На фоне событий, происходящих в Крыму, в некоторой тени оказалось весьма символичное заявление представителей законодательной власти Украины. 20 марта 2014 года депутат Верховной Рады Украины, секретарь профильного комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, Сергей Каплин (партия «Удар») сделал довольно интересное и по-своему сенсационное заявление.
Утилизированный стратегический бомбардировщик Ту-160 ВВС Украины (с) forum.comments.ua
По словам депутата, он проконсультировался с различными украинскими специалистами на предмет возможности создания на Украине ядерного оружия (ЯО). Специалисты заверили его, что технически страна имеет все возможности для его создания. Назывались сумма и сроки, необходимые для этого: два года и 3,4 млрд долл.
Кроме того Каплин и народные депутаты Александр Черноволенко и Валентин Королюк (партия «Батькивщина») внесли законопроект о денонсации участия Украины в Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Эти действия, безусловно, вызывают ряд вопросов. Так, в случае принятия решения о разработке ЯО будет нарушена Декларация о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года, в котором, напомним, тогда еще Украинская ССР торжественно провозгласила о своем намерении стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерное оружие.
Выход из ДНЯО, необходимый для разработки ЯО, также не может не вызвать недоумения, так как в данном случае Украина фактически станет изгоем мирового сообщества, ярким примером чему стала КНДР. Отметим, что членами ДНЯО являются 189 государств (без КНДР). Договор не подписали Индия, Пакистан, Израиль. О выходе из ДНЯО заявила КНДР, однако многие государства исходят из того, что выход был оформлен неверно с юридической точки зрения. Секретариат ООН продолжает рассматривать КНДР как участника ДНЯО. Но если отбросить казуистику, то КНДР развивает свою ядерную программу никоим образом не оглядываясь на контрольные процедуры.
Объекты ядерной инфраструктуры Украины (с) Госкомитет по ядерному регулирования Украины via Український Мілітарний Портал (U.T.A.G)
Парламент Украины 16 ноября 1994 принял закон «О присоединении Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968» с рядом оговорок, среди которых значится, что угроза силой или ее применения против территориальной целостности и неприкосновенности границ или политической независимости Украины со стороны любого ядерного государства, так же, как и применение экономического давления, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, «будут рассматриваться Украиной как исключительные обстоятельства, которые поставили под угрозу ее высшие интересы». При этом согласно Ст. III ДНЯО, «Каждое из государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется принять гарантии, как они изложены в соглашении, о котором будут вестись переговоры и которое будет заключено с Международным агентством по атомной энергии в соответствии с Уставом Международного агентства по атомной энергии и системой гарантий Агентства, исключительно с целью проверки выполнения его обязательств, принятых в соответствии с настоящим Договором, с тем чтобы не допустить переключения ядерной энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства». То есть, как видим, определенное противоречие было заложено Украиной еще при присоединении к ДНЯО, хотя напрямую о возможности создания ядерного оружия речи не шло.
Как бы то ни было, как факт нарушения ДНЯО, так и выход из Договора очевидно нанесет колоссальный ущерб Украине на международной арене, и приведет к изоляции страны в первую очередь со стороны стран Запада, примером чему является ситуация вокруг ядерных программ Ирана и КНДР.
Представляет интерес и техническая сторона вопроса. По мнению депутата Каплина, никаких технических препятствий, за исключением отсутствия в стране технологий обогащения урана, для этого нет. Действительно, на первый взгляд Украина является страной с развитой гражданской атомной энергетикой. В стране имеется 15 действующих атомных реакторов, которые вырабатывают 50% электроэнергии в стране. Еще два энергоблока на Хмельницкой АЭС предполагалось достроить при помощи России. В части ядерного-топливного цикла Украина обладает собственными запасами урана (62 тыс. тонн извлекаемых запасов, годовая добыча составляет порядка 950 тонн и планируется увеличение добычи). При этом реакторные потребности в уране составляют порядка 2800 тонн в год. Разница покрывается поставками из России в виде готовых тепловыделяющих сборок (в 2010 г. был заключен долгосрочный контракт с российским ОАО «ТВЭЛ» на поставку топлива до 2030 г.). Проект создания совместного завода по фабрикации реакторного топлива с российским «Росатомом» был заморожен в начале 2014 г., а своих мощностей по конверсии и деконверсии урана, фабрикации и обогащения в стране нет. То есть для потенциального создания ядерного оружия все это придется создавать с «нуля», вместе со специальным производством по сборке собственно ядерных зарядов и полигонов для испытаний ЯО.
Размещение украинских АЭС и типы реакторов (с) НАЕК "Энергоатом"
Очевидно, что эта масштабная задача не может быть решена в течение двух лет и за 4 млрд долл., а потребует значительного более продолжительного времени и затрат, на порядок больших. Так, по оценкам израильских спецслужб, стоимость иранской ядерной программы составила 40 млрд долл., затраченных на создание инфраструктуры (еще 170 млрд долл. были потеряны из-за ведения санкций). Для реализации задуманного фактически придется потратить без малого 20% годового ВВП страны (по итогам 2013 г.), а сами расходы сопоставимы с размером финансовой помощи, которую Украина просит у мирового сообщества.
Наконец, потребуются и средства доставки ЯО, так как к моменту разработки имеющиеся на сегодняшний день на Украине фронтовые бомбардировщики Су-24М будут выведены из эксплуатации, как и оперативно-тактические ракеты (ОТР) «Точка-М». Разработка собственной ОТР явно будет стоить не меньше 1 млрд долл., и также может привести к давлению со стороны Запада.
Таким образом, инициатива украинских депутатов представляет очень амбициозный проект для Украины, который потребует колоссального напряжения усилий страны, в условиях очевидного ухудшения отношений с Западом и высоких рисков политической и экономической изоляции. Однако потенциально, в условиях наличия политической воли и запаса времени, такой сценарий может быть в той или иной степени реализован.
Подготовил Андрей Фролов