Хорошей научной практикой является указание в конце своего научного труда списка использованных первоисточников, литературы.
Когда Елене Блаватской приходила на ум хорошая мысль, которая уже была кем-то и где-то написана - она её цитировала (брала в кавычки, указывала автора, название книги и страницу).
Если почитать мудрость в разных умных книжках, а потом её попробовать передать от своего подлого имени - то ум читателя окажется забит ненужной правдоподобной информацией. Применить эту информацию на практике ему будет очень сложно. Школьное образование катится именно по этому скользкому пути.
Ведь если нас заинтересует эта информация - наш ум тут-же захочет встретиться с тем, кто не на умных словах, а на самом деле достиг такой высокой реализации понимания и свершения.
А сделать это можно только призвав дух самого реализованного автора по его настоящему имени (Нагваля Качора, а не выдуманного Дона Хуана, и тем более не синтетического писателя-выдумщика Кастанеду), а для этого надо знать, как его зовут не смотря на злостные попытки Американского писателя это скрыть
А если повезёт - то быстро скопировать ум мастера в свой и для этого личная встреча тэт а тэт (ум к уму) обязательна.
Извращение и полное прерывание линии прямой передачи мудрости - это любимое занятие новоявленных Американских писателей (типа Кастанеды), лже-учителей этого "тёмного" мира.
В культуре США не было Дзэна , Буддизма, даже мало-мальской философии и, тем более, мастеров, достигших тела света.
Откуда же у них вдруг взялось (наворовалось) столько умных философских книжек и этих писателей?
Да еще в стране с таким бесовским рвением отстаивающим СВОИ (ли?) авторские права по всему миру?
===
Совершенное приложение силы (rtsal chen sprugs pa).
(Глава 27 из коренной царь-тантры дзогчен «Ум Чистый и Совершенный Царь Всетворящий»)
Тогда ум чистый и совершенный, царь всетворящий, последовательно учил великому завету в согласии с наставлениями, которые сам даровал:
Внемли, о великий воитель!
Поскольку всё бытие из меня возникает, учу завету о том, что всё воспринимаемое бытие - изначально пречистое пространство. Всё внутреннее и внешнее - изначальное пространство бытия.
В изначально пречистом поле опыта нет двойственности между пробуждёнными и живыми существами. Что же могут улучшить путь и средства!
Без достижения, без намеренного приложения силы, без действий то, что есть, уже является самосовершенной целью.
Различия суть пречистое недвойственное пространство бытия. Разве обманешь его различением - ребяческим поведением?
Блаженство недвойственности - опыт всех живых существ. Поэтому даже те пути, что считаются ложными, не отличны от великого пути, что был ранее объяснён. Потому, узнав это равенство, будешь царём всех пробуждённых.
Для тех, кто уведён на путь избирательного поведения, обманут ребячеством ошибочного пути неверных, различающих "я" и "себя", не будет ни окончания пути, ни мига постижения. Если бытие ищет бытие, как может найти?!
Опираясь на невразумительные поучения наставника, подобного обезьяне, закончишь на ложном пути различений.
Так что, наставник, подобный минералу, очищающему золото, - это чистый учитель, который, как драгоценное сокровище, достоин любой цены.
Из глав заветов об исполнении без деяний глава, которая учит завету о пречистом пространстве вне действий.
Перевод: Игорь Берхин.
Оригинал взят у
permanentno (ушедшей в монастырь) в
Джамгол Конгтрул, МИРИАДЫ МИРОВ. Буддийская космология в Абхидхарме, Калачакре и Дзогчен. Джамгол Конгтрул,
МИРИАДЫ МИРОВ.
Буддийская космология в Абхидхарме, Калачакре и Дзогчен.
(отрывки из Предисловия Переводческого Комитета,
Конгтрул Лодро Тайе)
*
Тех, кто желает изучить одну единственную книгу, которая освободит их от невежества, это произведение избавит от необходимости отыскивать множество источников. Это сочинение - словно океан мудрости; для тех, кто желает размышлять, оно - словно лодка (доставляющая к цели) размышлений; для тех, кто желает созерцать, оно - подобное драгоценности устное наставление; а для тех, кто желает заниматься анализом, - словно ясное хрустальное зеркало.
*
Вселенная рассматривается с точки зрения ее происхождения и устройства. Происхождение объясняется как сложная, изменчивая взаимосвязь между умом и материей - связь, которая становится очевидной по мере того, как читатель усваивает текст.
...
Структура мировых систем в различных космологиях различается не слишком сильно: единственная разница состоит в том, конечное или бесконечное число мировых систем они содержат.
...
Конгтрул описывает четыре уровня космологии: космологию ограниченных чисел Хинаяны, космологию бесчисленных полей будд Махаяны, космологию тантры Колеса Времени (Калачакры) и некосмологическую систему Дзочена, или Великого Совершенства.
...
Космология ограниченных чисел
Когда Будду спрашивали, вечны или не вечны мир и отдельная личность, то и другое вместе, или ни то, ни другое, бесконечны они или конечны, он хранил молчание. Его безмолвие по поводу таких предположений о началах и концах было отрицанием как абсолютистского, так и нигилистического подхода к миру и отдельной личности. С одной стороны, это подразумевает отрицание того, что мир был создан Брахмой или иным сверхъестественным существом, а с другой - отрицание того, что существование не имеет никаких причин. Кроме того, Будда отрицал, что мир возник вследствие преображения изначальной субстанции (пракрити), как удтверждала индийская философская школа санкхья. В этом отношении буддизм - поистине нетеистическая религия, поскольку в нем нет места понятию бога-творца. Буддийская космология признает процесс творения, но не признает какого-либо сверъестественного творца.
Кто же тогда создал мир? Буддист ответит, что мир создает коллективная сила эволюционных действий* живых существ; (* - карма) следовательно, в сотворение мира внесли свой вклад все существа. В данном контексте "эволюционное действие" означает накопленных потенциал, остающийся в потоке сознания в результате выполнения любого физического, словесного или мысленного действия, в истоках которого лежит привычка ума держаться за понятие "я". В соответствии с законом причинности, этот накопленный потенциал способен создавать как конкретные следствия в непрерывном потоке субъективного переживания каждого живого существа, так и внешнее окружение, в котором это существо обитает. Таким образом, существа связаны с окружающей средой причинно-следственной связью, поскольку мир есть результат кармы существ. Дабы доказать, что конкретные причины приводят к конкретным следствиям, буддийская философия должна определить связующий фактор, а также ответить на вопрос: "Из чего складывается личность?". Конгтрул вкратце описывает разные взгляды различных буддийских школ на природу связующего фактора.
...
Важнейший вопрос сотворения мира в трактовке Конгтрула - это созидательные отношения мужду умом и материей. Мощными движущими силами созидания считаются "ветры", или энергии. Эти энергии возникают из накопленных действий существ, они наделены особыми силами, способными формироватьмновый мир. Таким образом, энергии кармы создают мост между умом и материей. Великая тайна сотворения материи умом заключается именно в том, как накопленный потенциал действий становится внешней энергией, способствующей сотворению мира. Наряду с энергиями в процессе творения участвуют и другие факторы.
...
Буддийская космология объясняет создание нашего мира как пример вневременного процесса, в котором ум и материя переплетаются в нескончаемом потоке жизни и формы. Миры вечно создаются и разрушаеются в бесконечности пространства и времени, и нет края у пространства и начала у времени.
...
Само собой разумеется, что если мир создает карма существ, то она же его и разрушает.
В космологии ограниченных чисел структура мира весьма проста: квадратная "мировая ось", похожая на гору с уступами, окружена горными хребтами и четыремя главными материками. Низшие разновидности существ, такие, как обитатели ада и голодные духи, обитают под горой Меру. Чем существа выше, тем выше на горе они обитают, а обители высших богов находятся в небесах над вершиной горы Меру. Такое вИдение мира тесно связано с духовным путем, которому следуют приверженцы личного освобождения от круговорота жизней. С точки зрения Хинаяны, этот мир создан главным образом кармой существ - действиями, которые основаны на представлении о сущесвтовании "я" и на порожденных этим представлением вредоносных клешах, а потому он - темница, из которой нужно постараться бежать. Это мир нечистых явлений, арена для переживания старданий начинающихся с того мига, когда живое существо обрело материальную форму в этом мире. Эта космология отражает бесконечную драму круговорота бытия, или сансары, и возможности спасения от него. Освободиться от сансары - значит выйти за пределы явлений и никогда больше не рождаться в этой юдоли страдания. Именно к такому совершенному покою, или нирване, стремятся приверженцы личного освобождения, или Хинаяны, старающиеся с помощью этого пути очиститься от всех загрязнений и стать святыми (архатами), а в итоге исчезнуть в состоянии небытия, как угасает пламя.
...
Сосредоточенность космологии ограниченных чисел на единственной мировой системе соответствует идеалу личного освобождения от цепи перерождений, присущему Хинаняне. Чтобы обрести освобождение, требуется постичь отсутствие собственной сущности как в личностях, так и в явлениях. Однака главная цель практики последователей Хинаяны - это устранение приверженностей к представлению об индивидуальном "я", коренной причине круговорота бытия. Кроме того, послеователь Хинаяны не в полной мере развивает аспект "искусных средств" духовного пути: сострадание и любовь. Эти два фактора объясняют ограниченность вИдения вселенной, свойственного последоватеям Хинаяны. Чтобы оценить величину бесконечного числа мировых систем, которые рождаются и рушаться каждый миг, требуется более широкий духовный взгляд. Для этого необхоимо мужество бодхисаттвы, взращивающего в себе великое "сострадание-защиту" по отношению к несметному количеству живых существ, которые во свех бесконечных вселенных каждый миг испытывают страдания рождеия и смерти. Кроме того, трудно постичь все величие видимой реальности этих бесчисленных вселенных+ если не прийти к пониманию, что не тоько ты сам, но и все бесонечные миры со всеми населяющими их живыми сущесвтами не имеют независиммого бытия, что все это - не что иное, как волшебная игра относительности и пустоты.
...
Как указывает Конгтрул, каждый аспект учения Будды отвечает потребностям конкретной категории учеников, а потому в силу своей действенности полезен, поскольку направляет тех ил иных люей на путь освобождения. Колесо учения Будды - не застывшая монолитная догма: оно вращается благодаря энергии, кторая рождается, кога различные чаяния и потребности живых существ находят отклик в сострадании будд.
Космология тантры Калачакры
...
Тантра Калачакры посвящена нераздельному влиянию макрокосма и микрокосма в единую систему.
...
Ее описание структуры космоса не слишком отличается от того, которое мы находим в космологии Хинаяны. Отличия заключаются только в других названиях материков и океанов, другой форме горы Меру и окружающих ее горных хребтов и т. п.
...
В тантре Калачакры устанавливается соответствие между макрокосмом и микрокосмом с точки зрения формирования вселенной и эмбрионального развития, а также между строением вселенной и формой и размерами тела человека.
...
Конгтрул приводит сведения о Шамбале без комментариев, опираясь на традиционные источники. Возможно, Шамбала - это не реальное географическое место, а внутренняя «чистая земля», символ духовного богатства нашей планеты, постоянно находящийся под угрозой материализма. Вероятно, войны, время от времени устраиваемые царями Шамбалы, символизируют желание человечества вновь обрести подлинные ценности и духовное прозрение.
Космология бесконечных полей будд
Космология бесконечных полей будд (буддхакшетра) - исключительное достояние Махаяны.
Ее истоки можно обнаружить в некоторых сутрах Махаяны, таких как Аватамсака, Саддхармапундарика, Панча-виншатисахасрикапраджняпарамита-сутра, Вималакиртинирдеша-сутра и Ачинтьявимокша. В этих сутрах излагаются два самых главных аспекта практики для людей, стремящихся к идеалу бодхисаттвы: мудрость и искусные средства. В текстах Праджняпарамиты («Запредельной мудрости») эта космология упоминается, но их темой служит, скорее, природа реальности, чем ее различные проявления. В них содержится существенное учение о том, что «пустота есть (абсолютная природа) формы, а (абсолютная природа) формы есть пустота». Этот принцип лежит в основе правильного воззрения, которое необходимо бодхисаттвам, погруженным в «океаны» сострадательных деяний. Однако Аватамсака и другие сутры повествуют о грандиозной космической игре бесчисленных будд и бодхисаттв, которые непрерывно дают учения, показывают чудеса и практикуют десять совершенств на благо других. Эти тексты посвящены, скорее, относительной реальности, чем абсолютной.
...
В текстах Махаяны утверждается, что бесчисленные мировые системы возникли не только вследствие кармы существ, но и благодаря взаимосвязям между живыми существами и буддами. Широта этих всеобъемлющих и сложных взаимосвязей поражает. Они охватывают сострадание будд, предрасположенности и судьбы живых существ, вселенские законы природы и обеты бодхисаттв. Благодаря взаимозависимости всех этих факторов (в число которых, вероятно, входят и механизмы творения, которые объясняет космология Хинаяны), в пустом пространстве возникают мириады миров. В этой системе нет речи об абсолютном начале времен - напротив, вселенная понимается как безначальный круговорот, который повторяет себя до тех пор, пока все существа не освободятся от страданий сансары. В тексте ясно утверждается, что будды и бодхисаттвы принимают деятельное участие в проявлении вселенной. Таким образом, согласно этому воззрению, вселенная - это основа и фактор пробуждения, а вовсе не темница, из которой нужно бежать. Это арена проявления чудесных способностей просветленных существ, поле деятельности, на котором бодхисаттвы практикуют искусные средства, дабы помочь другим преодолеть смятение ума.
...
Будда говорит, что поля будды, в которых практикуют бодхисаттвы, - это поля живых существ. По всей видимости, это означает, что поля будды - это сами живые существа, а также миры, которые они населяют. В ходе практики десяти совершенств бодхисаттвы трудятся, чтобы всеми средствами привести других к духовной зрелости. Следовательно, стремление бодхисаттвы привести всех остальных к полному пробуждению, есть важное условие процесса формирования мировых систем. После того как миры возникнут, бодхисаттвы входят в каждый из них на неисчислимые кальпы, дабы приносить благо рождающимся в них существам. Являя полную противоположность последователям Хинаяны, помышляющим лишь о том, чтобы уйти из мира и благодаря личному пробуждению покончить с круговоротом бытия, бодхисаттвы действительно способствуют сотворению новых миров, в которых они могли бы исполнить свое героическое обязательство освободить всех существ. Существа зрят чистоту миров, в которых обитают, в зависимости от собственного уровня внутренней чистоты, однако сами эти миры изначально чисты.
...
Будда коснулся земли большим пальцем ноги - и наша вселенная преобразилась в самоцветы, сияющие бесконечным светом. Тогда Будда сказал Шарипутре, что вселенная всегда чиста, но кажется загрязненной, дабы способствовать духовному созреванию существ.
...
Главная особенность космологии полей будд - бесконечность пространства и света - заменяет статическую модель горы Меру и четырех материков, свойственную космологии мировых систем, определяемой ограниченными числами. Первая охватывает бесконечное количество миров, местоположение которых выходит за рамки рационального мышления. Эти миры появляются во всех мыслимых и немыслимых измерениях и формах: одни покоятся на лотосах и драгоценных камнях, другие поддерживает исключительно благословение будд. Эти миры наполняют десять направлений; миллионы миров пронизывают друг друга, и каждый мир содержит в себе миллиарды других. Такова космология, поразительный охват которой способствует раскрытию ума для постижения бескрайности, неизмеримости, иррациональности вселенной. В итоге ум, вырвавшись из клетки косных представлений об ограниченных пространстве и бытии, вступает в открытое пространство Мириадов миров без начала и конца, без незыблемых рамок протяженности и формы. Эта космология также выражает принцип просветления бодхисаттвы - духовное развитие всех живых существ во всей вселенной как главный путь личных поисков пробуждения.
...
Все, что он описывает, заключено в «пространстве реальности» (дхармадхату) - абсолютном измерении, которое содержит в себе все сущее. Эта сфера никогда не меняется, никогда не становится чем-либо иным, кроме себя самой. Она всегда остается пустой, свободной от того, что зовется бытием. В этом единственном измерении проявляются все бесчисленные миры, возникающие во всей вселенной, - в нем они рождаются и погибают. С точки зрения своей абсолютной природы, ни один из этих миров никогда не рождался, не был обитаем и не погибал. Однако на относительном уровне возникает бесконечное множество миров - призрачных видений, основанных на взаимозависимости. И все эти миры способствуют осуществлению помыслов просветленных существ - духовных наставников, понимающих, что эти миры не обладают абсолютной реальностью. Населяющие их непросветленные существа тоже не обладают абсолютной реальностью, но они придерживаются представления, что они сами, все, что их окружает, и все, что они воспринимают, абсолютно реально. Но лишь око будды способно одновременно зреть и мир реальности, и проявляющиеся в нем взаимозависимые отношения.
...
Исконная природа каждого существа - это природа будды, потенциальная возможность пробудиться от сна неведения. Единственное различие между буддами и живыми существами заключается в том, что первые обрели свободу, осознав свою изначальную пустую сущность, а вторые, не сумев осознать пустоту всех явлений, остаются в темнице призрачных миров, полных страдания. Не понимая своего истинного положения, живые существа блуждают в мирах, которые порождены их же собственными склонностями.
...
В рамках космологии бесчисленных полей будд Махаяны, которая связана с теорией природы будды (татхагатагарбха), вполне очевидно, что основа безначальных заблуждений, которым подвержены живые существа, составляет также и основу пробуждения от этих заблуждений. Другими словами, истинное состояние бытия человека является почвой и для заблуждения, и для пробуждения. Каждый человек должен извлечь природу будды из-под толщи омрачений, как рудокоп извлекает драгоценный камень из пустой породы и грязи. Однако, чтобы природа будды смогла сама себя обнаружить, требуется совпадение двух факторов: сострадания будд, принимающих образ просветленных духовных наставников, и практики духовного пути, осуществляемой живыми существами. Практика духовного пути опирается на понимание как своих ограничений и возможностей, так и изъянов круговорота бытия. Поэтому Конгтрул уделяет много места описанию различных причин и следствий, которые играют основную роль в обманчивом состоянии бытия, рассматривая их с точек зрения как Хинаяны, так и Махаяны.
...
Согласно учениям, Акаништха - это «место», где обретают просветление все будды. Однако Конгтрул делает примечательное заявление о том, что Акаништха - это «любое место», где обретает просветление то или иное живое существо. Это заявление готовит почву для его описания мира Полный Цветов - мировой системы, в которую входит и наш мир, мир Претерпевания. Конгтрул подразумевает, что, где бы то или иное существо ни достигло просветления, там сама собой проявляется Акаништха, увенчанная дворцом, убранная всеми украшениями, которые только можно представить. Просветленное существо становится владыкой этого мира, приняв облик Будды Всеозаряющего (Вайрочаны), Великого Ледникового Озера Мудрости, пробужденного измерения наслаждения, неотличимого от всех будд десяти направлений. Вайрочана тоже занимает в космологии Махаяны особое место, вероятно, потому, что олицетворяет чистоту формы - той формы, которая объемлет всю вселенную. В грандиозности этой космологии можно убедиться на примере ее положения о том, что в каждой поре тела Вайрочаны проявляются бесчисленные мировые системы, а в каждом атоме этих миров заключается бесконечное множество других миров и образов Вайрочаны. Каждый из образов Вайрочаны, в свою очередь, содержит в себе бесчисленных будд и бесчисленные поля будд. Вайрочана объемлет всю вселенную, а вся вселенная образует Вайрочану. Если Конгтрул имеет в виду, что все это необъятное проявление миров находит свое воплощение в каждом обретающем просветление существе и что такое существо вмещает в себя все эти миры, то в свете бесконечного числа будд десяти направлений перед нами предстает непостижимая, неизмеримая картина космоса, в котором частное включает в себя общее, а общее содержится в частном; иными словами, каждое объемлет все и все объемлет каждое. ...
В первой части объяснения Ваджраяны подчеркивается ясность и пустота природы ума. Эта исполненная ясности и пустоты природа ума и есть та самая природа будды, которая, если обнаружить ее в самом себе, открывает врата к просветлению. Но до тех пор, пока эта природа остается неузнанной, двойственные проявления продолжают возникать. Привычка к двойственному восприятию порождает «склонности», основанные на образах внешних объектов, субъективных переживаниях и обладании материальным телом. Впоследствии эти склонности проявляются во внешнем мире: в воспринимающем сознании и в воплощенном бытии. Кармические действия, совершённые в течение жизни, производят дальнейшие кармические склонности, благодаря чему круговорот жизни продолжается.
... Некосмологическая система Дзогчена ... Своеобразие точки зрения Дзогчена на происхождение круговорота бытия заключается в том, что вселенная определяется как изначальная чистота. Конгтрул недвусмысленно утверждает, что система Дзогчена занимает самую вершину духовности.
В Дзогчене первичной созидательной причиной вселенной считаются не карма существ и не взаимосвязи между состраданием будд и живыми существами, а ригпа - состояние чистого и полного присутствия. Это ригпа есть не что иное, как сама изначально чистая основа бытия (жи: gzhi). Таким образом, круговорот жизни рассматривается просто как волнение или возбуждение состояния ригпа, которое «отклоняется от самого себя». Представление о ригпа, отклоняющемся от самого себя, - лишь метафора, потому что ригпа никогда не может от себя отойти. Однако, когда из основы бытия возникают проявления и в них не узнают саму основу бытия или игру ригпа, начинается омраченность круговорота бытия. Неспособность узнать изначально чистую сущность основы бытия - это неведение, которое возникает из исконного ведения (ригпа). Этот процесс происходит так: сначала основа бытия проявляется как пять чистых светов, но существа по своему неведению видят эти света как конкретные объекты. По этой причине сами видимости становятся омрачениями. Говоря иносказательно: когда сломана печать, скрепляющая полное и чистое присутствие с первоосновой бытия, возникает творческий порыв ригпа и разом порождает всю вселенную, которая есть не что иное, как проявление нашего собственного ригпа. Такое проявление может происходить восемью разными способами, благодаря которым возникают все мириады миров измерений будд и круговорота жизни. Как гласит заглавие одной из главных тантр Дзогчена, полное и чистое состояние присутствия есть «Великое творческое начало вселенной» ( Тиб. Кунчжед Гъялпо (kun byed rgyal ро): «Царь Всетворящий». - Прим. перев.).
В этой системе полагают, что если первооснова бытия изначально чиста, то и каждое живое существо просветленно, а значит, его поистине ничто не ограничивает. Все существа по своей природе одарены той же мудростью и иными качествами, что и будды, поскольку в состоянии чистого и полного присутствия все уже полно и совершенно. И свобода, и омраченность возникают как игра, волнение ригпа, а основа бытия образует опору того и другого состояния, не являясь принадлежностью ни одного из них. Однако свою собственную просветленную природу необходимо обнаружить, «пробудившись заново».
...
Пробуждение происходит следующим образом: когда возникают оперирующие понятиями мысли, которые есть не что иное, как движение чистого и полного ригпа, человек не относится к ним как к чему-то конкретному, а, напротив, понимает, что они - всего лишь его собственная внутренняя ясность, распространяющаяся вовне. Когда возникает это прозрение, движения мысли сами собой прекращаются, так что отпадает потребность в медитации или иных искусственных методах их преображения или прекращения. Это миг обретения полной реализации и проявления мудрости и других качеств будды.
Выражение «освобождение как самосовершенство» подразумевает не произошедшее в прошлом освобождение некоего будды, например Будды Шакьямуни, а то, как бесчисленные существа освобождаются здесь и сейчас и будут освобождаться впредь, просто осознав свою изначальную чистоту. И основа, и путь, и конечный плод этой системы имеют единственную, нерасчленимую природу - полное, чистое ригпа. Таким образом, изначальная свобода, которую мы стремимся обрести, практикуя духовный путь, есть то, чем мы уже обладаем. Сама исконная свобода - это путь, который ведет к достижению цели.
...
_________________
Таким образом, различные системы буддийской космологии напрямую соотносятся с тем, как живые существа втягиваются в круговорот бытия, а также с различными духовными путями, предоставляющими возможность от него освободиться. В системе Хинаяны, дабы достичь совершенного покоя личного освобождения, следует преодолеть круговорот бытия и миры, которые он захватывает. Последователи Махаяны тоже хотят выйти за пределы круговорота бытия, но совсем не для того, чтобы вечно пребывать в состоянии бездеятельного покоя: они обретают «активный совершенный покой» будды, дабы непрестанно трудиться на благо других. Однако путь Тантры, символизируемый космологией Калачакры, делает еще один шаг вперед, утверждая, что круговорот жизни и выход за его пределы имеют одну основу, а потому круговорот жизни следует не отвергать, а преображать. Тантра учит, что выйти за пределы сансары и тем самым обрести совершенный покой можно в этом самом мире, в этом самом теле, если понять, что в абсолютной реальности жизнь и выход за ее пределы нераздельны. Конгтрул говорит, что, если хочешь понять путь и плод Дзогчена, необходимо понять точку зрения этой системы на круговорот бытия. Согласно воззрению Дзогчена, все само собой возникает из изначально чистой сущности бытия, все всегда остается изначально чистым и, постигнув эту истину благодаря собственной природной пробужденности (рангчжунг йеше: rang byung ye shes), человек мгновенно обнаруживает свою исконно просветленную природу, которая была с ним всегда.
Книга «Мириады миров» содержит неоценимый материал для изучения, размышлений и очищения собственного ума. Она закладывает незаменимую основу для понимания буддийской философии и практики и хранит семена мудрости, которые обязательно дадут всходы и расцветут в умах тех, кто вступил на духовный путь, и других внимательных читателей.