Провел тут небольшое исследование. Прежде всего захотелось найти реальные источники, и сверить с ними схему.
Если посмотреть
сюда, то в качестве автора указан Иванов Е., а в качестве публикации, на которую опирались при реконструкции И. Воронина «Историко-бытовой танец». М.: Искусство, 1980г.
Сперва об авторе.
Действительно, автором указан Иванов Е. М., русский артист. То, что у Васильевой-Рождественской схема и указание на автора полностью идентичны с Ворониной, говорит о том, что скорее всего, Воронина оригинал схемы танца не видела. Первое издание книги Васильевой-Рождественской - 1963 год (
здесь можно скачать 1-е издание).
В книге И. И. Иванова «Новейший самоучитель бальных танцев» (М. 1911 г., стр. 42 (или 43, в зависимости от издания) помещено «сокращенное» описание:
Кавалер берет правой рукой левую руку дамы и становится рядом с нею, делают один шаг в правую сторону с правой ноги, приставляют левую ногу к правой, опять переставляют правую ногу в правую сторону и поднимают левую ногу впереди правой, во время этого кавалер и дама повертываются лицом друг к другу и расходятся в правые стороны, затем повторяют то же самое с левой ноги и в левую сторону.
Из этого описания мало что понятно, и Е.М. Иванова мне обнаружить не удалось. Если кто знает, кто это - пожалуйста, расскажите.
Теперь о танце.
Покопавшись в советских книгах, натыкаюсь на Череховскую Р.Л. "Танцевать могут все", 1973 года, стр. 76. Там обнаруживаю ноты, кучу рисунков, а главное - упоминание о том самом "Е. Иванове" и, что более интересно - о человеке, записавшем этот танец: Л. Богаткова.
Л. Богаткова опубликовала в издательстве "Молодая гвардия" в 1953 году книжку с оригинальным названием "Танцы", в котором "Па-де-грас" находится на странице 108. Описание снабжено нотами. Помимо падеграса, там же есть миньон, мазурка (еще без па гала и пр.), всего 21 танец.
UPD: Но и это еще не все. В 1939- выходит
брошюра-описание танца "Па де-грас". Этой брошюры у меня нет, но если там действительно есть описание этого танца, то он как минимум оказывается уже довоенным.
В описании танца есть три интересных момента:
1. танец, в отличии от современной версии не переходный. Совсем, не смотря на середину и конец 20-го века. Никто из перечисленных авторов не делает его переходным.
2. Каждый автор стремился сделать свое собственное описание, тем не менее схема читается и остается неизменной.
3. Отдельно тщательно прописаны руки, в частности - высокие в обходе: "на 7 такт юноша и девушка подают друг другу правые руки и подняв их (округло) вверх, тремя простыми танцовальными шагами меняются местами (начинают движение с правой ноги и идут по часовой стрелке)".
Итого:
1. Танец может записываться как падеграс или Па-де-грас.
2. Самое раннее известное упоминание - книга 1911 года, И.И. Иванова «Новейший самоучитель бальных танцев».
3. Лидия Николаевна Богаткова творчески его переработала и опубликовала в 1953 году, при этом в инициалы автора, вероятно, вкралась опечатка.
4. Все остальные его просто перепечатывали, переставив отдельные слова, и меняя картинки. В процессе перепечаток фамилия Богатковой потерялась.
Картинки, конечно, снова только для привлечения внимания:)