Румынии, депортированным из Соединённых Штатов, отсидевшим в тюрьме в Великобритании, находящимся в розыске в Германии, обвинённым в мошенничестве в Чехословакии, обвинённым в государственной измене в Австрии и нажившим себе уйму врагов в Венгрии. Он понял, что Запад - это ошибка, и отправился на Восток.

Честно говоря, не знаю, под каким именем Требич-Линкольн появился в Гонконге. Но на этот раз он выдавал себя за американского журналиста. В мемуарах Требич подчёркивает, что некий американский друг прислал ему тысячу долларов (увы, идентифицировать таинственного друга я тоже не в состоянии). Что же касается замыслов нашего героя, то они были поистине грандиозны. Не будем забывать, что он (по его собственной версии) продолжал свою частную войну против Англии.

Требич утверждал, что желает разрушить Британскую империю. Он нашёл две жемчужины, которые можно было выковырнуть из британской короны - Египет и Индию. Наш герой обдумывал идею захватить Египет руками эфиопов, но эфиопские ресурсы показались ему слишком ограниченными для такого мероприятия. Другое дело Китай. Китайских сил при правильной организации дела должно было вполне хватить для изгнания англичан из Индии. Требич-Линкольн приехал на Восток, чтобы сделать Китай великой державой и сокрушить Британию.

В 1912 году в Китае произошла революция. B 1916-м началась так называемая эра милитаристов. Центральное правительство было более или менее декоративным, страну разделили между собой генералы и маршалы, контролировавшие кто одну, кто несколько провинций (обычно они называли себя губернаторами). За одними милитаристскими группировками стояли англичане или американцы, за другими - японцы. Война всех против всех стала бытовым фоном. Под словом "политика" подразумевалось предательство одного генерала другим.

Милитаристы были как на подбор колоритнейшими личностями. Например, губернатор провинции Шэньси генерал Фэн Юйсян сам принадлежал к методистской епископальной церкви и своих солдат заставлял принимать христианство. А генерал Ян-Сэнь, губернатор провинции Сычуань, был даосом, учеником мастера Ли Цинъюня. Китайцы утверждают, что этот Ли Цинъюнь питался корнем женьшеня и одному ему известными травами, благодаря чему дожил до 256 лет. Ян-Сэнь, в свою очередь, заявлял, что мастер Ли Цинъюнь раскрыл перед ним часть секретов своего долголетия (шутки шутками, но умер генерал-даос Ян-Сэнь на Тайване в 1977 году, в возрасте 93 лет).

В общем, Китай 1921 года был словно создан для такого человека, как Требич-Линкольн. Замечательная страна. Пожалуй, даже лучше, чем Германия. Первым делом Требич-Линкольн встретился с теснимым врагами генералом Ян-Сэнем, и дал ему мудрый совет: нужно обратиться за помощью к маршалу У Пэйфу. Ян-Сень не верил Требичу, ведь в прошлом году он воевал с маршалом. Нo Требич его уговорил. И надо же такому случиться, У Пэйфу действительно пришёл Янь-Сэню на помощь. И вместе они одержали славные победы...

Ах да, я же не представил вам маршала У Пэйфу. В тот момент сей полководец был восходящей звездой китайской политики. Он контролировал что-то около половины Китая и возглавлял чжилийскую группировку, за которой стояли англичане. Так уж получалось у Требича-Линкольна, что, воюя по всему миру с Британской империей, он то топил её врагов, то оказывал услуги её друзьям.

Решив насущные проблемы генералы Ян-Сэня, Требич-Линкольн перешёл на службу непосредственно к маршалу У Пэйфу. В рамках осуществления своего зловещего плана по изгнанию англичан из Азии он стал советником их лучшего друга. Если верить Требичу, вместе с У Пейфу они развернули реформаторскую деятельность такого масштаба, что их имена должны быть записаны в историю вместе с именами Цинь Шихуанди, Петра Великого и Иосифа II - реорганизовывали армию, поднимали экономику, создавали инфраструктуру, просвещали народ и т.д.

В 1922 году маршал У Пэйфу выиграл Первую Чжили-Фэнтяньскую войну и поставил под свой контроль центральное правительство в Пекине. Для окончательного объединения Китая и превращения его в великую державу ему не хватало кредита в 25 миллионов золотых долларов и нескольких военных специалистов. Требич-Линкольн пообещал найти и то и другое, и в 1923 году отправился в Европу. Его сопровождали семья и четверо китайцев. По версии Требича - один генерал и три сановника. По версии английской прессы - нанятые за гроши кули.

Требич-Линкольн путешествовал под именем Толнаи. Поскольку в Германии всё ещё действовал ордер на его арест, он предпочёл встретиться со своим старым соратником полковником Максом Бауэром в Венеции. В отеле "Даниэли". Требич особо подчёркивает, что именно в "Даниэли", и я ему не удивляюсь. Там, в холле этого замечательного отеля, полковник Бауэр подписал договор, согласно которому в 1924 году должен был поступить на службу к маршалу У Пэйфу. И он действительно вскоре уехал на Восток. Но почему-то доехал только до Москвы. И стал военным советником у большевиков.



За неимением относящихся к 1923 году портретов Требича-Линкольна, проиллюстрирую этот пост фотографией холла венецианского отеля "Даниэли", в котором наш герой под именем Толнаи вёл переговоры с полковником Бауэром.

Что касается денег, 17 ноября 1923 года в Цюрихе Требич-Линкольн подписал кредитный договор с венской фирмой "Кнолл". Фирма обязалась предоставить маршалу У Пэйфу кредит в сумме 25 миллионов золотых долларов и получала эксклюзивные права на строительство железных дорог, мостов, аэропортов и много чего ещё в контролируемых маршалом провинциях. В декабре Требич-Линкольн с семьёй и своими то ли сановниками то ли кули покинул Европу и через Канаду вернулся в Китай.

По версии нашего героя, только прибыв в Нанкин и долгое время тщетно прождав перевода денег от фирмы "Кнолл", он выяснил, что это не банковский дом, а небольшая мебельная фабрика (сам Требич впоследствии объяснял аферу с фирмой "Кнолл" безумием и мегаломанией её владельца).

Между тем ветренная фортуна отвернулась от У Пэйфу и на поле боя. В 1924 году он проиграл Вторую Чжили-Фэнтяньскую войну, против него выступил Гоминьдан, его предал коварный генерал-христианин Фэн Юйсян. Он лишился контроля над пекинским правительством и терял одну провинцию за другой.

Увидев крах маршала, Требич-Линкольн покинул Китай и предпринял ещё одно путешествие по Европе и Америке. В какой-то момент, находясь на британском корабле посреди бескрайнего океана, он вдруг осознал, что его жизнь в миру - это ошибкa, и принял решение уйти в монастырь.

В буддийский монастырь.

image Click to view



Когда-то я уже выкладывал песенку "Жизнь - это только случай" в современной aранжировке. А вот как звучала её оригинальная версия в фильме времён Первой республики "Деньги или жизнь". "Жизнь - это только случай, иногда ты наверху, иногда внизу. Жизнь течёт, как вода, а смерть - как море". Если вы досмотрите этот очаровательный кинофрагмент до конца, то, наверное, вспомните сентенцию ремарковского героя: "Чехословакия - это ловушка".

(ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ)

mamertini, bohemia, felix austria, britannia

Previous post Next post
Up