Интересное
сообщение агентства "Росбалт" о пресечении ФСБ России попытки контрабанды из России в Грузию комплектующих и запасных частей для ремонта штурмовиков Су-25 и вертолетов Ми-24 на тбилисском авиационном заводе "Тбилавиамшени".
Мособлсуд оставил в силе приговор бизнесмену из ОАЭ Мераби Габуния. Он был признан виновным в контрабанде из России военной техники, которая предназначалась для нужд ВВС Грузии. Операция по пресечению данного канала была проведена сотрудниками ФСБ РФ.
UPD: Добавлен список планировавшегося к переправке в Грузию авиационного имущества.
Как сообщил "Росбалту" источник в спецслужбах, Мераби Габуния родился в Махачкале, однако с 1990-х годов вел бизнес на территории ОАЭ. В 2010 году, уже находясь под следствием, Габуния даже принимал участие во встрече президента республики Дагестан Магомедсалама Магомедова с представителем короля Саудовской Аравии Мансуром Бен Салехом Алханизаном. В протоколе мероприятия Габуния значился как "представитель деловых кругов ОАЭ".
Как установили сотрудники УФСБ по Москве и Московской области, в сентябре 2008 года, сразу после войны в Южной Осетии и Абхазии и замораживания отношений между Россией и Грузией, к Габуния обратились двое его хороших знакомых - руководитель "Тбилисского авиастроительного завода" (АО "Тбилавиамшени") Пантико Тордия и глава московского представительства предприятия. Они попросили Мераби помочь в вывозе из России партии оборудования для вертолетов Ми-24, а также военных самолетов Су-24, Су-25, Су-25УБ, Су-27, МиГ-29 и МиГ-31. "Тбилавиамшени" когда-то входил в систему авиазаводов Министерства обороны СССР, в последние годы он продолжал выпуск и ремонт военной техники. В первую очередь АО обслуживало Военно-воздушные силы Грузии, которые серьезно пострадали после событий августа 2008 года. Для восстановления самолетов и вертолетов ВВС и нужны были запчасти.
Позже контрразведчики выяснили, что на одном из складов в Москве для отправки в Грузию были приготовлены ящики с головками систем вооружения, пульты системы управления оружием, блоки коррекции системы вооружений, катапультные кресла, блоки преобразования и формирования сигналов и т.д. По замыслу руководителей завода, оборудование сначала надо было переправить в ОАЭ, где у Габуния большие связи, а уже оттуда - в Грузию. Мераби согласился и обратился за помощью к своему знакомому генеральному директору ООО "Авиапрактика" Юрию Новикову.
Последний, по данным УФСБ, привлек к организации нелегальных поставок руководителя ООО "Техавиа" Александра Исакова и Дмитрия Макарова. Макаров официально числился главным инженером ООО "Ветер перемен", однако давно был известен спецслужбам - он не раз попадал в поле зрения контрразведчиков в связи с расследованиями о контрабанде продукции военного назначения. Именно Макаров и должен был отправить блоки для самолетов в ОАЭ. В документах техника оформлялась как насосы и т.п., а ее получателями значились две контролируемые Габуния фирмы - Al Rahik Trading Company и Ulan-Ude Aircraft Services Co.
По данным контрразведчиков, Макаров вначале собирался отправить груз при помощи почтовой службы DHL, но побоялся. В результате решил переправить ящики на автомашинах в Финляндию, а уже оттуда - в ОАЭ. В начале 2009 года он послал курьера на автомобиле с несколькими ящиками, однако тот у самой границы развернулся и вернулся назад. Мужчина решил заглянуть в багажник, где и увидел на коробках, завернутых в чехлы, надписи "Пуск" и "Взрыв". Ни один таможенник не поверил бы, что там находятся насосы. В результате товар опять доставили в Москву, где его, как и все другое оборудование, принялись перекладывать в ящики уже без надписей.
На все это ушло довольно длительное время. Поскольку деньги за переправку груза уже были уплачены, Габуния, по данным следствия, начал "давить" на Новикова и Исакова, а те - на Макарова. Тогда он еще раз попробовал отправить несколько ящиков с оборудованием через границу Финляндии, где их (как подозрительные) изъяли сотрудники ФТС. После этого они сообщили о военном грузе в ФСБ РФ. Контрразведчики быстро вычислили своего давнего знакомого Макарова, однако не стали его сразу задерживать, чтобы установить, кто стоит за попыткой незаконной поставки военной техники.
Стоит отметить, что участники нелегальных поставок поначалу тщательно соблюдали меры конспирации: по телефону старались ничего не обсуждать, а общение вели преимущественно при помощи одного электронного почтового ящика, от которого у всех фигурантов дела был пароль. Отправитель прикреплял там письмо, получатель читал его, после чего удалял. Габуния и Макаров вообще не были знакомы друг с другом, поэтому и не общались. О мерах безопасности контрабандисты позабыли, когда прошел уже год с того момента, как "заказчик" заплатил деньги за переправку груза, который так и остался в России.
В результате ФСБ РФ зафиксировало встречу Макарова и Исакова. Последний признается, что "человек из ОАЭ" уже орет, "заказчики" поднимают вопрос о выплате неустойки и т.д. "Сейчас очень сложная ситуация. Любая посылка очень тщательно досматривается. Там на сегодняшний момент четырех человек очень серьезно взяли, сняли с работы, - объясняет задержку с поставкой Макаров. - Если будем отправлять груз, не обеспечивая безопасности, то получим то, что мы получим. И встретимся в конкретном кабинете. Вместе будем сидеть, давать объяснения. И они ("заказчики"- "Росбалт") тоже будут сидеть рядом". В результате Исаков, убеждает Макарова лично встретиться с Габуния и объяснить ему ситуацию. Так ФСБ удалось выйти и на Мераби. Последний убедил Макарова рискнуть и все таки отправить в ОАЭ хотя бы часть груза. Для этих целей были арендованы грузовые места в самолете Emirates Airlines. Но когда в январе 2010 года несколько ящиков с военным оборудованием прошли границу в аэропорту "Домодедово", они вновь были задержаны сотрудниками ФТС и УФСБ.
Представители "Тбилавиамшени" приказали Мераби срочно прекратить контакты с Новиковым, Исаковым и Макаровым, а весь остававшийся на складе в Москве товар вывезти. Так контрразведчики узнали о месте нахождения военного оборудования, которое было изъято.
Новиков, Макаров и Исаков сразу признали свою вину и активно сотрудничали со следствием. Также Домодедовский суд учел, что все они воевали в Афганистане и были награждены наградами. В 2012 году они получили по семь лет лишения свободы условно.
Дело в отношении Мераби Габуния рассматривалось отдельно, поскольку он вину не признавал. Бизнесмен утверждал, что в 2005-2006 годах решил заняться закупкой в России и поставкой в ОАЭ комплектующих и запчастей к самолетам гражданской авиации и вертолетам, для чего создал фирму Ulan-Ude Aircraft Services Co. Как-то его давний знакомый Пантико Тордия попросил помочь с отправкой в ОАЭ авиазапчастей для ремонта вертолетов Ми-8. О том, что в ящиках находится военное оборудование, Габуния якобы не знал. Домодедовский суд счел такие доводы не убедительными, признал его виновным в контрабанде оборудования, которое может быть использовано при создании военной техники (статья 188 УК РФ) и назначил наказание в виде семи лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Мераби обжаловал решение в Мособлсуде, однако тот оставил приговор в силе.
Александр Шварев
UPD: Поступивший в распоряжение нашего блога список планировавшегося к переправке в Грузию авиационного имущества (многие серийные номера продукции из списка удалены)
Список оборудования, предназначенного членами организованной группы к контрабандной отправке из России в ОАЭ.
В состав, помимо прочего, вошло оборудование, используемое при создании военной техники - самолетов военного назначения Су-24, Су-25, Су-25УБ, Су-27, МиГ-23, МиГ-29, МиГ-31, а именно: гидроусилитель БУ-45А № Н085270012; визирная головка системы вооружения С-17 ВГ-1 №НФ53ИО68; преобразователь ПТО-1000/1500М 8Е3.104.055ПС №5; 3 спасательных парашютных систем ПСУ-36 сер.2 №, № и № с куполом площадью 60 м2; 2 барабана КТ163А010 № и № тормозного колеса КТ-163Д-5 размера под шину 840х360; стекло КЛН-Люк 3; 2 вытяжных парашюта площадью 1 м2 для основного тормозного парашюта площадью 21 м2; 4 основных тормозных парашюта площадью 21 м2 системы парашютной тормозной посадочной ПТК-25С № (2 шт.) и № (2 шт.); 7 парашютов вытяжных площадью 0,05 м2 для основного тормозного парашюта площадью 21 м2системы парашютной тормозной посадочной ПТК-25С; 4 барабана К2.106Д-01 №, №, № и № нетормозного колеса типа К2106Д размера под шину 660х200; блок вторичного питания КЛНС-СБ2 №Ш на раме КЛНС-СБ71 №Э и блок связи КЛНС-СБ3 №Ш на раме КЛНС-СБ72 №Э лазерного дальномера КЛЕН-ПС; блок усилителей гиродатчика БУГ-14 серия 2 6Д2.222.045 № системы ИКВ-1; 3 плота спасательных надувных одноместных ПСН-1 №, № и №; 2 подушки катапультного кресла типа КМ-1 системы аварийного покидания самолёта; 3 системы стабилизирующих СП-36 сер.2 катапультного кресла типа К-36 системы аварийного покидания самолёта №, № и №; блок управления Л-006-6 № системы Л-006Л; датчик расхода топлива суммирующий ДРТС30-2 № системы СТР5-2; блок преобразования и формирования сигналов БПФС1-1 № системы СТР5-2; пульт установочный ПУ системы управления оружием №; фотоконтрольный прибор СШ-45А-1-100-ОС №Б3; блок коррекции системы вооружения С-17 БКБ №НФ32И023 системы С-17БЦ; командно-пилотажный прибор КПП-КИ навигационного комплекса КН-23-1.
Передал на отправку в г.Санкт-Петербург четыре грузовых места, содержащие, помимо прочего: гидроусилитель БУ-45А № Н085270012; визирная головка системы вооружения С-17 ВГ-1 №НФ53ИО68; преобразователь ПТО-1000/1500М 8Е3.104.0<адрес>5; 3 спасательных парашютных системы ПСУ-36 сер.2 №, № и№ с куполом площадью 60 м2; 2 барабана КТ163А010 № и № тормозного колеса КТ-163Д-5 размера под шину 840х360; стекло КЛН-Люк 3; 2 вытяжных парашюта площадью 1 м2 для основного тормозного парашюта площадью 21 м2 системы парашютной тормозной посадочной ПТК-25С; 4 основных тормозных парашюта площадью 21 м2 системы парашютной тормозной посадочной ПТК-25С № (2 шт.) и № (2 шт); 7 парашютов вытяжных площадью 0,05 м2 для основного тормозного парашюта площадью 21 м2системы парашютной тормозной посадочной ПТК-25С; 4 барабана К2.106Д-01 №, №, № и № нетормозного колеса типа К2106Д размера под шину 660х200; блок вторичного питания КЛНС-СБ2 №Ш на раме КЛНС-СБ71 №Э и блок связи КЛНС-СБ3 №Ш на раме КЛНС-СБ72 №Э лазерного дальномера КЛЕН-ПС; блок усилителей гиродатчика БУГ-14 серия 2 6<адрес>.222.045 № системы ИКВ-1; 3 плота спасательных надувных одноместных ПСН-1 №, № и №; 2 подушки катапультного кресла типа КМ-1 системы аварийного покидания самолёта; 3 системы стабилизирующих СП-36 сер.2 катапультного кресла типа К-36 системы аварийного покидания самолёта №, № и №