В истории кино всякое случалось. И это всякое заставит тебя на пять минут забыть, что жизнь скучна и предсказуема.
Мальтийский сокол (The Maltese Falcon, 1941)
Любители черно-белого американского триллера знают - в таком кино дым коромыслом и сигареты столбом. Курят там в самолетах, в залах суда, больницах. Но «Мальтийский сокол» преуспел на этом поприще с особым цинизмом. Все потому, что Джек Уорнер, хозяин студии, пытался запретить актерам курить на съемочной площадке, а Хамфри Богарт и Петер Лорре чисто прикола ради сговорились идти этому наперекор и наперекур. Мало того, они подговорили и других актеров - в итоге в ключевых сценах съемочная группа дымила с усердием эскадрона паровозов.
Перл Харбор (Pearl Harbor, 2001)
Приятно узнать, что итоговая сумма денег, потраченная на съемку и рекламу ленты Майкла Бэя примерно равна ущербу, понесенному Америкой от бомбардировки Перл Харбора. Еще бы две с половиной тысячи статистов на съемках угробить - и историческая достоверность окончательно утвердилась.
Хэллоуин (Halloween, 1978)
Мне крайне тяжело смириться с подобным маркетинговым извращением, но в Америке издавна было принято продавать маски популярных киногероев. Те еще страшилища. Так вот история гласит, что маска Джеймса Тиберия Кирка из «Стартрека» (то есть лицо канадского актера Уильяма Шетнера) была использовано на съемках первого «Хэллоуина». Гримеры перекрасили ее в белый, подправили волосы с глазницами - и вуаля, маньяк-извращенец готов прямо на выданье!
На последнем дыхании (À bout de souffle, 1960)
С точки зрения любого добропорядочного менеджера, процесс создания пост-нуара от Жан-Люка Годара являлся бессистемным хаосом, не обреченным даже на провал, а созданным ради провала. Жан-Поль Бельмондо потом дивился свалившейся на него славе, так как был уверен, что это кино не выпустят в прокат. Славе Бельмондо не помешало даже отсутствие его имени в титрах. И не только его - начальные и финальные титры в этой французской киноленте отсутствуют напрочь, если не считать названия и прокатного номера с посвящением.
Храброе сердце (Braveheart, 1995)
В батальных массовках снимались по большей части члены ирландской волонтерской армии. Ирландцы сами по себе народ вздорный и буйный, а тут еще на одном поле разом сошлись мужики, давненько ненавидящие парней с соседнего хутора. В итоге, как уверяют очевидцы, мордобой перед камерой был далеко не шуточный.
Лоуренс Аравийский (Lawrence of Arabia, 1962)
Помнится несколько лет назад журнал MAXIM затеял составить список 100 самых мужских фильмов всех времен и народов. Я активно (и успешно) пролоббировал включение в него эпоса «Лоуренс Аравийский». Сам уж не помню, почему. Но теперь знаю точно, что был прав: ученые открыли, что «Лоуренс Аравийский» - самая длинная кинолента (227 минут), в которой нет ни одной женской роли с репликами.
UPD: Уже после публикации текста на сайте MAXIM, до меня донесли, что Лоуренс по слухам мог быть гомосексуалистом. А что делать? Про спартанцев и не такое можно рассказать. Да и наличие гея-вокалиста в Judas Priest вовсе не лишает их музыку мужественности.
Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption, 1994)
У Стивена Кинга с годами выработалась весьма странная для писателя привычка: он принялся продавать права на экранизацию своих произведений режиссерам-энтузиастам всего за один доллар. Собственно, именно так он и познакомился с Фрэнком Дарабонтом. Права на «Побег» обошлись Дарабонту ровно в доллар, получившийся фильм вяло прошел в прокате, но доллар отбил. А потом стал одним из самых успешных видеорелизов в истории индустрии.