Татарстанский деловой ресурс "Бизнес-Online" 4 апреля 2014 года опубликовал
материал Тимура Латыпова и Виктора Османова «Крым как звездный час для «боевого крыла» «Ак Барс Холдинга», где сообщается, что ОАО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" (входящее в состав «Ак Барс Холдинга») получило заказ Министерства обороны России на постройку еще трех малых ракетных кораблей проекта 21631 (шифр «Буян-М»), что доводит общее количество этих кораблей, законтрактованных для ВМФ России, до 12 единиц. Также сообщается о предположительном перенаправлении на Черноморский флот трех кораблей проекта 21631, изначально планировавшихся для Каспийской флотилии.
Первые два построенные на ОАО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" для ВМФ России малых ракетных корабля проекта 21631 "Град Свияжск" и "Углич". Снимок 2013 года (с) "Национальная Оборона"
Крым как звездный час для «боевого крыла» «Ак Барс Холдинга»
04.04.2014
Часть военных заказов завода им. Горького «разворачивают» с Каспийского моря на Черное
События вокруг Украины
могут стать не только головной болью для оборонных предприятий РТ, но и привести к весьма выгодной для них «гонке вооружений». Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», зеленодольский завод им. Горького получил новый военный заказ - еще на три малых ракетных корабля (МРК) проекта «Буян-М». Эксперты напрямую связывают его с Черноморским флотом (ЧФ), который сегодня нуждается в экстренном усилении.
«СЕЙЧАС, ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ КРЫМА...»
Проект 21631 «Буян-М» стал своего рода загадкой для всех неравнодушных к флоту. Дело в том, что эти корабли всегда считались «фирменным» заказом Каспийской флотилии. Но по мере разрастания заказа на них (сначала говорилось о трех, потом о пяти, затем о шести МРК, которые должно построить ОАО «Зеленодольский завод им. Горького»), а также качественного роста самой флотилии, куда один за другим шли и другие современные корабли, народ стал поговаривать: «А не жирновато ли каспийцам будет? Зачем там такой флот?» Недоумение усугубилось, когда стало известно о том, что в Зеленодольске построят уже не 6, а 9 «Буянов-М» (автор проекта тоже местный - ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ). Специалисты поговаривали о том, что часть наверняка перебросят на Черное море. Но до сего дня это были лишь предположения. Но вот вчера газете «БИЗНЕС Online» на зеленодольском предприятии сообщили о том, что три «Буяна-М» «разворачивают» на Черное море.
Детализировать информацию на заводе (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») не стали, но логично предположить, что на черноморский флот «перенацелили» корабли, которые должны были пойти на Каспий, и связано это с недавними событиями в Крыму. Этого же мнения придерживаются и специалисты. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» эксперт центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов предположил, что сейчас, скорее, просто происходит «перетасовка» заказа для ускорения пополения ЧФ: «Возможно, туда отправят третий-четвертый-пятый корабли из первой пятерки». Того же мнения придерживается и независимый военно-морской эксперт Прохор Тебин (Москва), который полагает, что на ЧФ отправят МРК, предназначавшиеся для Каспия. «Для скорейшего обновления Черноморского флота и создания в Крыму, Новороссийске как можно скорее костяка новых кораблей», - уточнил он нашей газете.
Независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов (Санкт-Петербург) в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» предположил, что в генштабе в связи с крымскими событиями идет переосмысление военно-морских планов: «Даже можно представить, что уже принятые в состав Каспийской флотилии два МРК могут быть переведены в Севастополь, так как с самого начала не совсем было понятно, зачем на Каспии столь мощные специфические корабли. Можно было предположить, что пребывание новейших МРК на Каспии временное, для отработки техники и экипажей. По окончании строительства Новороссийской военно-морской базы их бы перевели туда. Ну, а сейчас, после возвращения Крыма и снятия ограничений по базированию на Севастополь МРК направят в главную базу. Кстати, очень может быть, что и «Дагестан» (еще одно детище ЗПКБ и завода им. Горького - сторожевой корабль проекта 11661, служит на Каспии - прим. авт.) как носитель ракетного комплекса «Калибр-НК» тоже со временем войдет в состав ЧФ, так как флот нуждается в экстренном обновлении и усилении. А для Каспия вполне достаточно малых артиллерийских кораблей проекта 21630 (автор - то же ЗПКБ, судостроительной фирмой «Алмаз» построено три таких корабля, серия завершена, все три служат на Каспии - прим. авт.), ракетных катеров и «Татарстана» (однотипный с «Дагестаном» сторожевик - прим. авт.). Впрочем, у генштаба свои планы. Уверен, сейчас они переосмысливаются и скоро во многом изменятся».
«НАДЕЖНО ПЕРЕКРОЕТ ВСЕ ЧЕРНОЕ МОРЕ»
Но на этом новости не заканчиваются. Как сообщили «БИЗНЕС Online» на заводе, вдогонку к уже строящейся девятке флот заказывает Зеленодольску еще три таких корабля! Вот это уже совсем интересно, особенно если припомнить
слова командующего Каспийской флотилией Сергея Алекминского о том, что, по планам, на Каспии должно быть только шесть «Буянов». То есть на ЧФ могут пойти шесть МРК. Тебин считает, что это логично: учитывая размер акватории, для Черного моря понадобится больше чем три МРК. Глухов думает, что для ЧФ на первое время трех МРК достаточно. «А вообще, на флот нужно две корабельные ударные группировки - 4 - 6 кораблей», - уточняет он.
Вместе с тем есть предположение, что все-таки «Буяны-М» выбрали для Черного моря по принципу «дешево (относительно, конечно) и сердито» до подхода более «серьезных» проектов. Так, Тебин считает, что ЧФ нужны другие корабли - для действий вдали от берега, для ПВО и противолодочной обороны, а также авиация берегового базирования. И флот получит их: «Это фрегаты и подлодки проверенных проектов, не самые новые и современные проекты, но оптимальные для флота в настоящих условиях», - отмечает эксперт. Барабанов считает, что для Черного моря «Буяны-М» выглядят «чистой импровизацией». «На мой взгляд, это странноватые корабли со своеобразными характеристиками: гипертрофированная артиллерия, несение крылатых ракет при слабой ПВО и в целом недостаточной боевой устойчивости», - указывает он.
Но принижает ли это значение МРК «в данном месте и в данное время»? Конечно, нет. По мнению Тебина, «Буяны-М» возьмут на себя функции носителя противокорабельных крылатых ракет для работы из прибрежных вод, артподдержки, охраны водного района. «Возможно и использование противолодочных ракет из универсального корабельного стрельбового комплекса, но на «Буяне-М» они не особенно уместны, - отметил Тебин. - Проект 21631 - не противолодочный корабль. И это, а также отсутствие вертолета - главная его слабость. Впрочем, слабая ПВО не так страшна, учитывая, что корабли, несомненно, прикроет авиация наземного базирования. Важный момент: «Буяны-М» - «легальный» способ обхода ограничений «Договора РСМД» на размещение ракет средней и меньшей дальности для работы по береговым целям». «Главный ракетный комплекс делает МРК этого проекта исключительно мощным для своих размеров, - считает Глухов. - Плюс универсальность: МРК может действовать как по надводным, так и по стационарным береговым целям. Пара корабельных ударных групп «Буянов-М» надежно перекроет все Черное море и даже больше. ПВО, на мой взгляд, недостаточно, и требуется соответствующее прикрытие с воздуха. По логике, эти корабли надо с точки зрения ПВО усиливать».
Кстати, отметим, что вчера МИД РФ обратил внимание на превышение сроков пребывания в Черном море военными кораблями США. «Мы обратили внимание, что в последнее время американские военно-морские корабли пару раз продлевали свое пребывание за пределами установленных сроков, при этом продление не всегда вписывалось в те правила, которые существуют в рамках конвенции Монтре», - отметил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
БЫЛ ЦЕХ ГРАЖДАНСКИЙ - СТАЛ «БОЕВОЙ»
Эксперты отмечают, что серия из 12 кораблей весьма впечатляюща для современного российского кораблестроения. «12 единиц - это по нынешним временам много, - отмечает Глухов. - Получается, «Буян-М» - самый многочисленный новый проект боевого надводного корабля в ВМФ России». Но, конечно, здесь надо сделать ряд оговорок. «С одной стороны, это много, - объясняет Барабанов, - но с другой, не забывайте, что эта серия изрядно растянута по времени: согласно отчетности завода за 2013 год, сдача шестого-девятого кораблей намечена на 2017 - 2019 годы, то есть дополнительные три корабля, о которых идет речь, пойдут еще позже». А Тебин считает, что надо стремиться к идеалу: «Это достаточно большая серия. Но она не представляется столь значительной, учитывая размеры корабля, потребности флота и результаты, которые промышленность может показывать в заказах для иностранных заказчиков и которые она показала в советское время».
Напомним, что первые два «Буяна-М» («Град Свияжск» и «Углич») завод передал флоту в 2013-м. В этом году будет сдан «Великий Устюг». Еще два МРК («Зеленый Дол» и «Серпухов») были намечены на 2015-й, а оставшиеся четыре - на 2017 - 2019 годы. Будет ли корректироваться этот график в связи с допзаказом и военно-политическими реалиями, сейчас сказать трудно. «В принципе, возможности завода позволяют после получения «правительственного задания» ускорить постройку корпусов МРК», - считает Глухов (главное, чтобы подрядчики и поставщики не подвели). И его предположения частично подтверждаются. «Сейчас проектируем новую площадку и модернизируем один из цехов - раньше в нем никогда не строили ракетные корабли, а теперь будем», - рассказали «БИЗНЕС Online» на заводе.
И такой настрой «боевого крыла» холдинга «Ак Барс» понять можно. Судя по свежей отчетности завода, львиную долю выручки и прибыли генерирует именно военное судостроение (напомним, завод выполняет и другие военные заказы: для ВМФ и пограничников). Выручка предприятия в прошлом году выросла на 59% с 7,59 млрд. до 12,06 млрд. рублей. Рекорд для завода. А вот гражданские заказы - строительство грузовых судов (в 2013-м заказчикам передали два нефтеналивных танкера проекта RST25 и продолжали строительство нефтеналивного танкера проекта 00215), производство оборудования для газовой промышленности и мостостроение - хронически убыточны. А значит, надо подумать о снижении доли таких работ или повысить на них расценки.
Заметим также, что хотя динамика превосходна, в целом результат пока слабоват - его не хватает даже на обслуживание кредитов, хотя менеджмент сэкономил на выплате процентов по кредитам и займам 11 млн. рублей, уменьшив выплаты до 382 млн., плюс сам завод заработал в виде процентов 67,4 млн. рублей, что на 44,9 млн. больше, чем в прошлом году. Крупнейшими кредиторами остаются Сбербанк, долг перед которым вырос на 1,1 млрд. до 4,5 млрд. рублей, и Альфа-банк с ростом кредита на 0,5 млрд. до 3,5 млрд. рублей по итогам 2013 года.
После выплат по обслуживанию долгов с учетом сальдо полученных процентов результат завода стал равен нулю. При этом ухудшенный баланс прочих статей увел финансы предприятия в отрицательную зону. Вместо положительного сальдо в 22 млн. рублей за 2012 год завод получил отрицательное сальдо прочих расходов и доходов в 323 миллиона. При этом основа как расходов, так и доходов - сумма в 3,5 млрд. рублей: это купля-продажа иностранной валюты. Но на таких операциях завод в итоге потерял 52 млн. рублей, а еще 108 млн. рублей выплатил в виде штрафов по срыву договорных обязательств. Ударникам труда менеджмент выделил на материальную помощь и поощрения 26 млн. рублей.
Перед налогообложением компания получила убыток в 323 млн. рублей, что на 94% слабее прошлогоднего результата. И это самый слабый результат за все время мониторинга аналитического центра «БИЗНЕС Online». Показать положительный итог заводу удалось лишь за счет налоговых активов на сумму 333 млн. рублей. Чистая прибыль предприятия выросла на четверть: с 3,9 млн. до 4,9 млн. рублей... И закончим, безусловно, на положительной новости: предприятие набирает людей, численность работников выросла на 4,6% с 4 523 человек в 2012 году до 4 732 человек в 2013-м.
Тимур Латыпов,
Виктор Османов