Даугавпилс. Лже-Россия

Apr 02, 2014 20:33

Оригинал взят у sekutor в Даугавпилс. Лже-Россия


Загадка. Город бывшего СССР, население преимущественно православного вероисповедания, много частного сектора, а главная модель трамвая, который ходит по улицам этого города, - КТМ-5.

Это не Краснодар, не Горловка, не Конотоп. И вообще не СНГ. Впрочем, ответ уже есть в заголовке рассказа. Да и штанга вместо пантографа все выдает - в бывшем СССР такие есть только в Латвии.

Существует суждение, что, мол, страны Балтии были передовой частью СССР, а стали задворками Евросоюза. Побывав только лишь в Вильнюсе, Риге и Таллинне, согласиться с ним невозможно. В Прибалтике столицы - настоящие "витрины" своих стран, и по внешнему виду и благоустройству они, по крайней мере, в центральных своих частях (окраины - отдельная тема) не слишком-то отличаются от западноевропейских образцов. Что из себя представляют Тарту и Каунас, вторые по численности населения города Эстонии и Литвы, в общем, известно. Даугавпилс, первый после Риги, куда менее изучен.


Даугавпилс многими воспринимается как эдакая "полу-Россия". Но это слишком упрощенное представление. Для "полу-России" тут русских все-таки маловато (лишь 55%), так что если какие-то города Прибалтики и подходят на эту роль, то уж точно не Даугавпилс, а эстонские Кохтла-Ярве или Нарва. Как "заповедник СССР" Даугавпилс (Приднестровье и Белоруссию, к слову, тоже) воспринимать тоже нельзя. потому что, в отличие от Советского Союза, товаров здесь в изобилии, а выезд за границу никак не ограничивается - это все-таки слишком принципиальные отличия. Я бы назвал Даугавпилс лже-Россией. Эдаким уголком Евросоюза, после посещения которого европейский или американский бэкпэкер, у которого не получилось посетить Россию из-за крайне трудной в получении визы, может сказать, что, ну, он почти что в России побывал. И при этом будет СОВЕРШЕННО, КАТЕГОРИЧЕСКИ не прав. Точно так же, как будем неправы мы, съездив в Ригу или Таллинн и потом хвалясь всем, что, дескать, побывали в Западной Европе.


Сложилось ощущение, что Даугавпилс застрял в 1990-х годах сильнее всех городов Прибалтики. Вот, например, салон местного трамвая. Справа сидит русская тетушка-кондуктор. Билет стоит 43 цента (до перехода на евро - 30 сантимов). Есть предположение, что это самая низкая цена билета на одну поездку во внутригородском общественном транспорте в странах еврозоны, но точно утверждать не берусь. Кто-нибудь в курсе, где-то еще есть дешевле? Косово и Черногорию не учитываем (вот в Приштине два года назад, по-моему, 20 центов билет стоил).


Лишь надпись на непонятном языке, да еще латиницей, напоминает, что ты за границей.


Как и в Риге, в Даугавпилсе центр находится на правом берегу реки. Но, в отличие от столицы Латвии, левый берег в Даугавпилсе заселен слабо. Там находится район частного сектора Грива (Grīva). Не очень большой. Был включен в состав города только в 1920 году.
В Российской империи по Даугаве в этих краях проходила граница. Во-первых, Витебской и Курляндской губерний. Практически вся Латгалия в то время находилась на Витебщине. Даугавпилс назывался Динабургом (до 1893) и Двинском (1893-1920), Резекне - Режицей, Лудза - Люцином. А во-вторых, река была границей черты оседлости. В Витебской губернии, в отличие от Курляндии, постоянное проживание евреев было разрешено. По переписи 1897 года национальный (а точнее, языковой) состав был таким: 46% указали в качестве первого языка "еврейский" (главным образом идиш), 27,5% - "великорусский", 16,4% - польский, 4,5% - немецкий, и только 2,2% - латышский (зато преимущественно латышским было сельское население). По переписи населения 2011 года представителей титульной нации в Даугавпилсе - 19,8%.

Язык вывесок Даугавпилса, естественно, латышский. Справедливости ради, государственный язык тут можно услышать гораздо чаще, чем в эстонской Нарве. И все-таки общаются в основном по-русски. Так что и на письме русский нет-нет, да и просочится где-нибудь.




Считается, что Даугавпилс младше Риги всего на семьдесят с небольшим лет. Впервые каменный замок Динабург, построенный Ливонским орденом, упомянут в 1275 году. Вот только он находился на 19 километров выше по течению Западной Двины (по-немецки, кстати, река называется Düna). Замок не сохранился, его макет стоит в природном парке "Излучины Даугавы". Появлением на нынешнем месте Даугавпилс обязан, как это ни странно, Ивану Грозному. который после осады Динабурга решил построить военное укрепление чуть западнее, на месте нынешнего города. Правда, по итогам Ливонской войны Россия эти земли не удержала. Они войдут в ее состав только по итогам первого раздела Польши. А город на месте укрепления начал строиться уже при польском короле Стефане Батории (1575-1586).
Кое-где со времен Стефана Батория, похоже, ничего не изменилось. Во всяком случае, концептуально. Это фото сделано в самом центре Даугавпилса.


А это здание уже советской эпохи.


К сожалению, проблема заброшенных домов в Даугавпилсе - причем в самом его центре - стоит очень остро. В том числе из-за этого индикатора город обзавелся дурной славой и считается самым депрессивным в Латвии. Но не спешите рисовать апокалиптическую картину. Несмотря на некоторое количество руин, самый-самый центр Даугавпилса производит приятное впечатление. Настолько, что и не скажешь, что в этом городе проживает всего-то 90 тысяч человек (по последней советской переписи-1989, кстати, население составляло 130 тысяч).
Это, например, площадь Vienības, или Единства. На заднем плане - бывшая гостиница "Латвия", ныне Park Hotel Latgola.


А это - дом Единства, чуть-чуть попавший на предыдущее фото. Построен в 1935 году и считается крупнейшим зданием Первой республики (первого периода независимости Латвии в 1921-1940 гг.). Внутри находятся Даугавпилсский драматический театр (спектакли идут как на русском, так и на латышском) и Центральная библиотека.


Встречается в Даугавпилсе и модерн, или, по-немецки (и по-рижски) - Югендстиль.


Чем не Рига?


И без сталинского ампира нам никуда. Старое здание Даугавпилсского университета.


Некоторые участки улиц в центре вымощены брусчаткой.


Как и во всяком небольшом европейском городе, обязательно есть пешеходная улица. В Даугавпилсе это Рижская или, по-латышски, Rīgas. В здании, которое совсем слева, находится офис Латвийских железных дорог.


Есть, однако, и отличие от западноевропейских образцов. Оно заключается в отсутствии "крутых" магазинов и заведений, рассчитанных обычно на туристов. На Рижской - такие же магазинчики и лавочки, как и везде в городе. Почему-то она напомнила пешеходную Советскую улицу в Бресте.




Этот дом, судя по всему, ждет сноса.


Оказывается, существует такое понятие, как латгальская кухня.


Напротив входа в заведение, прямо на центральной улице города, средь бела буднего дня пировали мужички...


А вот полноценной набережной в Даугавпилсе нет и никогда не было. Тем удивительнее это для города, который в честь реки назван... Ничего не изменилось со времен не Стефана Батория, но Прокудина-Горского точно. Да, рядом с берегом идет автомобильная дорога, но хотя бы тротуара со стороны реки на ней нет.


А еще в Даугавпилсе находятся храмы как минимум пяти конфессий - и это в городе, где живет, напомним, меньше 100 тысяч человек. А еще там есть крепость, номинированная на статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но это отдельный разговор. Продолжение следует...

латвия

Previous post Next post
Up