И вновь о перипетиях в судьбе спасательного судна "Игорь Белоусов"

May 15, 2013 00:05

В "Новой газете" опубликован очередной материал в отношении скандалов, окружающих строительство на ОАО "Адмиралтейские верфи" спасательного судна "Игорь Белоусов" проекта 21300С. Оставляя в стороне характерную стилистику этого издания, из публикации можно почерпнуть некоторое количество свежей любопытной фактологии о ходе данной программы.

За последние полгода «Новая газета» опубликовала цикл статей о скандале вокруг спасательного судна «Игорь Белоусов», создание которого началось через год после гибели подводной лодки «Курск».

Краткое содержание предыдущих серий таково. 10 лет разрабатывалось и строилось спасательное судно нового поколения «Игорь Белоусов», несущее глубоководный водолазный комплекс (ГВК-450) из пяти барокамер и водолазного колокола и спасательный подводный аппарат «Бестер».



Спасательное судно "Игорь Белоусов" проекта 21300С в достройке (с) fleetphoto.ru

31 января 2011 года министр Сердюков своим решением прекратил разработку уникального отечественного ГВК-450, на создание которого к тому времени потратили 1 млрд рублей. Взамен Министерство обороны выделило почти полтора миллиарда на закупку «серийного ГВК-450 зарубежного производства, отвечающего всем требованиям ВМФ РФ» у шотландской фирмы Divex. Поставщиком серийного иностранного ГВК была назначена фирма ОАО «Тетис Про». БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕНДЕРА.




На момент подписания решения министру обороны Сердюкову было известно: иностранного серийного (! ) аналога ГВК-450, тем более «отвечающего требованиям ВМФ», в мире не существует.

В соответствии с Законом о СМИ «Новая газета» обратилась с запросами на имя нового министра обороны Сергея Шойгу и вице-премьера Дмитрия Рогозина. Прошло полгода - ответов мы не получили. Тогда с заявлением о преступлении по факту нецелевого использования средств гособоронзаказа я обратилась в СК РФ. Заявление было зарегистрировано, по нему в данный момент проводится проверка.

По указанию заместителя министра обороны Юрия Борисова дали свои заключения о ситуации с проектом 21300 (спасатель «Игорь Белоусов») Военно-морская академия ВМФ РФ и Крыловский государственный научный центр. Оба экспертных учреждения были категоричны в выводах: «... Решение, утвержденное «министром» МО РФ, было принято на основании некорректной информации о том, что в качестве альтернативы ГВК отечественной разработки... существует возможность поставки «серийного» ГВК-450 иностранной разработки и изготовления... Фактически ОАО «Тетис Про», не имеющее опыта проектирования глубоководных водолазных комплексов, минуя этап разработки технического проекта, выполняет рабочее проектирование ГВК... с использованием серийных комплектующих иностранного производства((*)Параметры западных глубоководных водолазных комплексов кардинально отличаются от российских военных ГОСТов и правил водолазной службы. Так, итальянская фирма «Драсс» при выполнении контракта на разработку части комплектующих для российского ГВК-450 внесла в проектную документацию своего оборудования более тысячи конструктивных изменений. Контракт «Тетис Про» с шотландской фирмой Divex таких работ не предусматривает. ).

24 апреля вопреки рекомендациям научно-технического экспертного совета ВМА и Крыловского научного центра привести разработку ГВК-450 в соответствие с законами Российской Федерации замминистра обороны Борисов утвердил решение о продолжении работ по строительству «Игоря Белоусова» фирмой «Тетис Про».

Заместитель министра обороны проигнорировал мнение экспертов о грубейших нарушениях при создании военной техники, представляющей высокую эксплуатационную опасность для жизни и здоровья людей. И сознательно принял невероятное, по сути, решение: водолазный комплекс, который должен обеспечивать жизнедеятельность водолазов при погружении на практически предельные для человека глубины, создает фирма, чье основное занятие - торговля!

А через пару дней после решения замминистра Борисова федеральное агентство «Рособоронпоставка» опубликовало на сайте госзакупок информацию об открытом аукционе на поставку для нужд МО РФ учебного тренажерного центра «Акванавт» стоимостью почти два миллиарда рублей. Основным компонентом УТЦ «Акванавт», предназначенного для благой цели (обучения водолазов-глубоководников спасать людей из затонувшей подводной лодки), является полный аналог НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО глубоководно-водолазного комплекса ГВК-450.

Второй этап общественного обсуждения этой закупки состоялся накануне Дня Победы. Чиновники «Рособоронпоставки» пояснили, что заявку на УТЦ «Акванавт» сформировал департамент по обеспечению гособоронзаказа (ЦГОЗ) МО РФ еще в прошлом году. В самый разгар скандала с несуществующим серийным иностранным ГВК-450 заявку одобрила военно-промышленная комиссия Дмитрия Рогозина. 27 декабря 2012 года постановление о выделении денег на УТЦ «Акванавт» в рамках госзаказа на 2013-2015 годы подписал премьер Дмитрий Медведев.

Как выяснилось на публичных слушаниях, не существует ни технического проекта учебно-тренировочного центра «Акванавт», ни его технико-экономического обоснования. На бумаге предлагается построить полный аналог спасателя «Игорь Белоусов», только - на берегу. Это очень сомнительная и дорогостоящая затея: все равно что построить огромный крытый бассейн и спустить в него учебную подводную лодку в натуральную величину, чтобы обучать подводников.

Необходимость УТЦ «Акванавт» обоснована следующими аргументами:

1) России необходим центр по подготовке водолазов-глубоководников и акванавтов.

Но в России УЖЕ есть такой центр(*) В период 1986-1996 гг. в ГосНИИ осваивали новый водолазный барокомплекс ГБК-50, и проводилась серия экспериментов методом длительных погружений под давлением, соответствующим погружению в воду на глубинах от 300 до 500 метров.

За освоение водолазами глубины 500 м в условиях экспериментального берегового водолазного комплекса ГБК-50 получили звания Героя Советского Союза в 1991 году водолазные специалисты Ватагин А. И. и Солодков Л. М. За организацию и научное руководство в этих экспериментах звание Героя Социалистического Труда присвоено полковнику м/с Семко В. В. В 1995 году звание Героя России удостоены водолазные специалисты Сластен В. С. и Храмов А. Г.

В 2000-2001 гг. специалисты ГосНИИ участвовали в разработке проекта подъема АПК «Курск», в подготовке и непосредственно в выполнении операции по подъему тел погибших подводников, подготовке вырезов в корпусе АПЛ для заводки захватов и последующих процессах подъема, перевода в док и осмотра отсеков АПК после аварии.

За успешное выполнение работ на АПК «Курск» десять сотрудников института получили государственные награды.
Спасти подводников «Курска» наши водолазы не смогли по банальнейшей причине: в 90-е годы первыми на металлолом были пущены спасательные суда с водолазными комплексами, и к августу 2000-го технических средств спасения из затонувшей подводной лодки на флоте не осталось. ). Каждый год тот же ДГОЗ выбивает из гособоронзаказа минимум 10 млн рублей на модернизацию водолазного барокомплекса ГБК-50. Куда и на что уходят эти деньги - вот бы понять!

2) Нужен тренировочный центр для имитации спасения подводников из затонувшей подводной лодки.

Может быть, такой центр и нужен, но, судя по требованиям к УТЦ «Акванавт», задача отработки навыков спасения у водолазов и подводников - последняя в списке. Единственное, что реально создано для «Игоря Белоусова» на данный момент, - спасательный глубоководный аппарат «Бестер» (разработка профильного КБ «Лазурит»). Мини-подлодка, которая предназначена для стыковки с аварийно-спасательным люком затонувшей подводной лодки и эвакуации подводников из лодки в спасательный аппарат, который доставит их на ГВК для декомпрессии.

Но аналог «Бестера» на УТЦ «Акванавт» в требованиях не предусмотрен. Получается, что основные задачи, которые решает учебный центр, - испытание техники и обучение водолазов резке и сварке.

Главное. В требованиях идет речь о закупке СЕРИЙНОГО оборудования для «Акванавта», однако в пункте 9 требований оказывается, что «работы «по выполнению контракта» должны производиться в соответствии с ГОСТ РВ 15.203-2001, который регламентирует разработку и изготовление ОПЫТНОГО образца военной техники».

Это - оговорка по Фрейду. Ведь и правда никакого серийного ЕВК-450 в природе не существует, и значит, физически невозможно закупить его полный аналог для учебно-тренировочного центра. Можно только создать. Но это уже не аукцион на закупку, а конкурс на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

У этой странной закупки может быть и совсем уж банальное объяснение: аукцион - это прикрытие для получения дополнительного финансирования на основной проект по поставке зарубежного ЕВК-450 для спасателя «Белоусов». Обращает внимание странный факт: макет ЕВК, которым в общем-то является УТЦ «Акванавт», будет стоить в полтора раза дороже оригинала!

Впрочем, если дочитать требования до конца, то становится понятно: заказчик на самом деле платит 2 млрд рублей за оборудование, упакованное в ящики и поставленное в «чистое поле». Монтировать УТЦ «Акванавт» планируется лишь в 2016-2017 годах. Это будет отдельный госзаказ. К тому времени истечет срок гарантий поставщика на оборудование, и если оно окажется непригодным, то предъявлять претензии будет некому.

Зачем и кому это надо? Заместителю министра обороны Борисову? Шойгу? Рогозину? Может быть, Дмитрию Медведеву, который подписал постановление правительства?

На самом деле получается, что все эти высокопоставленные чиновники пляшут под дудку единственной, судя по конкурсной документации, фирмы, которая намеревается участвовать и победить в этом аукционе. Классический пример того, как хвост вертит собакой!

На публичных слушаниях присутствовали представители двух фирм: КБ «Лазурит», с советских времен специализирующегося на создании спасательной техники для флота, и «Тетис Про», которая, судя по всему, может такими темпами стать монополистом на водолазном отечественном рынке.

«Лазурит» слишком поздно узнал об аукционе и не смог подать заявку. Но и к проведению аукциона, и к конкурсной документации у представителей «Лазурита» было очень много вопросов, которые ставили в тупик представителей заказчика - начальника СПАСР ВМФ РФ((**) СПАСР ВМФ РФ - Служба поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ РФ. ) Дамира Шайхутдинова и заместителя начальника отдела ДГОЗ МО РФ Сергея Никонова.

Представители ОАО «Тетис Про» хранили гордое молчание. Только однажды представитель «Тетис Про» подсказал чиновнику ВМФ Шайхутдинову, как отвечать на вопрос: почему в конкурсной документации ничего не сказано о военных нормативных документах, требованиях и ГОСТах, которым, по идее, должен соответствовать учебно-тренировочный комплекс, предназначенный для нужд Министерства обороны?

- Они же ДСП! - прошептал представитель фирмы.

Ответ - неверный. Названия нормативных документов секретом не являются, зато сразу понятно, кто составлял заявку на аукцион.

А вообще странно получается: заказчик платит бешеные деньги, а взамен никаких требований не предъявляет. Кроме одного: для УТЦ «Акванавт» должен быть поставлен аналог оборудования, которое будет на спасателе «Игорь Белоусов». Причем исключены даже эквиваленты. Это жесткое требование отсекает, по сути, всех конкурентов ОАО «Тетис Про» и может стать предметом пристального внимания со стороны ФАС.

Надо сказать, подписи чиновников Шайхудтинова и Никонова фигурируют на многих документах, явно учитывающих интересы ОАО «Тетис Про». Все эти документы переданы в Следственный комитет РФ. Как, впрочем, и письмо от 14 декабря 2011 года, написанное директором итальянской фирмы Drass Galeazzi Underwater Technology - министру обороны Сердюкову:

«Многоуважаемый господин Министр обороны «Российской Федерации»!

Я, генеральный менеджер компании «Драсс» Серджио Каппеллетти, вынужден... проинформировать Бас о беспрецедентном случае плохого управления и смешивания личного и общественного интереса при исполнении государственного контракта... В течение 2.5 лет... мы в полном объеме исполняли свои обязательства... В этот период мы столкнулись с постоянными попытками российской коммерческой компании захватить управление этим проектом и стать посредником между разработчиком, изготовителем и российским флотом... Не располагая ни опытом создания исключительно сложной, ответственной, связанной с безопасностью людей техники, ни персоналом, способным успешно решить уникальную техническую задачу, эта компания заменяет все это крепкими связями среди чиновников Российского военного флота и не скрывает эти связи... В марте 2010 года... они фактически предъявили мне ультиматум: или работать с российским флотом через них, или они не позволят работать моей компании в данном проекте. Я отказал«ся»... Однако события последнего времени показали, что эта компания добилась своей цели... Такое решение... не может объясняться ничем другим, как нечистыми отношениями между Коммерческой фирмой» и чиновниками военного флота...

Действуя честно, эта компания никогда не была бы вовлечена в выполнение этого проекта... »

Новая газета
13.05.2013
Золотое дно
Морской спасатель «Игорь Белоусов»: новые миллиардные вложения в провальный проект?
Елена Милашина

флот, Роcсия, подводные лодки, вспомогательные суда

Previous post Next post
Up