Oct 12, 2009 23:21
Зацепила краем глаза финал программы "Честный понедельник" - это такое ток-шоу на злобу дня и ночи, только приглашенные там не токуют, а в голос все кричат друг на друга, притом одновременно. Таким своеобычным способом гости этого ристалища пытались ответить на вопрос, как же следует нам относиться к советскому прошлому: а) гордиться, б) стыдиться, в) принять как есть.
Так вот, 56, что ли, процентов пациентов телеканала НТВ сказали А. Гордиться то есть. И ведь звонили специально на телевидение, тратили драгоценные минуты жизни.
Я попыталась навскидку вспомнить, есть ли для меня что-нибудь этакое в том периоде прошлого, который пришёлся как раз на это "советское"? Чем могла бы я гордиться в своей советской юности?
Тем, что приходилось отсиживать на комсомольских собраниях? Тем, что приходилось писать сочинения про образ кого-то там в книге Леонида Брежнева "Малая земля", наизусть учить катехизис про три этапа отношения к середняку и 16 признаков империализма на уроках истории? Тем, что дома говорили одним языком, а в школе надо было уметь разговаривать другим? Тем, что потом в Универе приходилось самой для себя писать характеристику и бегать с ней по 10 инстанциям (бюро группы, бюро курса, партком курса и так далее - до парткома МГУ, на котором меня срезали из-за того, что я не знала, как расшифровывается, блядь, NATO - зато теперь я всю жизнь помню, что North Atlantik Treaty Organisation) - и всё это только для того, чтобы выехать к маме с папой на две недели на каникулы в Будапешт! (Ау, чип-трип, люди, объехавшие к 25 годам полмира - как вам такой вот квест?) Или тем, что потом мой научный руководитель, милейший Анатолий Фёдорович Зотов, у которого я писала курсовые и диплом, говорил "Ирочка, надо вступать в партию, без этого трудно будет защититься"? Этим надо гордиться? Или тем, что маленькому сыну приходилось делать творог из кефира (вскипятить кефир, когда сыворотка начнет отделяться от этой, как ее, гущи, скинуть в дуршлаг на марлечку!) Марлечками этими гордиться, которыми у меня вся кухня год была увешана, потому что не было в магазинах творога?
Кто эти люди, эти 56% зрителей этой программы, о которых Минаев говорит "Так решила страна"?
Выходит, всё это не "купить", а "достать", не "заработать", а "получить", всё это не "я решил", а "партия сказала"; вся эта гадость, в которой мы жили, всё это бесконечное круговое враньё, - всё это, как ни хотелось бы Ускову, никуда из мозгов не делось. Взболталось за 15 лет, но не смешалось, а теперь осело себе примерно туда же, где и находилось.
"Не надо раскалывать общество, нашу историю не изменить! давайте учиться на ошибках и двигаться дальше!" - выкрикивает Митволь лозунги, не замечая того, что они взаимоисключающие.
Да, историю нельзя изменить - но можно изменить отношение к фактам. Ошибки, прежде чем на них учиться, хорошо бы для начала признать.
А то получается как-то чуднО. В 1991-м приняли закон о реабилитации жертв репрессий. Признали, стало быть, что жертвы - были. А вот про палачей как-то ничего не сказали. "Палачи" - я не люблю это слово, оно не очень точное, не из моего лексикона - но как ещё назвать тех, кто уничтожает жертв? Раз есть жертвы, значит и эти самые были. А как же?
Советская система и была идеальной машиной репрессий. Что, есть какие-то другие факты?
Почему бы это наконец не сказать вслух?
Что в этом страшного, признать, что страна 70 лет прожила под тоталитарным режимом - и пострадала от него? И что мы больше этого не хотим?
Но только так признать, не как в 90-е, не понарошку. А например, в программе у Минаева хотя бы.
Вот этот Долгих, который "была бы советская власть, вы бы все поехали на Колыму", один из самых крупных винтиков и даже шестерёнок той Системы - почему он так себя сейчас по-хозяйски чувствует? Почему дурацкие персонажи из "наших" так звонко горланят про свои исключительные компетенции? (Кто им платит, кстати, за прибивание грехов к столбам, кто их вообще содержит?)
А потому, что транслируются внятные сигналы: у нас всё ок, страна решила гордиться.
Чтож, как в том анекдоте, "тоже вариант".
Скоро, возможно, Солженицына расканонизируют обратно. А то неаккуратненько получается - всё-таки столько мерзостей человек про советы написал, а его в классики.
Всё это печалит меня до чрезвычайности.
Если вы принесёте к психологу свою депрессию или синдром хронической усталости, первое, с чего он начнёт - это анамнез. Когда всё началось, да какие отношения были с родителями. Если вы придёте к хирургу с гноящейся раной - он сначала всю дрянь оттуда вычистит, а потом только лекарство будет класть.
Мне прям кажется, что со страной - то же самое. Она психически болеет, и серьёзно.
Нет, давайте делать вид, что у нас и сейчас всё хорошо, и раньше было просто потрясающе. Не будем раскалывать общество, прекратим эти бесплодные дискуссии, примем историю как данность. Даже будем ее уважать - всю, чохом, прямо с 37-м годом, с лагерями, с парткомами этими ебанатическими. С марлечками для варёного кефира. Нет, ребята, я пас.
Сорри, много эмоций. Вот что значит - долго ходить мимо броневичка и говорить себе "нафиг-нафиг, я лучше, пожалуй, в башне из слоновой кости посижу".
броневичок