святые о братстве и богатстве

Jul 19, 2015 11:20


"Друзья, братья, не будем злыми управителями доверенного  нам имущества, не желающими услышать слов апостола Петра: "Стыдитесь, присвоившие себе то, что принадлежит другим, вспомните, что все мы равны перед Богом, и бедных не останется больше" (Апостольские правила). Не будем губить себя, обогащаясь, копя деньги, в то время как другие умирают от голода. (...) Будем поступать согласно изначальному закону Бога, посылающего дождь на праведных и неправедных и повелевающего солнцу своими восходить равно над всеми (ср. Мф. 5:45). Всем населяющим землю Он даровал обширные пространства, и источники, и реки, и леса (...). Его дары даны не для того, чтобы их содержали в своей власти сильные мира сего, окружали границами какие бы то ни было государства. Они даны всем и в избытке. (...) Равным распределением даров мы должны почтить всеобщее равенство перед Богом. (...)  Люди копили золото, и серебро, и одежды, изысканные, сверх меры, и драгоценные камни, и другие подобные вещи, напоминающие о войнах, раздорах, тирании, и безумная гордость ожесточила их сердца, и несчастным своим братьям они отказали в милосердии, не желая ни уделить им необходимого для жизни, черпая из своих богатств, не вмещающихся в сундуки и подвалы, ни помочь еще чем-либо. Они и не помышляют о том, что бедность и богатство, разделение людей на так называемых свободных и рабов и другие подобные понятия пришли в человеческую жизнь достаточно поздно, вместе с эпидемиями и другим злом, порожденным грехом. "Сначала было не так" (Мф. 19:8). (...) Смотри на изначальное равенство, а не на позднейшие разделения, следуй закону Создателя, а не закону власть имущих".
Святитель Григорий Богослов

"Богатые, захватив всем общее, обращают в свою собственность, потому что овладели сим прежде других. Если б каждый, взяв потребное к удовлетворению своей нужды, излишнее предоставлял нуждающемуся, никто бы не был богат, никто не был и скуден".
Святой Василий Великий

"Где богатство и хищничество, там виден волк (волк похищает и чужое, а овца уступает и свою шерсть); где богатство и свирепость, там вижу льва, а не человека; он погубил свое благородство неблагородством пороков. (...)  Между тем есть люди, которые дошли до такой жестокости, что не только не жалеют, не плачут и не облегчают несчастий, а часто даже оскорбляют бедняков и говорят, что они терпят это заслуженно. Почему, скажи мне, они заслуживают этого? Потому ли, что они хотят питаться, а не голодать? Ты порицаешь его за праздность, а он тебя еще и за дурные дела, за то, что ты грабишь, лихоимствуешь и разрушаешь дома других. А ты не ленишься, предаваясь удовольствиям? Не занимаешься ли часто делом, худшим всякого бездействия, грабя и притесняя других, предаваясь любостяжанию? Лучше было бы, если бы и ты предавался такой праздности, потому что так предаваться праздности гораздо лучше, чем заниматься любостяжанием и грабить".
Святой Иоанн Златоуст

"Богатство, состоящее в распоряжении таких людей, для всех смертоносно; вырываемое же из их рук спасительно. Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше... (Мф. 6:20). Только душа чистая от страстей, т. е. бедная и обнаженная, может и при богатстве прислушиваться к слову Спасителя: ...приходи, последуй за Мною... (Мк. 10:21). Ибо Он Сам тогда для чистого сердцем становится путем. В нечистую же душу не входит благодать Божия. А нечист тот, у кого много пожеланий и кто обременяет себя многими мирскими похотями. Посему, кто владеет собственностью: и золотом, и серебром, и домами, - как даром Божиим, и своими богатствами подателю всех благ Богу служит ко спасению душ, и кто знает, что этим он владеет более из-за собратий, нежели ради себя, кто господином состоит над своей собственностью, а не рабом ее, и своими богатствами своей души не загромождает и чрез это своей жизни не суживает и не замыкает, и постоянно занят какими-нибудь добрыми и Божественными делами, а если должен бывает этих вещей лишиться, то со спокойным духом и равнодушно расстается с ними, подобно тому как хладнокровен он был и к обладанию ими, того прославляет Господь как блаженного и называет нищим в духе (Мф. 5:3), достойным наследником Царства Небесного; а отнюдь не богатый таким состоит. Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца (Пс. 61:11)".
Святитель Климент Александрийский

"Всюду разбойники и душегубцы, воры и грабители, жестокие притеснители, налагающие на бедных должников обременительнейшие проценты на проценты и этим ввергающие их в крайнюю нищету, без милосердия расхищая имения должников. Они же не только не снабжали их, а напротив, презирали, когда те гибли здесь от голода и наготы и от недостатка всяких потребностей, сами же всегда наслаждались всяким покоем и всякими житейскими удовольствиями, собирая себе на земле богатство: золото и серебро, драгоценные одежды и прочие стяжания, страсти которые суть есть идолослужение... О, какое их бесчеловечие, какое величайшее безумие!"
Преподобный Максим Грек

христианство, Библия, святые, социальное

Previous post Next post
Up