Сталин: «а дьявол, разумеется, на моей стороне…» . Взрыв Храма Христа Спасителя

Oct 03, 2017 20:22

Оригинал взят у harmfulgrumpy в Сталин: «а дьявол, разумеется, на моей стороне…» . Взрыв Храма Христа Спасителя
Сталин: «Ну, а дьявол, разумеется, на моей стороне. Потому что, конечно же, каждый знает, что дьявол - коммунист.…»


Взрыв Храма Христа Спасителя 5 декабря 1931 г. по распоряжению Сталина



Протоколы встреч на высшем уровне Рузвельта, Черчилля и Сталина и дипломатические документы времен войны дают некоторые интересные свидетельства высказываний лидеров союзников по религиозному вопросу.

Наиболее впечатляющей является фраза Сталина "дьявол, разумеется, на моей стороне".

Эта фраза была сказана Сталиным на обеде после второго заседания Тегеранской конференции 28 или 29 ноября 1943 года. Во время обеда по воспоминаниям Черчилля и других участников произошел такой краткий диалог:

Черчилль: «Я полагаю, что Бог на нашей стороне. Во всяком случае, я сделал все для того, чтобы он стал нашим верным союзником…»

Сталин: «Ну, а дьявол, разумеется, на моей стороне. Потому что, конечно же, каждый знает, что дьявол - коммунист. А Бог, несомненно, добропорядочный консерватор…»»
http://lib.rus.ec/b/348774/read

На английском языке эта фраза была запротоколирована следующим образом: "God is on your side? Is He a Conservative? The Devil's on my side, he's a good Communist." https://en.wikiquote.org/wiki/Joseph_Stalin

Эта фраза особенно важна в контексте появившихся слухов-небылиц о якобы покаянии Сталина.
Важно здесь отметить, что данная фраза была сказана Сталиным уже после выборов Патриарха в Москве и дарования относительной и самой минимальной свободы Московскому Патриархату и другим исповеданиям СССР. То есть Сталин говорил, что дьявол на его стороне уже после мнимого "покаяния". Очевидно, что Сталин, давая эту относительную свободу религии, делал такие шаги вовсе не из соображения собственных изменения отношений к Церкви, а исключительно из соображений политики.

Еще одно интересное свидетельство мы видим в протоколе встречи Молотова с лордом Бивербуком в Лондоне в советском посольстве на Кенсингтон стрит 24 мая 1942 года.

В протоколе встречи есть следующий интересный эпизод:

"Бивербрук ответил, что Рузвельт является как раз тем человеком, с которым следует говорить о втором фронте. Что касается ссылок на американское правительство, то американцы весьма чувствительно относятся к религиозному вопросу в СССР. Они хотели бы обратить тов. Сталина в христианство. Кроме того, американцы не хотят включения Прибалтики в СССР в то время, как в Англии прибалтийские республики уже признаны составной частью СССР."

Здесь важно отметить, что Бивербук говорит о чувствительности американцев в религиозном вопросе именно в ходе дискуссии об открытии Второго Фронта. Бивербук указывает на религиозный вопрос в качестве одного из главных, влияющих на советско-американские отношения. Очевидно, что здесь тоже мы видим намек Молотову и Сталину на необходимость дарования свободы Православной Церкви.  http://pravoslavnij.livejournal.com/48568.html

На английском языке данный фрагмент приведен в наиболее полном историческом описании деятельности Уинстона Черчилля, написанном Мартином Гилбертом. Его фундаментальный труд называется "Путь к победе". Цитата приведена в томе, посвященном 1941-45 годам. Ниже приводим стр. 574 этого труда. Мартин Гилберт здесь цитирует воспоминания Энтони Идена, министра иностранных дел Великобритании.  http://pravoslavnij.livejournal.com/48999.html




Sir Anthony Eden - The Eden Memoirs: the Reckoning. London. Casell, 1965. (Covers 1938-1945.)

* * * * *

image Click to view


Взрыв ХСС 5 декабря 1931 г.

Первое предложение воздвигнуть "новый дворец рабочих и трудящихся крестьян" на месте "дворцов банкиров, помещиков и царей" внес Сергей Киров на I съезде советских депутатов в 1922 г. В 1924 г. после смерти Ленина (21 января) Леонид Красин предложил увековечить имя вождя в архитектурных памятниках на всем пространстве советской России. Эти предложения подхватил выпускник ВХУТЕМАС (Высшие художественно‑технические мастерские) Виктор Балихин, предложив соорудить грандиозное здание, которое должно было стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и СССР. Этот дворец должен был располагаться на высокой точке местности Москвы, чтобы его можно было бы увидеть издалека, - на месте храма Христа Спасителя.

В 1931 г. на заседании правительства по личному распоряжению Иосифа Сталина было решено снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте "главного здания страны" - Дворца Советов.

В 1932 г., в год 120‑летия Отечественной войны 1812-1814 гг., исполнялось 15 лет Октябрьской революции и 10 лет создания СССР. Советское руководство хотело отметить оба этих события началом сооружения грандиозного монумента.

В 1931 г. начала действовать комиссия по выявлению ценностей в храме Христа Спасителя, после месяца работы которой был составлен список памятников, подлежащих сохранению. Небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи, все остальное погибло.

image Click to view


Храм Христа Спасителя взорван (перед этим разграблен). Наказ Сталина выполнен. Москва, 1931 https://www.youtube.com/watch?time_continue=274&v=NbUKABtDHk4

В августе 1931 г. территорию, прилегающую к храму, обнесли забором, а осенью разборка здания пошла полным ходом. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Также был сброшен крест с купола храма, который не упал вниз, а застрял в арматуре. Когда поняли, что разобрать здание до основания не получилось, было принято решение храм взорвать.
После первого взрыва храм устоял, поэтому были заложены новые заряды и прогремели новые взрывы. 5 декабря 1931 г. в 12 часов дня храм Христа Спасителя был уничтожен.

Мрамором из храма Христа Спасителя выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный Ряд", скамейки украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.

Но грандиозный дворец так и не был построен на святом месте. Для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось около полутора лет, поэтому строительство дворца было начато в 1937 г.
РИА Новости https://ria.ru/spravka/20111205/507090416.html
   * * * * *
Оригинал взят у anastasiarahlis в 17. Документ из Политбюро о Храме Христа Спасителя
Буквально вчера открылся новый сайт "Документы советской эпохи", по почину Росархива. Хотя люди уже отметили, что секретные дела так и остались секретными и в электронную версию не вошли, но интересные документы там, конечно, все равно найдутся.

Среди сталинопоклонников, например, пользуется популярностью версия, что храмы и монастыри уничтожали, естественно, злыя троцкисты, а Джугашвили отчаянно боролся за сохранение российских церквей. Особо это касалось крупнейшего храма столицы - Христа Спасителя. В связи с тем, что в статью в Вики вкралась ошибка о дате заседания Политбюро, рассматривающей этот вопрос, 2 июня вместо 5-го, то вообще ставилась под сомнение причастность И. Сталина к сносу Храма.

Но вчера, наконец, любой, имеющий доступ в Интернет, мог убедиться в несостоятельности этого предположения. Вопрос о строительстве Дворца Советов не только рассматривался в Политбюро 5 июня, но и был завизирован лично Сталиным.
РГАСПИ. Ф.17. Оп.3. Д.828. Л.17
http://sovdoc.rusarchives.ru/#showunit&id=79438

"Протокол ПБ № 41 от 5 июня 1931 г. п.65/65: О месте для постройки Дворца советов. Решено остановиться в выборе места для постройки Дворца Советов на площадке Храма Христа Спасителя, во Дворце иметь один зал на 12-15 тысяч зрителей и другой - на 4-5 тысяч."

В самом документе, можно обратить внимание на орфографию, "Храм Христа Спасителя" напечатан со строчных букв, в отличие от "Дворца Советов".



Документ 65/65. п.65/65: О месте для постройки Дворца советов
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 828. Л. 17 - Протокол ПБ № 41 от 5 июня 1931 г. п.65/65: О месте для постройки Дворца советов. Решено остановиться в выборе места для постройки Дворца Советов на площадке Храма Христа Спасителя, во Дворце иметь один зал на 12-15 тысяч зрителей и другой - на 4-5 тысяч.  http://sovdoc.rusarchives.ru/#showunit&id=79438
     * * * * *

2 июня 1931 года на заседании, проходившем в кабинете Молотова, окончательно решилась судьба Храма - по личному распоряжению И.В. Сталина храм Христа Спасителя был предназначен к сносу для строительства на его месте «главного здания страны» - Дворца Советов.

16 июня 1931 года на заседании комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК принимается следующая резолюция: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок и представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение. Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК».
http://www.patriarchia.ru/db/text/168246.html
Вспоминает кинооператор В.Микоша: «Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в буденовках начали вгрызаться в трехметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались. Тогда пришел приказ. Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер: «Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор. Даже не посчитался с тем, что он в центре жилого массива Москвы…»
5 декабря 1931 года в 12 часов дня Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен. После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов все было кончено. Национальная духовная святыня России была превращена в руины... Мрамором из Храма выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный ряд", скамейки украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий...



"... Взрыв Храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России"
Владимир Солоухин "Последняя ступень"

Декрет о памятниках республики, принятый Советом Народных Комиссаров 12 апреля 1918 года, гласил: "Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера. ...".

Трагическая статистика первых лет революции фиксирует убийства священнослужителей, конфискации церковного имущества, вскрытия святых мощей, запрещения крестных ходов, осквернения церквей и монастырей, их закрытие. Первые сносы храмов стыдливо обосновывались необходимостью расширения и выпрямления улиц с целью решения транспортных проблем. В июне же 1928 года совещанием в агитационно-пропагандистском отделе ЦК ВКП (б) по вопросам антирелигиозной пропаганды началась эпоха оголтелого наступления на религию. Уже в первой половине 1929 года в стране закрылось более 400 храмов, и темпы нарастали: в августе та же участь постигла еще 103 храма. В конце 1929 года была впервые проведена едва ли не самая кощунственная акция XX века - антирождество, приуроченное к празднику Рождества Христова - глумливое гуляние: в парке культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве собралось около 100 тысяч человек. "...Стихийно вспыхивали то там, то здесь костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и т.д." На катке "Красные Хамовники" шло представление: "Боги и попы с церковными песнями бросились, махая крестами, на пятилетку, появился отряд буденовцев и дал залп, от выстрелов загорелась церковь...". http://myhistori.ru/blog/43330045514/Istoriya-unichtozheniya-Hrama-Hrista-Spasitelya
  * * * * *

Рассмотрение отношения врага русского народа Джугашвили (Сталина) к религии подробно рассматривается в 4 частях, отрывок:
"Вторым эпизодом, не включенным в публикации Ярославского, является случай из воспоминаний друга Сталина по духовной семинарии Петра Капанадзе. Рукопись Петра Капанадзе в архиве озаглавлена словами «Сосо Джугашвили-Сталин в горийском духовном училище и в Тбилисской духовной семинарии. Воспоминания». Важно отметить, что эти воспоминания также были напечатаны машинописью и приняты на хранение в кабинет произведений Сталина наравне с трудами самого вождя Советского Союза. Эти воспоминания тоже несут на себе гриф принадлежности к библиотеке кабинета. Этот случай произошел в Александровском парке в Тбилиси в разговоре с Петром Капанадзе. Вот как об этом повествует друг Сталина по духовной семинарии:
«Однажды мы с Сосо, будучи уже семинаристами, пошли в Александровский сад. Когда мы сидели на скамейке и разговаривали, напротив нас сел монах.

- Была бы у меня сила, я бы одним ударом уничтожил бы всех монахов, - сказал я.

- Одним ударом их не уничтожишь, - ответил Сосо.- Если ты, проходя, увидишь зажженную свечу, и в пылу раздражения потушишь ее, то найдется другой прохожий, который захочет, чтобы она горела, и зажжет ее. Не свечи тушить надо, а поднять бурю и с корнями вырвать старые порядки»12.

Возможно, что обсуждение методов уничтожения всех монахов слишком раскрывало намерения Сталина, поэтому такая публикация была сочтена чрезмерно радикальной. Борцы с религией предпочитали действовать тайно. Они уничтожали служителей церкви, но предпочитали не объявлять об этом. Примечательно, что здесь в словах будущего советского вождя используется вывернутый наизнанку евангельский образ светильника."
"Сталин мог бы в сентябре 1943 года назначить на должность председателя Совета по делам РПЦ кого угодно, но он назначил именно профессионального наследника Тучкова. Это говорит о многом, но только не о мягкости Сталина по отношению к Церкви. Это еще раз подтверждает, что НКВД и СВБ были тесно связаны и часто были представлены одними и теми же лицами. И хотя Карпов не входил в руководство СВБ, но мы видим, что вся система воздействия на РПЦ МП осталась прежней. Раньше это были партийные и советские органы, НКВД и СВБ, а с сентября 1943 года вместо замершего СВБ это был уже Комитет по делам РПЦ. Изменились лишь указания сверху. А лица все те же..."
часть IV - Источник: http://pravoslavnij.livejournal.com/113588.html
(см. также: часть I, часть II, часть III)
И о визгах так называемых изолгавшихся "православнутых прохановцев" и других мнимых "православных советофапов" об отсутствии расстрелов при Сталине священников можно привести всего лишь неполный список за 1937-38 г.г.:
Оригинал взят у tapirr в 1937: список расстрелянных церковных иерархов
Оригинал взят у sapojnik в Список расстрелянных церковных иерархов
На основании прошлогодней серии публикаций в журнале "Власть" "1937. Хроника террора" доделал, наконец, отдельный списочек по церковным иерархам. Сделал с утилитарной целью - тыкать в нос "православным коммунистам", коих нынче развелось во множестве. Ниже - только верховные церковные деятели, которых Советская власть постреляла только в одном, 1937 году. По-моему, список, как на него ни посмотри, впечатляет!

1937

Февраль
24.02. В Сыктывкаре арестован епископ Вязниковский Герман (в миру Николай Степанович Ряшенцев). Расстрелян 15.09.1937 г. Причислен к лику святых 06.10.2001 г.

27.02. Расстрелян епископ Тульский Онисим (в миру Михаил Владимирович Пылаев). Причислен к лику святых 17 июля 2001 года.

Март
14.03. Арестован архиепископ Елецкий и Задонский Серафим (в миру А. А. Протопопов). Расстрелян 8 августа.

17.03. Арестован находившийся на покое епископ Конотопский Иоанн (в миру И. М. Доброславин). Расстрелян 14 декабря 1937 года.

Апрель
13.04 (по другим данным 14.04). Арестован епископ Серпуховской Арсений (А. И. Жадановский). Расстрелян 27 сентября.

14.04. Арестован управляющий делами Московской патриархии, настоятель Дорогомиловского собора Москвы протоиерей А. В. Лебедев. Расстрелян 19 августа.

16.04. Арестован бывший епископ Шлиссельбургский и викарий Ленинградской епархии, епископ Григорий (в миру А. А. Лебедев), с 1928 года находившийся на покое. Расстрелян 17 сентября. Канонизирован 16 июля 2005 года.

27.04. Арестован епископ Волоколамский Иоанн (в миру А. А. Широков). Расстрелян 19 августа.

28.04. Арестован архиепископ Тамбовский и Мичуринский Венедикт (в миру В. А. Алентов). Расстрелян 20 января 1938 года.

Май
4.05. Арестован архиепископ Новосибирский Сергий (в миру Н. Н. Васильков). Расстрелян 29 июля.

10.05. Арестован архиепископ Ижевский Авраамий (в миру А. И. Дернов). Скончался на этапе в 1939 году.

15.05. Арестован архиепископ Омский и Петропавловский Алексий (в миру А. С. Орлов). Расстрелян 4 сентября. Канонизирован 20 августа 2000 года.

16.05. Скончался в заключении архиепископ Воронежский и Задонский Петр (в миру П. И. Соколов).

23.05. Арестован митрополит Свердловский и Ирбитский Михаил (в миру М. И. Трубин). Расстрелян 27 сентября.

Июнь
5.06. Арестован епископ Курский и Западной области Русской древлеправославной церкви Феодор (в миру Ф. М. Шашин). Расстрелян 2 сентября.

Июль
3.07. Арестован епископ Ананьевский Парфений (в миру П. А. Брянских). Расстрелян 22 ноября.

7.07 (по другим данным - 24.06). Арестован бывший митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (в миру К. И. Смирнов). Расстрелян 20 ноября.

9.07. Арестован епископ Томский и Западно-Сибирский Ювеналий (в миру И. Н. Зиверт). Расстрелян 10 сентября.

25.07. Арестован митрополит Горьковский и Арзамасский Феофан (в миру В. С. Туляков). Расстрелян 4 октября.

26.07. Арестован епископ Барнаульский и Бийский Григорий (в миру С. А. Козырев). Расстрелян 2 сентября.

27.07. Арестован епископ Хабаровский (последнее место служения) Трофим (в миру Т. М. Якобчук). Расстрелян 4 ноября.
28.07. Арестован епископ Бобруйский Филарет (в миру Ф. Е. Раменский). Расстрелян 1 ноября.

Август
1.08. Арестован митрополит Уфимский Сергий (в миру С. Е. Корнеев). Расстрелян 29 ноября.

1.08. Арестован епископ Омский Фотий (в миру А. А. Пурлевский). Расстрелян 3 января 1938 года.

2.08. Арестован епископ Дмитровский Серафим (в миру Н. И. Звездинский). Расстрелян 26 августа.

5.08. Арестован епископ Ветлужский Неофит (в миру Н. А. Коробов). Расстрелян в ноябре.

16.08. Арестован епископ Томский Серафим (в миру С. П. Шамшев). Расстрелян 3 сентября.

24.08. Арестован епископ Каргопольский Илларион (в миру И. И. Бельский). Расстрелян 31 августа.

Сентябрь
2.09. Арестован обновленческий архиепископ Буинско-Тетюшский Василий (в миру В. М. Катагощин). Расстрелян 4 января 1938 года.

20.09. Арестован обновленческий митрополит Воронежский Виссарион (в миру В. П. Зорин). Расстрелян 25 ноября.

22.09. Арестован епископ Бежецкий Аркадий (в миру А. И. Остальский). Расстрелян 29 декабря.

22.09. Арестован обновленческий митрополит Средне-Волжский Василий (в миру В. Д. Виноградов). Расстрелян 8 февраля 1938 года.

29.09. Арестован архиепископ Можайский Димитрий (в миру И. И. Добросердов). Расстрелян 21 октября.

Октябрь
16.10. Арестован епископ Чистопольский Иоасаф (в миру И. И. Удалов). Расстрелян 2 декабря.

17.10. Арестован обновленческий митрополит Ульяновский Иоанникий (в миру Ф. С. Соколовский). Расстрелян 15 января 1938 г.

18.10. Арестован обновленческий архиепископ Череповецкий и Тихвинский Николай (в миру Н. С. Елпидинский). Расстрелян 14 декабря.

Ноябрь
7.11. Арестован бывший обновленческий архиепископ Троицкий Симеон (в миру С. И. Канарский). Расстрелян 10 декабря 1937 года. Реабилитирован в 1958 году.

30.11. Арестован митрополит Ленинградский и Новгородский Серафим (в миру Л. М. Чичагов). Расстрелян 11 декабря 1937 года. Реабилитирован в 1956 году.

Декабрь
13.12. Арестован бывший епископ Александровский Рафаил (в миру Г. П. Гумилевский). Расстрелян 6 января 1938 года. Реабилитирован в 1989 году.

16.12. Арестован епископ Демянский Сергий (в миру П. В. Васильев). Расстрелян 9 января 1938 года. Реабилитирован в 1959 году.

18.12. Арестован архиепископ Сарапульский Алексий (в миру Н. Н. Кузнецов). Расстрелян 18 ноября 1938 года. Реабилитирован в 1989 году.

Previous post Next post
Up