Отчет о краеведческой экспедиции "Лестница в небо" серии "Енисейская Одиссея" клуба ВездеходOFF.
Текст: Антон Ратушняк, экипаж "Нива"
Как же, блин, хорошо после стольких дней дождей, сменяющих один другого, и соревнующихся, как бы покачественнее нас залить, наконец, проснуться утром, и увидеть яркое теплое солнышко, чистое небо без облаков и ожившую посвежевшую красоту вокруг.
Дни: [
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | 7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 - 15 - 16 ]
С выездом сегодня задержались немного, впитывали в себя тепло и благодать.
Ежеутренняя загрузка треков в навигаторы
Народ искал воду в мостах, и как это ни смешно - находил. Кто-то побольше, кто-то поменьше. Поддавшись на особо убедительные наглядные пособия - коктейли из воды с добавлением трансмиссионного масла - полез посмотреть у себя, и... ничего не обнаружил - чистое масло. Не зря возился в городе с выводом сапунов.
Выдвинулись в путь к порогу Тельдекпень, откуда наш путь, пересекая Катунь по подвесному мосту, уходил на другой берег в направлении деревни Ороктой и одноименного перевала, соединяющего для особо страждущих Чуйский и, назовем его Чемальский, тракт. Мост проходит над сами порогом - кучей-малой из огромных валунов, высоких каменных берегов, причудливой формы, и зажатой во все это безобразие ревущей Катуни.
Рафтеры пользуются этим мостом как командным пунктом, заезжая сюда перед началом сплава и на месте планируя как они его будут проходить.
Долго лазили по мосту, фтыкали, и вдоволь нафотографировавшись переправились.
На том берегу, проехав пару километров, наткнулись на песчаный плес с выброшенным на берег топляком. А так как в горах на Укоке с дровами несколько туговато ;) напилили чурок и, с трудом распихав по машинам, двинули дальше.
Дорога забирается в горку, уходит от Катуни. Обычный проселок приводит в деревню и ожидаемо заканчивается.
На окраине брод. Через него, и крутой земляной подъем.
Направление уходит на покосы. Пересекаем, тяжеловато забираемся в горку и прочь от деревни.
Но не тут то было. Ведущий говорит, что едем немного не туда, и один уходит вперед на разведку. Минут через десять возвращается ни с чем.
Впереди грандиозное болото, и вообще, нам туда не надо. Стоим ждем. Денис уходит в сторону все еще видимой деревни. Через несколько минут подходящее направление вроде найдено и мы стартуем.
Но по рации объяснить возле какой жерди нужно сворачивать, а у какого остатка забора развернуться, достаточно проблематично, тем более, что там все поле в этих жердях и заборах :) Поэтому колонна немного разбегается из стороны в строну. Мы нужный путь находим, дорога с поля уходит вниз в распадок и в леске ждет экспедиторщиков колеей, глубокими лужами и камнями, в которой уже не преминул разместиться штабной автомобиль.
Кто-то снял с себя клещей. Брр... Ждем остальных, а они что-то и не торопятся появляться. Выясняем по рации, что умотали почти до деревни. Во дела! Но сам виноват, нужно было дождаться хвост прежде, чем уйти в лес. Хотя я тогда и сам не знал, правильно ли я еду. Решил выехать назад на поле, показать дорогу. Но так как пробиваться назад по колеям не было особого желания, то, заприметив в лесу заросшую травой дорожку, почти моментально оказываюсь на поле, на котором мы стояли десять минут назад. Отстающие видят меня. И в правду почти у деревни. Гы.
Пока дожидался решил немного перекинуть вещи в машинке. Все проехали, а я что-то завозился с вещами. Уже за руль - смотрю ко мне на всех парах спешит какой-то местный джигит на коне. Ну чтож дождусь, решил, спрошу заодно про дорогу. Поздоровался, объяснил, что заплутали чуть, не будете ли вы так любезны подсказать куда ехать надо :) На что совершенно неожиданно получил нагоняй в свой адрес. Типа, какого лешего вы тут приперлись на своих машинах, ездите нам тут траву всю повытоптали, мы теперь всю живность свою чем кормить будем и еще и дорогу спрашивают. Я, честно говоря, немного оторопел от такого наезда. Ну да чуть мы срезали по травке метров десять, но не больше же. Но в тот момент видно плохо соображал, да и вид висящего за спиной карабина у алтайца, прямо видно мучавшегося с похмелья, заставлял вести себя корректней.
А он и не унимался - мы, типа, в деревне номера все ваши переписали, когда вы проезжали, передадим куда следует и про газету какую-то плел, где все про нас будет написано-рассказано :) Короче, пришлось выдать ему бутылку водки из НЗ, на устранение моральной травмы. После чего человека как подменили. Он с удовольствием объяснил мне куда надо ехать, хотя я уже и сам почти знал. Куда сворачивать, а куда нет. Хотя, как выяснилось впоследствии, сворачивать там особо некуда. На сим распрощались...
Джигит ускакал выпить за здоровье коровы, которая зимой типа без сена останется :) , а мы поехали нагонять всех.
К тому времени уже все перебрались через засадное место и поджидали меня с расстегнутой на Патриоте лебедкой. Ну мы то чо, сами с усами ;) Плюх туда, а вот обратно плюх уже не получается.
Сидим-с! Чо то подергался еще немного туда-сюда, но без видимого результата, так для проформы. Тут искусный рыболов с Уаза уже заарканил меня и потащил из говен на берег. Оставалось лишь сидеть и, наслаждаясь жизнью, повиливать рулем :)
Начался крутой подьем в перевал.
Достопримечательности дороги все те же самые - до боли привычные. Грязь, камни и глубокие промоины - успевай перепрыгивать с одного гребня на другой, но вцелом - вполне спокойно проходимо.
Как ни странно, но вопреки джиперской пословице, что дорога может становиться только хуже и хуже, по мере подъема дорога становилась спокойнее и лучше.
Ведущий Патриот иногда выпускал из трубы белую дымовую завесу неизвестного происхождения.
Такое было два или три раза за всю экспедицию. Причин происходящего не выявлено.
И вот мы на седловине. Как такового красивого вида с вершины перевала нет, вокруг лес, но кое-что все равно удалось разглядеть через кроны деревьев.
Очередная фотосессия и начинаем спуск.
На обочине очень удачно расположился ларек с надписью "автозапчасти". Заценил местный черный юмор, тем более, что стало что-то постукивать, побрякивать в передней подвеске. Ползем потихоньку, переваливаясь через канавы с глиной.
Впереди ворота - маральник. Проехал через ворота - закрой за собой! За маральником - другой маральник, за ним третий. Маральник маральником аморально подгоняет :) Вот чо выдумал. Спускаемся вниз, идем так сказать на снижение - навстречу Рено Сценик, "вэдовый" правда. Остановились, разговорились.
Хотят в Ороктой попасть - по делам срочным. Но тут ни разу не ездили, не местные. Ну мы так ненавязчиво посоветовали им не ехать дальше, хотя они конечно молодцы, что хоть до сюда добрались. Дорога там явно не для паркетников. Уж не знаю послушались или нет, а мы продолжаем спускаться. Посадил Андрея за руль, а то что-то уже плечи выворачивать начало от борьбы с рулем. Ну и не смог не воспользоваться ситуацией и открыл баночку холодненького пива.
Спустились к селению Нижняя Талда, остановились за деревней, скопом накачали колеса, пофотали суслика и двинули в Онгудай.
Не помню зачем, но наверное за чем-то важным. Стуки в подвеске начали напрягать, сидел гадал, что ж там может быть, во время остановки пошатал колеса выяснил с какой стороны стук и почему-то решил, что умер один из передних амортизаторов. Ну и фиг с ним. Открыл еще пивка :)
В Онгундае оказался автомотовелофото магазин запчастей. Не кукольный, как на перевале, а настоящий. В котором многие закупили подыссякшие запасы трансмиссионки, а вот амортизаторов нивовских там не оказалось - я уж был готов купить. Ну нет так нет.
Найдем где нибудь. Пока сидел в машине, опять ко мне какой-то местный алкаш с русским лицом начал докапываться, дай выпить чо-нить и все. Бывшему полковнику! Фиг вам, я уже сегодня давал. Злился на себя и на всех за инцидент на поле.
Выехали на Чуйский тракт, подивились количеству, уж извините, навоза на автобусной остановке на тракте. Видимо там коровы обычно сидят, маршруток дожидаются :)
Заползли на Чике-Таман. Вот уж сколько раз его проезжаешь, но все равно красиво там, хоть и не страшно уже как в первый раз, но расслабляться тут не стоит. Долго и нудно спускаемся с перевала за фурами, обгонять страшновато - сплошные закрытые повороты.
Вид со смотровой площадки перевала.
Первая петля перевала.
Старый Чике-Таман.
Туристический "автобус".
Старый мост через Иню.
Возле моста познавательная лекция и групповая фотография.
Вид на старый мост с нового.
Подзалились внизу на заправке топливом и направились к месту слияния двух алтайских рек Чуи и Катуни. Если немного съехать с тракта в сторону Инегеня, то, спустившись с горы, оказываешься перед чудесным подвесным мостиком, ведущим на другой берег и поражающим своей кажущейся хлипкостью.
Если по нему пройтись пешком, то мост заметно раскачивается из стороны в сторону. Что уж там говорить про то, когда едешь по нему на машине - ощущение, будто переправляешься через реку по натянутой жевательной резинке. В середине моста машина заметно проседает вместе с ним, но не успеваешь опомниться, как уже оказываешься на противоположном берегу.
По одному переехали. Самое главное - спокойное размеренное движение без ускорений и торможений. А мост-таки выдерживает семь тонн :), как гласит надпись на табличке.
Движемся по узкой дорожке, вырубленной в стенке скалы.
Колеса кажется зависают над обрывом, разъехаться тут двум машинам нереально. Щекоталка нервов.
Выходим из ущелья на равнину и движемся в поисках места для ночевки, но что-то ничего подходящего все нет. Поэтому решаем развернуться, и опять, через дорогу-щекоталку прибываем на местную базу - типа кемпинга, расположенного на берегу Катуни с пятью-шестью домиками и баней, находящихся на огромной огороженной территории. Здесь ставим лагерь и собственную баньку, ужинаем, паримся и купаемся в ледяной Катуни. Самое главное во время купания следить, чтобы тебя не унесло мощным течением от берега, ну и не обморозить себе чего... :)
За сим на сегодня все - отдыхаем и набираемся сил, ведь впереди у нас еще много увлекательных дней экспедиции по Алтаю, Укоку и Тыве.
Дни: [
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | 7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 - 15 - 16 ]