Грибоедовская усадьба Хмелита

Nov 04, 2013 15:41

Автор - Оксана_Лютова. Это цитата этого сообщения
Исторические усадьбы России. Грибоедовская усадьба Хмелита

Попав в Вязьму, грех не заехать в Хмелиту. Всего то 35 км по обычной российской дороге, хотя и асфальтированной, но слегка “молью траченной” - и Вы окажетесь в самой старой и самой красивой усадьбе Смоленщины.


Село Хмелита названо по одноимённой речке, на берегах которой в старину росли густые заросли дикого хмеля. Село впервые было упомянуто в Писцовых книгах под 1614 годом. В ту пору им владели князья Буйносовы-Ростовские. С 1680 года село перешло во владение знатного рода Грибоедовых. Капитан-поручик Преображенского полка Федор Алексеевич Грибоедов, дед выдающегося драматурга и дипломата А.С.Грибоедова, стал владельцем Хмелиты в 1747 году. 6 лет спустя Федор Алексеевич распорядился построить в Хмелите роскошную барскую усадьбу. Имя архитектора, создавшего великолепный дворцово-парковый ансамбль, затерялось в прошлом. Ансамбль усадьбы состоит из главного дома, 4 флигелей (3 из которых отстроены заново), усадебной церкви, 2 копаных прудов и остатков регулярного парка.


В конце XVIII-начале XIX в. Хмелитой владеет Алексей Федорович Грибоедов, хлебосольный московский барин, живший летом в Хмелите так же широко и открыто, как и зимой в Москве. В его усадьбе была богатая библиотека, коллекция картин, домашний театр и цыганский хор. У Алексея Федоровича собирался цвет российской аристократии: Уваровы, Якушкины, Шереметевы, Разумовские, Хомяковы, Татищевы, Радищевы, Нахимовы. Летом в усадьбе дядюшки частенько гостил его юный племянник Саша Грибоедов.


Возможно, он встречал среди гостей будущих героев своей бессмертной комедии. Литературоведы увидели в образе Фамусова черты дядюшки писателя Алексея Федоровича Грибоедова, Софья - вероятно сестра драматурга, Скалозуб весьма похож на генерала Паскевича, а в образе Чацкого узнают Ивана Якушкина, будущего декабриста.


Во второй половине XIX в Хмелита приходит в упадок. Лишь в 1894 году имение купил граф Пётр Александрович Гейден, потомок выходцев из Голландии, умеренно-либеральный политик, общественный деятель, впоследствии один из основателей “Партии 17 октября” (“октябристов”).


Он велел отреставрировать старинный дворец и перевез в него великолепную коллекцию живописи, прежде принадлежавшую его тестю князю Дондукову-Корсакову. После 1917 года собрание было национализировано, вывезено в Петроград, Москву и Смоленск и частично утрачено. Хмелита не особенно пострадала в первой половине ХХ века, даже Великая Отечественная Война и оккупация не затронули её.

Но в 1954 году колхозники, желая согреться, развели костер прямо в усадебном доме, в котором сушилось колхозное лыко. Дворец горел несколько дней, после пожара местные жители начали разбирать усадьбу на кирпич.



Парковый вход с красивейшей лестницей. Дядя Грибоедова жил на широкую ногу: в имении были домашний театр, хор цыган, большая библиотека. Постоянно устраивались балы и вечеринки. В наши дни здесь располагается музей.

В 60-е годы в Хмелите случайно оказался выдающийся русский реставратор П.Д.Барановский, он начал восстанавливать обгорелые руины. Реставрацию продолжил ученик Барановского и нынешний директор музея Виктор Кулаков. Он смог преодолеть множество бюрократических рогаток, восстановил дворец и не допустил, чтобы в нём вновь устроили склад колхозного лыка сельский клуб и дирекцию совхоза. В 1995 году во дворце был открыт единственный в стране музей А.С.Грибоедова и героев его комедии “Горе от ума”. Мне довелось побывать в нём 14 лет назад. Тогда музей занимал несколько комнаток на первом этаже, где нам с гордостью показали старинный письменный стол, действительно принадлежавший Грибоедову.

Крутая деревянная лестница ведёт из сеней на второй этаж, к анфиладе восстановленных парадных залов. Сейчас она выглядит так, будто гости Павла Афанасьевича Фамусова Алексея Федоровича Грибоедова покинули их совсем недавно, быть может около суток назад. В роскошном бальном зале собиралось то самое блестящее общество, здесь танцевали, играли в карты, музицировали.


Непременным атрибутом главного зала выглядят портреты их Императорских Величеств: Государыни Екатерины Великой, Александра I и матушки Елизаветы Петровны, в царствование коей и был воздвигнут дворец.


Рядом с залом устроена столовая, где можно увидеть подлинную посуду, принадлежавшую Грибоедовым, а вот старинная мебель хоть и относится к той эпохе, но владельцам имения никогда не принадлежала. Однако подобная обстановка могла быть в парадных покоях Грибоедовых.


Через голубую…


и малиновую гостиные, стены которых украшены ткаными обоями, восстановленными по старинным образцам.


проходишь в парадную опочивальню, служившую не для сна, а вовсе для представительских целей.


Умом понимаешь, что эта обстановка не может быть подлинной, ведь с тех пор прошло 200 лет, включая революции, войны и колхозные пожары. Однако сердцу хочется верить, что именно эти вещи помнят и Алексея Федоровича, и его племянника Сашу и отца будущего героя-флотоводца П.С.Нахимова.

Выйдя из дворца, обращаешь внимание на усадебный храм, на 2/3 отстроенный заново. Это церковь казанской иконы Богородицы, возведенная в 1759 году. Сияющая свежей краской колокольня отстроена заново, а в стенах церкви старый, потемневший и выщербленный кирпич соседствует с кусками современной кладки. Церковь служила родовой усыпальницей Грибоедовых: здесь покоились строитель усадьбы капитан-поручик Федор Алексеевич Грибоедов, его сын коллежский советник Алексей Федорович и князь Варшавский Михаил Иванович Паскевич-Эриванский. Усыпальница была уничтожена после закрытия церкви.


Главный усадебный дом, как и полагается, имеет 2 фасада: парадный, обращенный к курдонеру…


и противоположный, прихотливо-изысканный, открытый в сторону французского регулярного парка, точнее, его остатков. 200-летние липы доживают свой век, но благодаря им линии регулярных аллей видны до сих пор. К северу от парадного двора регулярная часть переходит в пейзажный парк, черты которого прослеживаются с трудом.


Через дорогу от усадьбы на берегу пруда стоит скромный каменный флигель. Когда-то он был частью оранжереи, а сейчас в нём устроен музей Павла Степановича Нахимова.


П.С.Нахимов родился на Вяземской земле в сельце Городок в 1802 г. Будущего флотоводца крестили в Спасской церкви Спас-Волжинского погоста, разрушенной в хрущевские времена. Его отец, отставной секунд-майор Степан Михайлович Нахимов не имел достаточно средств, чтобы дать детям образование. Вот так мог выглядеть интерьер усадьбы в сельце Городок.


Поэтому его сын Павел, как и четверо его братьев, подали прошение о приеме в Морской корпус. Из за нехватки мест Павла приняли туда только 2 года спустя, когда ему исполнилось 13 лет. Вся жизнь Нахимова была отдана делу служения России и морю. По выходе из училища Нахимов принес клятвенное обещание о служении Императору и России.


В чине мичмана от участвует в кругосветной экспедиции адмирала Лазарева на фрегате “Крейсер”. Сражается с турками при Наварине, командуя батареей на линейном корабле Азов. В 1832 году Нахимова назначают командиром фрегата “Паллада”. Его макет представлен в музее в Хмелите.


В начале Крымской войны эскадра под командованием Нахимова одержала победу над превосходящим по численности турецким флотом в Синопской бухте. Это была одна из величайших морских побед в истории Черноморского флота.


Однако в 1854 году Англия и Франция вступили в войну на стороне Турции. Черноморский флот был блокирован в Севастопольской бухте. Оборона Севастополя была поручена адмиралам Корнилову и Нахимову. Корнилов погиб 5 октября 1854 года, Нахимов фактически оказался командующим обороной Севастополя. 27 марта 1855 года Нахимова произвели в адмиралы. Отличавшейся храбростью адмирал ежедневно объезжал позиции. 28 июня он был смертельно ранен пулей в голову.


По свидетельству современников Павел Степанович Нахимов был очень скромным человеком. именно поэтому его портретов анфас просто не существует. Он отказывался позировать художникам. Его профильные портреты были выполнены на основе набросков, когда флотоводец был поглощен работой.

Нахимов так и не женился. Зато он всегда заботился о своей команде, о простых матросах. На кораблях говорили, что их командир женат на всём Черноморском флоте.


Во время обороны Севастополя Нахимов не забывал о родной Смоленщине, писал письма родным, обещал приехать после войны. Этому не суждено было случиться. Но в память о Павле Степановиче Нахимове в Хмелите, столь удалённой от моря, трепещет на ветру Андреевский флаг.


Один из сохранившихся флигелей усадьбы.


Барский пруд с живописным островом и беседкой. В пруду можно купаться, вода чистая.


Остатки липового парка.


image Click to view



Усадьба Хмелита имеет не только огромную мемориальную ценность, но и самостоятельную историко-архитектурную значимость. По проекту реставрации ведущего архитектора В.Е. Кулакова предусматривалось восстановление ее в первоначальном историческом облике на середину 18 века.


Как доехать до усадьбы Хмелита:

На общественном транспорте: на автобусе от метро Молодежная, на электричке или поезде с Белорусского вокзала до Вязьмы, далее на маршрутке Вязьма-Пигулино до остановки «Хмелита».

На автомобиле: ехать по Минскому шоссе до Вязьмы. На 231-м километре будет указатель направо «Музей-заповедник Хмелита». От Вязьмы до Хмелиты - 37 километров, везде есть указатели.

источники:
http://kraeved1147.ru/
http://pro-stranstva.ru/...

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up