Самый большой в истории корабль, когда-либо поставленный на экспорт, официально передан ВМС Индии

Nov 18, 2013 19:42

Итак, свершилось!

В прошлую субботу, 16 ноября 2013 года, в Северодвинске на ОАО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" состоялась церемония официальной передачи индийским ВМС авианосца R 33 Vikramaditya проекта 11430 - самого большого в истории человечества боевого корабля, когда-либо поставленного на экспорт. Напомним основные события этого впечатляющего мегапроекта.

4 октября 2000 года - подписание российско-индийского межправительственного соглашения по передаче Индии на безвозмездной основе из состава ВМФ России тяжелого авианесущего крейсера проекта 11434 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" (бывший "Баку"), предусматривающего оплату индийской стороной его переоборудования в полноценный авианосец, а также закупку для него российских истребителей и вертолетов.

20 января 2004 года - подписание ФГУП "Рособоронэкспорт" (РОЭ) контракта стоимостью 972 млн долл. с Индией на ремонт и переоборудование корабля. Работы поручено осуществлять ФГУП (затем ОАО) "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (СМП) в Северодвинске. Одновременно ОАО РСК "МиГ" подписало с Индией отдельный от РОЭ контракт на разработку и производство 16 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ ( "9-41"/"9-47") стоимостью около 570 млн долл.

30 ноября 2005 года - корабль заведен в наливной бассейн СМП.

2006 год - дефектация материальной части корабля завершена. Сюрприз, сюрприз! - выясняется, что при заключении контракта объем работ сильно недооценен.

2007 год - кризис. Российская сторона требует увеличения стоимости контракта. Индийская сторона всерьез рассматривает возможность прекращения проекта.

4 декабря 2008 года - тем не менее, работы на СМП продолжаются, корабль спущен на воду, а в День ВМС Индии переведен к достроечной набережной.

Ноябрь 2010 года - на авианосец подано штатное электропитание и начаты швартовные испытания механизмов и систем.

12 марта 2012 года - Ценовой кризис преодолен. В Дели подписано соглашение об увеличении стоимости контракта на ремонт и переоборудование до 2,33 млрд долл.

27 декабря 2011 года - запуск первого котла.

7 апреля 2012 года - авианосец переставлен с достроечной набережной к стенду размагничивания.

8 июня 2012 года - Vikramaditya впервые выходит из Северодвинска на заводские ходовые испытания в Белом и Баренцевом море.

27 июня 2012 года - первая посадка летательного аппарата на переобрудованный корабль. На авианосец сел и вновь поднялся вертолет Ка-27ПС.

28 июля 2012 года - Михаил Беляев и Николай Диордица совершают первую посадку на авианосец истребителя МиГ-29КУБ

август 2012 - выявляются неполадки в термоизоляции котлов, технология которой по требованию индийской стороны была изменена. Передача авианосца, назначенная на 4 декабря 2012 года, переносится на год.

3 июля 2013 года - начало второго этапа испытаний Vikramaditya в Белом море.

28 июля 2013 года - авианосец на ходовых испытаниях достигает скорости 29,2 узла.

5 августа 2013 года - начало второго этапа летных испытаний. Впервые за 14 лет русские летчики совершают ночные посадки и взлеты на авианосец. Три высокопоставленных индийских морских офицера совершают посадку на авианосец в качестве вторых пилотов.

16 ноября 2013 года - корабль Vikramaditya официально передан ВМС Индии.

На церемонии передачи корабля 16 ноября присутствовал заместитель директора ЦАСТ Константин Макиенко. Публикуем его фоторепортаж:

Не будучи настоящим сварщиком, то есть фотографом, ни в коей мере не претендую на эксклюзивность и даже просто сколь-нибудь хорошее качество этих высокоталантливых снимков.

1. Начинаем с эпилога (такой вот оксюморон). Спят усталые игрушки, мишки спят. Церемония закончена, на полетной палубе Vikramaditya нет ни журналистов, ни индийских офицеров, ни русских специалистов. Все ушли, наконец, греться и праздновать. Индийский флаг (он же гюйс) гордо реет над трамплином. Пару часов назад Индия стала обладателем своего первого авианосца, способного нести самолеты горизонтального взлета, после 1989 года, когда первый индийский авианосец R 11 Vikrant (бывший английский Hercules) окончательно лишился базировавшихся на него противолодочных самолетов горизонтального взлета Breguet 1050 Alize.



(c) bmpd

2. А это, наоборот, начало. Десять утра, но в Северодвинске еще утренний сумрак.




3.



4.



5. Только ленивый не отметил героизм индийских моряков, выросших на сорокоградусной жаре, и стоически выдержавших четыре часа церемонии при минус два, с влажностью и ветром, в таких вот мундирчиках. Я так и не понял, это военно-морской понт такой, или воспитание выдержки. Имея чуть ли не пуд избыточного веса и зимнюю тельняшку двойной вязки, я под конец церемонии дрожал как цуцик, а эти бравые парни вовсю старались держать форс. У многих получалось.



6. Наши.



7. Какие-то высшие индийские военно-морские офицеры. Справа командир корабля коммодор Берри.



8. Подписание Акта приемки-сдачи корабля. С российской стороны Акт подписывает заместитель генерального директора РОЭ Игорь Севостьянов, с индийской - командир корабля коммодор Сурадж Берри. Не понимаю, почему на церемонии не смогли быть высшие руководители РОЭ и ФС ВТС. Вообще-то на событие такого масштаба и премьеру не стыдно было бы приехать. От индийцев, на секундочку, был министр обороны Энтони. Впрочем, отсутствие высших российских ВТСников более чем компенсировал своим приездом вице-премьер Дмитрий Рогозин. Клеветники клевещут, что, получив нагоняй от В.В. Путина за избыток самопиара и недостаток конкретной работы, Рогозин якобы сомневался, ехать ли. Но прибыл и даже вполне правильные слова сказал.



9. Спуск российского государственного флага на корме. Гимн, щиплет глаза (от ветра и холода, конечно), последние секунды пребывания корабля в русской юрисдикции. Слева виден нос списанного тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Ушаков" (бывшего "Киров"), стоящего на "Звездочке".



10. Российский флаг спущен, лейтенант несет его для передачи русскому командиру Vikramaditya во время испытаний капитану первого ранга Игорю Рябко.



11. Индийские и российский адмиралы и офицеры наблюдают поднятие индийского флага. Первый слева - главнокомандующий индийских ВМС Кумар Джоши, далее - главнокомандующий ВМФ России Виктор Чирков. Кстати, адмирал Чирков был единственный из всех выступавших русских, сказал не унылую казенно-бюрократическую бессмысленную белиберду, а  живые человеческие слова. Раз уж зашла речь о выступлениях  - хотелось бы отметить индийского главкома Джоши, который, произнося речь на английском, демонстративно перешел на русский язык, когда говорил слова благодарности рабочим "Севмаша". Наши политики к своей промышленности так относились бы.



12. Игорь Рябко передает полотнище российского флага адмиралу Чиркову.



13. Поднятие индийского военно-морского флага. Авианосец теперь - территория Индии. Нелегально нахожусь на индийской территории без визы.



14. Эволюции индийских моряков на флайт-деке.



15 Самолетоподъемник. Снято снизу из ангара.



16. А это ровно наоборот. Спускаюсь на самолетоподъемнике в ангар.



17. В ангаре.



18. Крайний справа - посол Индии в России, левее - коммодор Берри, далее - министр обороны Кумар Энтони, потом главком Джоши. На заднем плане - индийский экипаж Vikramaditya, с которым только что общался индийский министр обороны. Что там говорилось - слышно не было, но периодически моряки кричали какие-то свирепые речевки. Весьма, весьма impressive.



19. Министр обороны Индии Энтони. Если на начинающихся в Индии парламентских выборах победит Индийский Национальный Конгресс, то, весьма вероятно, что это будущий премьер-министр Индии. Несмотря на свой несуразный на русский вкус вид - весьма серьезный дядечка. Хотя он был явно сильно уставшим и, похоже, плохо себя чувствовал, но безукоризненно провел все официальные церемонии. Очень корректно и тепло комментировал российские усилия по реализации программы. По его словам, Россия - совершенно эксклюзивный, ни с кем несравнимый партнер по ВТС, отношения с которым не похожи на связи ни с одним другим поставщиком. Мне показалось, что индийские военные более чем тепло и неформально его приветствовали. Откровенно говоря, не могу себе представить российских военных, с такой же неказенной приязнью салютующих Сердюкову или Шойгу.



20 Главком Джоши.



21. Энтони и Джоши.



22. Коммодор Берри.



23



24. Так сказать, символы, с одной стороны, райзинг, а, с другой,  не очень чтобы сильно райзинг, военно-морских держав. На переднем плане - военно-морской флаг нового авианосца индийских ВМС Vikramaditya. На заднем плане - нуждающийся в срочной утилизации списанный ракетный крейсер "Адмирал Ушаков".



25.



26. Еще раз "Адмирал Ушаков". Отремонтировать и модернизировать корабль невозможно. Но вопрос о его утилизации все еще не решен. Задержка чревата неприятными экологическими последствиями.  Вообще-то по негласному соглашению между Севмашем и "Звездочкой", гости СМП не должны фотографировать в сторону "Звездочки", и вис верса. Нарушил, каюсь. Но воздержался от снимка двух "батонов", стоящих на "Звездочке" аккурат напротив (ну ладно, чуть правее) Vikramaditya. Вообще это даже маленько доставило - два "убийцы авианосцев" напротив "легкого авианосца".



27. А это тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" (бывший "Калинин"). Похоже, что он сменит Vikramaditya в качестве основной надводной программы СМП. Есть основания полагать, что трудоемкость работ по модернизации "Адмирала Нахимова" будет сопоставима с объемом работ по Vikramaditya. Сапиенти сат, как у нас говорится. Сдача модернизированного "Адмирала Нахимова" номинально запланирована на 2018 год.


авиация, авианосцы, Росcия, военно-техническое сотрудничество, флот, ФС ВТС, Рогозин, Индия, Макиенко

Previous post Next post
Up