Художник-парижанин Константин Кузнецов из деревни Желнино. Ч.1

Feb 23, 2021 15:03


Если вы спросите у жителя России - «Знаете ли вы такого художника Константина Кузнецова?» - вам ответят: «Константина? Знаю Павла Кузнецова, Николая Кузнецова, а Константина - нет». И ничего удивительного - художник Константин Кузнецов (1863-1936) абсолютно неизвестен в России - российский зритель только сейчас открывает для себя его творчество. В Третьяковке выставка «Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия» - первая в России масштабная экспозиция произведений «русского парижанина», единственного из отечественных живописцев, кто органично влился в традицию французского импрессионизма и постимпрессионизма.



К.П. Кузнецов. Автопортрет. 1897. Фонд Константина Кузнецова. Москва. - Исполнен в период обучения в студии Фернана Кормона в Париже.



Почти все полотна Константина Кузнецова после его смерти сохранялись в его парижской  мастерской на улице Буассонад. Многие десятилетия они пролежали в ожидании своего часа, бережно передаваясь из поколения в поколение его потомками. Картины были обнаружены практически случайно. В 2015 году коллекционер живописи Андрей Щербинин приобрел в одной из французских галерей несколько картин с подписью «Кузнецов». Он сразу обратил внимание на прекрасную живопись и задался целью установить автора работ. Однако первые попытки узнать что-то о художнике оказались безуспешными, и только в течение следующих лет удалось выяснить обстоятельства жизни «русского француза» Константина Кузнецова и связаться с его потомками, живущими во Франции. В результате в Россию вернулась большая часть его творческого наследия: около 300 картин, 100 графических работ и архив. В 2017 году в России Андрей Щербинин учредил Фонд Константина Кузнецова, деятельность которого направлена на изучение и популяризацию наследия художника.

И хотя отдельные произведения Константина Кузнецова есть в государственных собраниях как России, так и Европы, а также в частных коллекциях по всему миру, основное наследие Константина Кузнецова демонстрирует уникальную историческую ситуацию. Собрание художника сохранилось в целостном виде - так, как если бы только что вышло из его мастерской.

Фигура Константина Кузнецова представляется почти уникальной - не только благодаря характеру дарования, но и в силу условий его развития. В сущности, русский художник стал единственным последователем французского импрессионизма, воспринявшим это направление на европейской почве и на ней же развившим его оригинальную интерпретацию. Этому способствовали как личные профессиональные качества мастера (артистизм, склонность к передаче непосредственного эмоционального восприятия мотива), так и биографические обстоятельства - с первых шагов, начиная с периода ученичества в студии Кормона в 1890-е годы и заканчивая выставочной деятельностью, его почерк полностью формировался во французской творческой среде.



К.Кузнецов. Печерский монастырь. Нижний Новгород. 1897. Собрание семьи художника. Париж.

Константин Кузнецов происходил из состоятельной семьи купца Павла Игнатьевича Кузнецова, который вместе с братом Степаном учредил фирму Торговый Дом «Братья Кузнецовы», причём Степан Игнатьевич проживал в Астрахани, а Павел Игнатьевич Кузнецов - в родительском каменном доме на улице Елховка в Желнино Нижегородской губернии. Константин был его старшим сыном. Он получил хорошее домашнее образование, играл на фортепиано и флейте, самостоятельно начал заниматься живописью и рисунком: подражал И.И. Левитану и И.И. Шишкину. Около 1892 года поступил в художественную студию при Академии изящных искусств в Саратове, где познакомился с В.Э. Борисовым-Мусатовым.

С 1896 года Кузнецов живет в Европе. В 1897 и 1899 годах занимается в мастерской Ф. Кормона в Париже. С первых лет творчества отчетливо вырисовывается тяготение художника к импрессионизму.  «Импрессионистские, талантливые и серьезные работы Константина Кузнецова <... > чрезвычайно уместны для пропагандирования импрессионизма», - отмечал в 1905 году Александр Ростиславов.

В 1900 году после окончания обучения в студии Кормона Кузнецов совершил первую поездку в Бретань. Летом 1900 года он задумал большую картину «Рыбаки в Конкарно», к которой написал десятки этюдов. В 1902 году картина была приобретена французским государством, что было редкостью для художника-иностранца, но местонахождение картины в настоящее время не установлено. А этюды к картине замечательны.



К.Кузнецов. Эскиз картины «Рыбаки в Конкарно». 1900-1902. Фонд Константина Кузнецова. Москва.



К.Кузнецов. Бретонские рыбаки. Этюды к картине «Рыбаки в Конкарно». 1900-1902.



К.Кузнецов. Рыбак в лодке. Этюд к картине «Рыбаки в Конкарно». 1900-1902. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО». Москва.



К.Кузнецов. Лодки в Конкарно. Этюд к картине «Рыбаки в Конкарно». 1900-1902. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО». Москва.



К.Кузнецов. Автопортрет в мастерской. 1902-1907. Холст, масло. Собрание семьи художника. Париж.

С 1903 по 1909 год Константин Кузнецов участвовал в выставках Московского товарищества художников (МТХ); он вступил в это объединение по приглашению Виктора Борисова-Мусатова. Эта организация в 1900-е годы объединяла представителей авангарда в искусстве - на ее выставках были впервые показаны работы Василия Кандинского, Давида Бурлюка, Михаила Ларионова, Мартироса Сарьяна. Кузнецову была отведена своя, особая роль: он транслировал российскому художественному сообществу опыт французской живописной школы. В рецензии о выставке МТХ в газете «Слово» в 1905 году Александр Бенуа отмечал: «Лучше всего парижанин Константин Кузнецов <...> Настроение мутно-серого, пропитанного влагой летнего дождливого дня передано с совершенной простотой и правдой».

В 1900 году художник женился на москвичке Александре Алексеевне Самодуровой. В связи с рождением в семье Кузнецовых первенца - дочери Елены в 1902 году - художник несколько лет не путешествовал на далекие расстояния - он работал в пригородах Парижа. Созданные в это время произведения наполнены радостью жизни, их объединяет пленэризм, светлая палитра, крупные раздельные мазки, свободное композиционное кадрирование. Всего у  Кузнецовых родились четверо детей: Елена, Ольга, Александр, Михаил.



К.Кузнецов. Портрет Александры Кузнецовой с дочерью. 1903. Холст, масло. Фонд Константина Кузнецова. Москва.



К.Кузнецов. Аллея у реки. Начало 1900-х. Фонд Константина Кузнецова. Москва.

С 1906 года начались регулярные поездки Константина Кузнецова в Бретань. Этот регион близок самой природе импрессионизма - влажная атмосфера, состоящая из густого и подвижного воздуха, растворяющего контуры предметов. С 1914 по 1918 год семья Кузнецовых безвылазно живет в Валь-Андре.



К.Кузнецов. Форд Ла Латт. 1908. Фонд Константина Кузнецова. Москва.

Период работы в Валь-Андре стал для художника одним из самых плодотворных: в живописи появляются смелость и свобода; он пишет чистым, ярким цветом, крупными мазками; особая композиция с высоким горизонтом создает впечатление обзора с высоты птичьего полета. Мастер передает живописью то, что едва ли можно выразить словами, - преклонение перед безграничностью Земли, космологическое понимание ее ландшафта. Но произведения этого периода нельзя назвать полностью импрессионистическими. Кузнецов создает собственный почерк, учитывая и перерабатывая опыт импрессионизма, сезаннизма, символизма, фовизма, экспрессионизма. Более всего он прислушивается к самому себе, формируя индивидуальное отношение к натуре. Быстрота его кисти, виртуозность почерка продиктованы не только особенностями стиля, но и желанием запечатлеть эмоции в момент восприятия природы.



К.Кузнецов. Виллы в Валь-Андре. Бретань. Начало 1910-х. Фонд Константина Кузнецова. Москва.



К.Кузнецов. Вид на Пленёф. Около 1911-1918. Фонд Константина Кузнецова. Москва.



К.Кузнецов. Верделе. Бретань. 1911. Фонд Константина Кузнецова. Москва. - Согласно французской легенде остров возник из комка земли, который великан Гаргантюа вытащил из башмака и бросил в океан.

Первая мировая война и революция в России были драматичным периодом для Кузнецовых. В 1914 году художник пожертвовал в Нижегородскую городскую думу почти все свое состояние, 5000 рублей, на содержание российской армии. На помощь союзным войскам во Франции были отданы фамильные драгоценности жены Александры. Самим Кузнецовым не приходилось ждать чьей-либо поддержки: напротив, после заключения Россией сепаратного мира, негативно сказавшегося на странах-союзниках, супруги подвергались насмешкам и упрекам со стороны французского окружения, что заставило их в 1918 году уехать из Бретани.

Есть на севере Бретани остров Бель-Иль. Остров открыт океанским водам и диким ветрам, они вырезали в нем гроты и ущелья, острые иглы и пирамиды скал. Кто из художников не побывал здесь: и Клод Моне, и Анри Матисс, и Джон Рассел, и многие другие. Захвачен этим местом оказался и Константин Кузнецов. Он впервые приехал на Бель-Иль в 1913 году и вернулся еще раз через десять лет. Главными героями его пейзажей стали скалы, напоминающие фантастических древних существ и особый изумрудный цвет океана.



Зал, в котором собраны картины К.Кузнецова с пейзажами, созданными на острове Бель-Иль в 1913 и 1923 годах.



К.Кузнецов. Пейзажи Бель-Иль 1913 года: Скалы в Бель-Иль. Порт-Гульфар. Скалы Порт-Котона. Порт-Гульфар.



К.Кузнецов: Грот Апотикери. 1913. Собрание семьи художника. Бордо. - Скалы у берега. 1913. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО». Москва.



К.Кузнецов. Пейзажи Бель-Иль 1923 года: Скалы в Порт-Котона в вечернем свете. - Грот Апотикери в закатном освещении. - Порт-Гульфар в солнечную погоду. - Мыс Пулен.

В 1920-е годы Кузнецов испытывал крайнюю нехватку средств, поэтому многие его полотна написаны на простынях, мебельной ткани, на мешковине.



К.Кузнецов. Скалы в Бель-Иль во влажном свете. 1923. Фонд Константина Кузнецова. Москва.



К.Кузнецов. Порт Созон во время дождя. 1923. Холст, масло. Фонд Константина Кузнецова. Москва.



К.Кузнецов. Порт Созон в солнечную погоду. 1923. Собрание семьи художника. Париж.



Фрагмент. Порт Созон в солнечную погоду. - Желтые и красные паруса - действительность, а не художественный вымысел.

В 1921 году Кузнецов жил на южном берегу Бретани - в Керфани-ле-Пен, где в 1880-е годы работали Гоген и художники «понт-авенской» школы. Близость этого стилистического направления вдохновила художника на серию пейзажей, в которых заметны новые черты, свидетельствующие об опосредованном влиянии японского искусства.



К.Кузнецов. Река Белон. 1921. Фонд Константина Кузнецова. Москва.



К.Кузнецов. Сосны и яблони в Керфани-ле-Пен. 1921. Фонд Константина Кузнецова. Москва.

Долину Ле Гранд Даль Константин Кузнецов писал в разное время дня и года. Они представлены в новой для художника технике: он отказывается от белого грунта, использует тонкий холст, на котором пишет сильно разбавленной масляной краской. Некоторые фрагменты холста остаются не прокрашенными, и теплый фон самого холста выступает как еще один цвет в композиции.



К.Кузнецов. Долина Ле Гранд Даль в туманный день. 1924. Фонд Константина Кузнецова. Москва.



К.Кузнецов. Долина Ле Гранд Даль весной. 1924. Фонд Константина Кузнецова. Москва.



К.Кузнецов. Долина Ле Гранд Даль осенью. 1924. Фонд Константина Кузнецова. Москва.

В 1920-х годах Кузнецов выполнил несколько предметов интерьера для украшения собственных апартаментов на бульваре Монпарнас.



К.Кузнецов. Декоративная ширма с композициями по мотивам оперы Клода Дебюсси «Пелеас и Мелизандра». Вторая половина 1920-х. Холст, масло. Фонд Константина Кузнецова. Москва. - Слева внизу фото внучки художника на фоне этой ширмы.



Константин Кузнецов в апартаментах на бульваре Монпарнас в Париже. Конец 1920-х. Архив семьи художника.

Продолжение в следующем блоге - Художник-парижанин Константин Кузнецов из деревни Желнино. Ч.2.

Кузнецов Константин

Previous post Next post
Up