Пост посвящен выставке к 150-летию со дня рождения талантливой, но малоизвестной в России художницы Марии Васильевны Якунчиковой (1870-1902). Когда-то давно волею судеб я посетила Институт теоретической и экспериментальной физики, расположенный в бывшей усадьбе Черёмушки-Знаменское в Москве, и на стене усадебного главного дома увидела выцветшую репродукцию, изображающую уголок этой усадьбы - это была первая картина, принадлежавшая кисти Марии Якунчиковой, увиденная мною. С тех пор я являюсь самой преданной поклонницей этой художницы.
М.В. Якунчикова. Церковь усадьбы Черёмушки. 1897. - Парк в Черёмушках. Пруд. 1899.
М.В.Якунчикова. 1897. Подмосковье. Негатив на стекле. Фото Л.Вебера.
Усадьба Черёмушки-Знаменское принадлежала отцу художницы В.И. Якунчикову с 1870 года. Выходец из Касимова, владелец усадьбы Василий Иванович Якунчиков в молодости учился и долго жил в Англии.
Коммерческие интересы Василия Якунчикова были разнообразны - он владел Воскресенскими мануфактурами в Нарофоминске, основал кирпичные заводы в Черемушках и Одинцово, по его инициативе в Москве были проложены Петровские линии с пассажами ("Дамское счастье") и создано Товарищество Петровских торговых линий; ему принадлежали доходные жилые дома и фешенебельная гостиница "Ампир" (ныне "Будапешт"). Мать художницы Зинаида Николаевна была урождённая Мамонтова. Якунчиковы были образованными и талантливыми людьми, состояли в родстве и дружбе с Мамонтовыми, Третьяковыми, Боткиными, Станиславским, Скрябиным, братьями Рубинштейнами, Поленовым.
Якунчиковы собирали у себя весь цвет московской творческой интеллигенции - композиторов, художников, актеров, составлявших славу русского искусства. Скрябин, Чайковский, Рубинштейны, Левитан, Поленов (женатый на сестре Марии Наталье Якунчиковой), Коровин, Серов, Нестеров были в их доме своими людьми. Якунчиковы оказались в числе главных жертвователей на организацию Московской консерватории, были пайщиками Художественного театра, входили в Комитет по строительству Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств им. Пушкина); они помогали художникам и даже приглашали их пожить в своем доме, когда творческим людям была нужна поддержка.
И вот в этой семье в 1970 году родилась Мария. Заметив тягу дочери к живописи, Якунчиков пригласил к ней хороших преподавателей, а в 15 лет Маша, как вольнослушательница, стала посещать занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Как художница, Мария формировалась под влиянием этой школы с ее элегичностью и вниманием к русским мотивам. Именно русский пейзаж стал любимой темой молодой художницы. Ей прочили блестящее будущее... Но случилось страшное - в восемнадцать лет Маша заболела, и врачи поставили диагноз: туберкулез - для конца девятнадцатого века это была практически неизлечимая болезнь. Родители приглашали лучших врачей и пользовались любыми средствами, чтобы вылечить дочь. Маше посоветовали поменять климат. Было решено, что отныне она будет жить во Франции и Италии, а в Москву, навестить родных и друзей, станет приезжать только на лето... Осенью 1889 года Якунчикова поступила в парижскую академию Родольфа Жюлиана, где обучалась на протяжении четырёх лет.
М. В. Якунчикова. Фото конец 1880-х.
В 1896 году Мария Якунчикова вышла замуж за студента медицинского факультета в Сорбонне Леона Вебер-Баулера - русского по паспорту, большую часть своей жизни проведшего за пределами России и позднее получившего французское гражданство. В 1898 году у них родился сын Степан. В 1900 году у двухлетнего сына Якунчиковой обнаруживают туберкулёз пальца. Сына удалось спасти, но здоровье художницы не выдержало напряжения сил в борьбе за его жизнь, и у неё вновь открылся туберкулёзный процесс. Рождение в апреле 1901 года второго сына окончательно подорвало её здоровье. 14 (27) декабря 1902 года Мария Васильевна Якунчикова скончалась от обострившегося туберкулёза.
М. В. Якунчикова-Вебер. Фото 1898. Париж.
Лев Вебер сделал немало фотографий, и на большинстве из них запечатлен нежный и меланхоличный, как далекое и милое воспоминание, образ его любимой и талантливой супруги, Марии Васильевны Якунчиковой-Вебер.
Художники тоже не обошли вниманием талантливую художницу - многие писали ее портреты. Один Валентин Серов написал целых четыре.
Илья Репин. Портрет Марии Якунчиковой в детстве. 1879. Русский музей. - Михаил Врубель. Портрет Марии Якунчиковой. 1886-1889.
Константин Коровин. В лодке (изображены Константин Коровин и Мария Якунчикова). 1888. Холст, масло. ГТГ. - Портрет Марии Якунчиковой. 1880-е. Музей-усадьба «Поленово».
Константин Коровин. Мария Васильевна Якунчикова. Этюды к картине «В лодке» из Дальневосточного художественного музея и Серпуховского историко-художественного музея. 1888.
В.Серов. Портреты Марии Якунчиковой. 1885 (Художественный музей Мальмё), 1887 (Музей-усадьба «Поленово»).
В.Серов. Портреты Марии Якунчиковой. 1888 (Художественный музей Мальмё) и 1892 (Частное собрание).
Несмотря на свою короткую жизнь, Мария Якунчикова сумела оставить яркий след в истории искусства. Ею восхищались именитые художники и ценители живописи, ее ставили в один ряд с мэтрами, и это неспроста. Художник русского Серебряного века, Якунчикова-Вебер стала одной из предвестниц символизма и модерна в русском искусстве.
Выставка в Третьяковской галерее состоялась благодаря поступлению в 2010-х годах в российские музеи большого количества произведений Марии Якунчиковой из коллекции А.А.Ляпина, внучатого племянника художницы. В самой Третьяковке хранится небольшое количество ее работ. Всего на выставке около 200 музейных предметов. Экспозиция произведений собрана в сюжетно-тематические блоки, выстроенные в соответствии с динамикой творческого развития художницы.
У истоков ремесла
В 1885 году Мария Якунчикова стала вольнослушательницей в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Особое влияние на ее творчество оказала дружба с семьей Поленовой. Начинающая художница посещала рисовальные вечера на московской квартире Василий Дмитриевич Поленов, гостями которого были Константин Коровин, Илья Остроухов, Валентин Серов, Исаак Левитан. В этом окружении Мария овладевала навыками ремесла. Во время занятий обычно ставилась живая модель (мальчики-итальянцы, старик с шарфом на шее, крестьяне), но иногда позировал и кто-нибудь из присутствующих, к примеру, сестра Якунчиковой, Наталья Поленова, в восточном одеянии.
Мария Якунчикова. Работы, исполненные на рисовальных вечерах в доме Василия Поленова. 1887. Бумага, графитовый карандаш, тушь, перо. Музей-усадьба «Поленово».
Три летних сезона, с 1887 по 1889 год, Мария Якунчикова работала на пленэре на даче в Жуковке у В.Поленова. Здесь у нее появился интерес к изображению камерного лирического пейзажа. В этот период она начинает складываться как вполне самостоятельный автор, о чем свидетельствуют ранние работы «Лодка на Клязьме в Жуковке» (1888) и «Москва зимой. Вид из окна на Среднюю Кисловку» (1889). В них уже в полной мере отразилось тяготение художницы к пространственным видам с уходящими за горизонт далями, «где кончается уж все наше, здешнее видимое, и зарождается новое, зарождается лишь ожидание».
Мария Якунчикова. Лодка на Клязьме в Жуковке. 1888. Холст, масло. Музей-усадьба «Поленово».
Мария Якунчикова. Москва зимой. Вид из окна на Среднюю Кисловку. 1889. Холст на картоне, масло. Музей-усадьба «Поленово».
Мария Якунчикова. За роялем. Вторая половина 1880-х. Бумага, акварель, белила. ГТГ.
Европейские впечатления
В 1889 году Мария Якунчикова поселилась в Париже и стала заниматься в натурной мастерской Академии Жюлиана. Это заведение славилось хорошей постановкой натурщиков и регулярными уроками по пластической анатомии. Еще более художницу захватило современное французское искусство. В пейзажах, созданных в начале 1890-х, она активно стала использовать импрессионистические приемы, стараясь передать ощущение движения воздуха, солнечные рефлексы на предметах, сложную игру света и цвета.
Мария Якунчикова. Улица в Берлине. 1889. Холст, масло, Ярославский художественный музей.
Мария Якунчикова. Зимняя аллея. 1898. Холст, масло. Музей-усадьба «Поленово».
Мария Якунчикова. Биарриц. 1889. - За этюдом. 1880-1890-е. Обе: Бумага, акварель. Музей-усадьба «Поленово».
Мария Якунчикова. Накрытый стол. 1889-1890-е. Бумага, акварель. Музей-усадьба «Поленово».
В поле ее художественного интереса попадали самые простые, по ее словам, «довольно бессодержательные вещи». Мария с упоением писала столбы с афишами, фонари, омнибусы, окна многоэтажных домов, но главное - подобно импрессионистам, пыталась передать состояние, когда «туман, и вода, и дым из труб - все смешалось в одну чудную серую мокроту».
Мария Якунчикова. Кусты роз. 1890-е. Дерево, масло. - Фонарь с киоском. Начало 1890-х. Бумага на дереве, масло. Музей-усадьба «Поленово».
В 1889 году в Париже Якунчикова открыла для себя японское искусство. Ему она отдала дань в работе «Комната на авеню Ваграм» - веер на камине - любование изящными вещами.
Мария Якунчикова. Париж. Комната на авеню Ваграм. 1889. Бумага, акварель. Музей-усадьба «Поленово».
Вскоре Якунчикову, в сущности, первую из русских художников, увлекло изображение «грустного и зимнего» Версаля.
Мария Якунчикова. Версаль. Холст на картоне, масло. Музей-усадьба «Поленово».
Приемы импрессионистов художница использовала и в произведениях, созданных пастелью, технику которой освоила в совершенстве.
Мария Якунчикова. Корабли. 1892. Картон, пастель. Русский музей.
Фрагмент. Корабли. 1892.
Душой в России. Наедине с русской природой
«К чему нам Родина! К чему нам любимый дом, любимый угол сада - как не для того, чтобы, поняв их, понять через них общее, вечное» - писала М. В. Якунчикова-Вебер. С 1889 года по состоянию здоровья Якунчикова приезжала в Россию только летом. Останавливаясь в Мореве, Любимовке, Наре, Борке, она изображала привычные русские виды, но так, что их одухотворенность вызывала сильные эмоциональные переживания.
Мария Якунчикова. Желтые цветы у проселочной дороги. 1891. Холст, масло. Музей-усадьба «Поленово».
Мария Якунчикова. Тарусский паром. 1893. Холст на картоне, масло. Музей-усадьба «Поленово».
Мария Якунчикова. Река на закате. Начало 1890-х. Холст, масло. Музей-усадьба «Поленово».
«Каждый уголок природы или обстановки, ею написанный, заставляет нас переживать самые лучшие, самые высокие минуты, и мы не можем оторваться от ее неоконченных этюдов: от кустика златоцвета на синем небе, от ветки каштана с лапчатыми листьями. По словам самой художницы, она выражала в картинах свои мысли и чувства, прилепляя их к реальным образам, которые черпала из окружающего. И картины ее - не пейзажи; это - живые поэмы», - А.Чеботаревская.
Мария Якунчикова. Дикая рябина (Пижма). 1890-е. Холст, масло. Музей-усадьба «Поленово».
Мария Якунчикова. Светлая елочка на фоне темной елочки. - Клен. - Кустик. Все: 1890-е. Холст, масло. Музей-усадьба «Поленово».
Особенно Якунчикова любила изображать одиноко стоящие на опушке сосенки и елочки, имея возможность через них передать настроение печального одиночества.
Мария Якунчикова. Сосенка. 1895. Холст, масло. ГТГ.
Душой в России. Мир русской усадьбы
Жизнь Марии Якунчиковой за границей, вдали от родных ее сердцу мест, заострила осознание неповторимого очарования русской усадьбы. «Только в Париже можно было так понять глубокую красоту старых барских домов - эту одинокую сиротливость восемнадцатого века, занесенного в глушь России. Только через Версаль можно было прийти к таким картинам, как «Чехлы»...», - писал М.Волошин, изучая наследие художницы. В своих работах Мария стремилась передать не только величественную архитектуру и особенности ландшафта - сады, цветники, пруды, выездные аллеи, - но и выразить чувство ностальгии по былому.
Мария Якунчикова. Чехлы. 1897. Холст, масло. ГТГ.
Мария Якунчикова. Из окна старого дома. Введенское. 1897. Холст, масло. ГТГ.
На выставке предпринята попытка воссоздать атмосферу дворянского поместья: представлен типичный для интерьеров модерна, легкий и изящный мебельный комплект, изготовленный в знаменитой Абрамцевской столярной мастерской.
Продолжение в следующем блоге -
Художник Серебряного века - Мария Якунчикова. Часть 2.