Бауманцы за рубежом. Франция.

Sep 02, 2008 07:26

Поздравляю всех заинтересованных с началом учебного года.
Пару раз в этом сообществе уже поднимали тему сравнения нашей системы образования с закордонными.
Делюсь некоторыми наблюдениями по ситуации с обменом студентами по отдельно взятому французскому вузу -- Ecole Centrale de Lyon (ECL),-- из увиденного за несколько лет, вначале из студенческой шкуры, потом из аспирантской.

Одна из форм засыла студентов академической мобильности -- программа двойного диплома (поездка на 1-2 курс ECL после трёх курсов МГТУ с последующим завершением курса МГТУ и получением дипломов обоих вузов). Есть ещё т.н. "3-й курс" (после 5-6 курса МГТУ), но это проще, короче и спрос менее жесткий.  Добавлю, что ECL встроено во французскую систему т.н. инженерных школ с двухлетними подготовительными курсами, так что их 1-3 курсы соответствуют приблизительно 3-5 курсам российским.Сосредоточусть как раз на двойном дипломе, потому что это сложнее не только чисто ввиду длительности, но и организационно: руководство должно найти финансы на 2 года, и с родной кафедрой надо решить "пару вопросов", в основном, по учебному плану.

С 1999 г. МГТУ каждый год направляет в ECL в среднем по ~3 студента. Проблем с адаптацией как к языку, так и к инородному формату учебного процесса, конечно, куча, но всё это оборимо и  само по себе интересно. Что характерно, на 1-2 курсах во французких инженерных школах нашим приходится с одной стороны проходить кучу основ инженерных дисциплин с которыми они уже знакомы, а с другой -- углублять ряд непрофильных предметов. Как сам я заметил, по себе и по многим окружающим, основные напряги возникают с этими самыми "несвоими" предметами и с математикой... подчас тяжеловато, но прорваться реально. Критерий успеха там выглядит довольно просто -- надо чтобы за год средняя оценка перевалила за 10 по 20-балльной шкале (вычисляется по определённым образом взвешенным формулам). Конкретная информация имеется на сайте отдела академической мобильности МГТУ(ссылка). У многих успешно получается, с чем их поздравляю. Их отзывы можно найти на том же сайте.
Наряду с этим, обнаруживается параллельная тенденция -- нет-нет, да срывается кто-нибудь с 1999 года таких случаев было не так мало. "На чужой планете", вообще, не всё проходит гладко. Из нескольких десятков иностранцев зачастую встречается пара-тройка "небойцОв", у которых не получается довести два года до успешного завершения. Бывают проблемные немцы, бразильцы, итальянцы... но я , к сожалению, вынужден отметить, что в это число попадает немало бауманцев.

Поясню, что значит "проблемный студент". Как-то я для себя сформулировал такое наблюдение, что чтобы из бауманки вылететь после третьего курса, нужно приложить немаленькое сознательное усилие (ну или оказаться сражённым тяжким форсмажором). Утрирую, конечно, но,считаю, не так уж сильно. Так вот, чтобы вылететь из французской инженерной школы, попав туда однажды, надо действительно постараться. И французам, и, тем более, иностранцам, к которым и педагоги, и окружающие студенты относятся с большим понимамием... если, разумеется, в ответ наблюдается хотя бы формальное соблюдение приличий (ну, тяжело у Z со статистикой... но он исправно ходит, задаёт вопросы, проявляет интерес, является на экзамен). Прособеседуют на всех уровнях, причём не только для внушения/вставления пистона, но и для организации дополнительных занятий, может, даже пересмотра учебного плана...
Вариантов плохого развития событий при этом несколько:
"вопиющие"
1. Скандал: студент с треском вылетает. Лично знаю один такой бауманский случай.
2. Повтор без диплома: по результатам года студента оставляют на повтор,  что зачастую сопровождается лишением стипендии. Однако до диплома, в итоге, так и не доходит. Я знаю три (!) таких случая с бауманцами.
"помягче"
3. По-тихому: Человек доучивается "по плану" но, в итоге, по баллу не дотягивает, и комиссия ему не присуждает диплом. Лично знаю один такой бауманский случай...
4. Повтор с дипломом: студент сваливается на повтор, но, в конце концов, более-менее выправляется и дело доходит таки до диплома. Знаком с двумя такими бауманцами, но дело было не в Лионе.

Вопиющие сценарии сопровождаются, как правило, систематическими прогулами без уважительных причин и уходом от нагрузки в группе (проект, лабы...), настраивая таким образом против себя (или, по крайней мере, не к себе) как педагогов, так и сокурсников. Варианты "помягче", в случае систематичности, приводят "просто" к постепенному охладению отношений между вузами (их международные отделы заинетересованы в удачной реализации вложения сил и денег).
Наконец, ситуации с повтором грозят геморроем на родине (продление на год и без того огромной двухлетней командировки).

Всё это "штатные" ЧП, и у французов так бывает, только в совершенно другой пропорции. На поток из 300 чел -- единицы... а я говорю о частоте типа 1-2 на 10.
И речь ведь не только о репутации родного вуза, которая, конечно, страдает от этого. Люди же тоже страдают, сами герои этих историй. Обращаю также внимание на то, что при тех самых вопиющих случаях в трубу вылетает огромная сумма стипендии, которая могла бы со значительно большей пользой пригодиться успешному студенту. В этом свете, страдают как студенты, которым стипендия не досталась (иногда, правда, таковых нет), так и принимающий вуз, расшибшийся в лепёшку чтобы эту стипуху пробить, а, в итоге, "не оправдавший высокого доверия".
Интересно что вы об этом думаете, как те кто за рубежом учился или учится, так и те кто собирается, а также те кто не собирается, но имеет конструктивное мнение:
Согласны ли вы?
Что делать? (если надо)
Кто виноват? (если таковые есть)

Вот некоторые мои соображения...
1. подготовка перед отъездом. Там очень многое происходит по-другому. В частности, преподаватели несколько иначе опираются на ранее пройденный материал. Подчас "очевидные" вещи долго разжевывают, а "совершенно неясные" проскакивают как данность. Французские подготовительные курсы, после которых студенты попадают на первый год в ECL -- эта два года жесткой зубрёжки физики и математики, и эти знания у них в мозги прошиты как таблица умножения, зато инженерное дело для них почти для всех совершенно ново. Нас к этому совершенно не готовили. Насколько я понял, в этом плане с моих времён ничего особо не изменилось...
2. отбор кандидатов. Честно скажу, я не знаю, чем руководствуется начальство. Успеваемость -- единственный доступный формальный критерий, но он, как я заметил, для отдела мобильности не главный, хотя с успехами коррелирует. Видимо, просто кандидатур не хватает, что ли..
3. непривычный график.  Весь формат учебного процесса другой. В частности, учебные курсы разбиты на короткие модули, и экзамены (письменные!) проводятся каждые пару недель, сессий как таковых нет. И, хоть это и не секрет никакой, но первый экзамен в октябре падает как снег на голову.
4. непрофильные предметы. Специализация у них тут -- только на 3м году, а первые два идут широким фронтом.

Короче, на мой взгляд, отдел мобильности МГТУ контингент практически не готовит, думаю, так что надо больше подготавливать процесс самостоятельно и не выпускать руля %) Удачи.
Previous post Next post
Up