Национальный русский спорт - запретить и не пущать

Jul 25, 2014 00:38


Мне кажется, что на Руси всегда критикующий и ругающий получал больше условного социального капитала, чем нейтральный и тем более оправдывающий, защищающий.
Мысленный эксперимент: ты стоишь в толпе людей. Вдруг кто-то гневно произносит:
1. "господи, да сколько же можно такое терпеть, а?"
2. другой произносит громко и миролюбиво "да ладно, простим ему ( Read more... )

социальные механизмы

Leave a comment

Comments 15

murrashka_ozv July 24 2014, 16:47:45 UTC
-Присоединяясь к хулителям, ты инстинктивно занимаешь более безопасную позицию по отношению не только к ожидаемой реакции толпы, но и власти.

Не понял, почему к власти? От власти же может достаться за то что ты ее хулишь. Или ты про хуления не-власти, а людей которые к власти не имеют отношения?

Reply

bodhi_name July 25 2014, 03:36:30 UTC
Да, я про агрессию в отношении какого-то человека.

Reply


zarddos July 24 2014, 18:43:55 UTC
> вливаясь в ряды агрессивных, ты тем самым защищаешь себя (временно) от их агрессии.

Получается положительная обратная связь. Маховик агрессии раскручивается. Удивительно, что за века все еще не пошло вразнос.

Reply

bodhi_name July 25 2014, 03:38:55 UTC
- Удивительно, что за века все еще не пошло вразнос.

Существуют созидательные инстинкты выживания. Ведь жрать то хочется, поэтому люди на местах все-таки поддеритжвают минимальный порядок, позволяющий выживать, хоть и в собачьих условиях. Но это не бесконечно позволит сохранять статус-кво в условиях нагнетаемого пиздеца.

Reply


vagus_canis July 24 2014, 18:56:27 UTC
=Так вот с первым человеком автоматически хочется как-то солидаризироваться, а со вторым - не очень, а может даже возникнет к нему раздражение.

Почему тебе хочется солидаризоваться с первым из манипуляторов? Он провоцирует толпу на агрессию и потенциально опасен. Второй безопасен.
Мне не хочется солидаризоваться ни с первым, ни со вторым так как по умолчанию я не знаю о чем вопли - следовательно мнение обоих не имеет значения: я не знаю, что именно первый не хочет терпеть именно сейчас и что именно предлагает простить второй. С очень большой вероятностью ко мне не имеет отношения ни первое, ни второе: либо мне нечего терпеть, либо мне нечего прощать.

Reply

zarddos July 24 2014, 21:25:08 UTC
Ты обманываешь себя. Если постараешься, то различишь, что первого поддерживает большинство, а второй окажется в меньшинстве и будет уязвим. Тебе поневоле захочется не выделяться чтоб не вызвать огонь на себя

Reply

vagus_canis July 25 2014, 03:54:43 UTC
У меня с конформизмом плохо. Если происходящее не имеет ко мне и моим интересам отношения, я скорее всего оказался бы в этой толпе случайно и просто уйду. Если имеет и мне по каким-то причинам нужна поддержка ширнармасс, то скорее всего я бы принимал участие в организации этой толпы.

=Тебе поневоле захочется не выделяться чтоб не вызвать огонь на себя.

Скорее мне захочется либо погасить огонь, либо "выделиться" в прямом смысле - свалить из толпы. Вне контекста конкретной ситуации - не знаю.
На первом этапе толпа, как хаотичная группа случайно собравшихся людей обычно нейтральна и большинства нет. Если толпа раскачана на действие, то пассивное "понять и простить" не сработает, но можно переключать на конкретные конструктивные действия. Проще всего используя тот же механизм конформизма - т.е. организовывая вокруг микрогруппу сторонников, как центр кристаллизации настроений.
В не управляемой деструктивно настроенной толпе делать нечего.

Reply

bodhi_name July 25 2014, 05:04:26 UTC
- просто уйду

В моей статье речь о другом все-таки. Не о том - какими будут твои осознанные, продуманные поступки, а о том - какая у тебя возникнет первая спонтанная эмоциональная реакция - еще до того, как включится аппарат оценивания ситуации, своих реакций, принятия решений.
Ты, будучи человеком, выросшим на российской почве, не можешь не иметь в себе тех автоматизмов. которые впитываются в процессе этого роста. Эти автоматизмы можно осознавать, поддерживать или блокировать, но они, тем не менее, будут проявляться (если только не провести над ними серьезную работу по заветам Бодхича). И вот именно наблюдение за такими механизмами выросшего в россии человека и могут дать нам ценную информацию о "культурном коде" россиян - о специфическом наборе автоматизмов, ноги которых растут из совокупности слепых уверенностей.

Reply


ibnn July 25 2014, 19:16:05 UTC
Так вот с первым человеком автоматически хочется как-то солидаризироваться, а со вторым - не очень, а может даже возникнет к нему раздражение.
---
Да, точно. Не раздражение только а настороженность, типа жалость к нему чтоли в виде мысли "куда ты лезешь!?"

Заветы Бодхича... я уписываюсь

Reply


Leave a comment

Up