Трудно быть в зале с "Трудно быть Богом"

Feb 27, 2014 17:02

Из моего киноблога в MAXIM

Режиссер: Алексей Герман
В главной роли: Леонид Ярмольник
По роману братьев Стругацких «Трудно быть Богом»



На первом сеансе проката в зале присутствовало ровно шесть штук человек. Автор этих скучных строк. Две дамы строгих лет. И три приличные вроде бы старшеклассницы, на вид как будто любительницы фестивального кино (что их и спасло от адовых мук, полагаю). Обе суровые дамы покинули зал ровно на 50-й минуте показа, то есть не вытерпели даже треть ленты. Остальные с любопытством высидели до конца, точнее вылежали - в пустующем зале грех не развалиться в полудреме на креслах и пуфиках. После сеанса мы даже пытались аплодировать, а я честно готов заявить следующее:

Да, в моей личной Вселенной этот фильм великолепен и замечателен! Но, к сожалению, моя Вселенная очень крохотная.

Идею сюжета надобно вкратце объяснить - потому что и после просмотра мало что будет понятно тем, кто не прикасался к книге.

Молодой русский энтузиаст-исследователь внедрился на бесплодную, но обитаемую планету с черно-белым изображением. Задачей его и других тайных агентов Земли значится ускорить гниение средневекового уклада, чтобы на цивилизацию снизошла эпоха благодатного Возрождения. Все силы и помыслы героя брошены на спасение гонимых ученых, поэтов и творцов от палачей и шальных стрел. Персонаж Ярмольника богат, влиятелен и выдает себя за потомка Бога, но при этом ему ой как трудно.

Тем, кто осмелится смотреть это трехчасовое полотно чисто из-за любви к книге, я не завидую. Он им не понравится. Вообще Алексей Герман явно снимал этот фильм дюжину лет не для того, чтобы он кому-то вдруг внезапно понравился. Такой задачи точно не стояло, и это отсутствие задачи перевыполнено!

Бывает, что гении больны и снимают больные фильмы. Критикам в этой ситуации очень сложно - с одной стороны произведение гениально... а с другой - неприлично больное. Это неправда, что снимая злое и грязное кино, режиссер обнажает правду мира и истину о человечестве. В большинстве случаев он показывает исключительно что-то свое, внутреннее - такое же злое и грязное.

Обычные граждане о таких вещах вообще на людях не разговаривают, мало ли что соседи подумают. А статусному режиссеру можно, его ругать неприлично. Еще неприличнее, чем такие фильмы снимать.



Есть такой стиль в экстремальной музыке - копрограйнд. Вот «Трудно быть Богом» - это оно и есть. Копрограйнд-хаус. Знаешь, создатели слэшеров и сплаттеров всю жизнь посвящали тому, чтобы придумать новый оригинальный способ проткнуть человека, вырвать глаз, отрезать голову. То же самое делают авторы качественной порнографии - новые позы, движения, сочетания, приемчики.

Создатель «Трудно быть Богом» точно шел по их пути - он великолепно и изобретательно сочинял миллион способов, как использовать помои, кал, кровь и рвоту. В итоге эта лента стала похожа на какой-то массовый многотысячный шабаш двойников «Зеленого слоника». Дерьма в фильме так много, что оно становится уже не художественным приемом, а идеей фикс.

В фильме почти ничего не происходит, но и в книге событий-то не густо. Хотя нет - в каждом кадре, в каждой секунде есть шевеление, копошение, можно сказать - жизнь. Примерно то же наблюдалось в германовских лентах «Хрусталев, машину!» и «Мой друг Иван Лапшин», но в «Трудно быть Богом» интенсивность движухи просто зашкаливает. Но эта движуха - она броуновская. Ветераны броуновского движения будут в восторге, а вот любители следить за сюжетом и анализировать соответствия книге в зале будут лишними.

Дерьмо для персонажей фильма - экстази. Обитатели этого мира явно нанюхались испражнений, и их, как токсикоманов, от дерьма плющит и колбасит нонстопом. Особенно веселит, что каждый из персонажей обязательно опустит палец во что нибудь жидкое и неприятное и понюхает его. А если его ноздри кто-то прибил гвоздями и они не работают, то тогда оближет. И так - десять раз в минуту! Нет, я не шучу, верьте мне, люди!

Расписано, поставлено, сыграно и снято все это просто на божественном уровне, не думаю что когда-нибудь мир увидит еще такой пленительной силы копрограйнд. Да, вот такой шедевр от перфекциониста-режиссера. Мне в какой-то момент показалось, что это некая запоздалая месть Тарковскому за его слишком человечного «Андрея Рублева».

При этом сообразить что и зачем происходит на экране непросто - а я ведь даже книгу перечитал незадолго до просмотра! Был подготовлен. Тут же понять чем одни люди лучше или хуже других, чем серые отличаются от черных - нереально. Что уж говорить, если и грамотеи здесь не выделяются никакими достоинствами в общей фекальной массе.

Дерьма и творческих сил гения (без шуток) в ленту вложено масса. А вот чего не хватает - так это смены картинки. Все три часа в кадре ровно одно и то же в разных вариациях. Беседы рваные. Поножовщины и казни арт-хаусные, т.е. не дай Бог, чтобы их кто-то принял за экшен. Этот фильм - не рассказ истории, а показ жизни средневековой выгребной ямы, похожей на перенаселенную коммунальную квартиру.

В итоге, повторю примерно то же, что писал в начале - мне это кино невероятно понравилось! Это сочный, насыщенный, позитивный фильм, заряжающей энергией. Только вот чтобы проникнуться им до такой степени, надо иметь какое-то врожденное психическое заболевание, или долгий стаж извращенца. Как у меня. Ну или как у Ларса фон Триера - посмотрев в десятый раз »Трудно быть Богом«, он будет кусать себе от зависти сфинктер.

кино тяжело но достойно

Previous post Next post
Up