Коллега
alexeyvvo в своем ЖЖ провел
очередную интересную работу по изучению по открытым источникам хода программы модернизации строевых фронтовых бомбардировщиков Су-24М ВВС России, осуществляемой находящейся в подмосковном Жуковском компанией ЗАО "Гефест и Т" (ОКР "Метроном"). Как известно, в 2009 году по результатам оценки боевого применения модернизированных самолетов Су-24М в ходе Пятидневной войны, Министерство обороны России приняло решение отказаться от дальнейшей модернизации бомбардировщиков Су-24М по варианту Су-24М2 разработки ОАО "Компания "Сухой" (ОКР "Гусар") и продолжило модернизацию Су-24М по варианту ЗАО "Гефест и Т". К настоящему времени модернизированные самолеты Су-24М "Гефест" находятся на вооружении частей ВВС трех военных округов России - Центрального, Западного и Южного военных округов. Модернизация Су-24М по варианту ЗАО "Гефест и Т"производится как в строю, так и на авиаремонтных заводах. В соответствии с гособоронзаказом на 2012 год также предусмотрена модернизация строевых Су-24М "Гефест". Ожидается, что в последующие годы модернизация Су-24М "Гефест" будет продолжена.
Коллега
alexeyvvo сообщает:
Задумка сделать материал по модернизации бомбардировщиков Су-24М по программе, разработанной находщейся в подмосковном г. Жуковский компании "Гефест и Т", возникла месяц назад после появления в сети новостей о том что модернизированные Су-24М "Гефест" находятся на вооружении частей ВВС трех военных округов. Поиски данных в моих традиционных источниках оказались неюезрезультатными.Так, в арбитражной практике нашлось несколько дел между Минобороны и Гефестом. Из них следует, что выполнение опытно-конструкторских работ по модернизации оборудования СУ-24М (шифр "Метроном") осуществялось по договору между данными организациями №61006 от 03.04.1996 г. Цена договора в ценах 1996 года составила 11,7 млдр.руб.
Результаты выполненной Гефестом работы были подтверждены:
- Актом государственных наземных испытаний №4/102105-012, утвержденным 29.08.2002 г. командиром в/части 15650 (ГЛИЦ ВВС);
- Актом Специальных совместных летных испытаний №14/101202-018, утвержденным 22.09.2004 г. командиром в/части 15650;
- Актом материально-технической приемки опытного образца изделия от 18.11.2004 г.
- Актом комиссии от 20.12.2004 г. по результатам опытной эксплуатации специализированной вычислительной подсистемы СВП-24, установленной на самолетах Су-24М 4 ЦБП и ПЛС, утвержденным Главнокомандующим Военно-Воздушными силами 19.02.2005 г.;
- Актом государственных наземных испытаний опытного образца специализированной вычислительной подсистемы самолета Су-24М СВП-24 от 15.03.2005 г., утвержденным решением от 17.03.2005 г. №24/3-05 (приложение №19 и 20), согласно которому перечень работ, определенный ведомостью исполнения к Договору от 03.04.1996 г. №61006 выполнен полностью. Опытное изделие СВП-24 и его составные части рекомендованы для принятия на снабжение и постановки на серийное производство;
- Письмом Главнокомандующего Военно-Воздушными силами от 16.12.2005 г. №672/193, которым он рекомендует использовать результаты ОКР "Метроном";
- Письмом Начальника авиации - заместителя Главнокомандующего Военно-Воздушными силами от 10.02.2006 г. №675/448, в котором он также ставит вопрос о дооборудовании самолетов по технологии "Метроном";
- Письмами Главнокомандующего Военно-Воздушными силами в адрес начальника ГШ ВС РФ - Первого заместителя МО РФ от 10.02.2006 г. №672/32 и от 08.07.2006 г. N 672/158, подтверждающими выполнение работ ОКР "Метроном" в полном объеме и прохождение всех необходимых процедур для реализации результатов по указанной технологии.
По всей видимости, в 2006 году Минобороны начало склоняться к модернизации бомбардировщиков по программе, предложенной Холдингом "Сухой" (ОКР "Гусар", Су-24М2) и приняло решение не оплачивать Гефесту проведенную работу. В связи с этим, в 2006-2007 годах между заказчиком и исполнителем данной ОКР прошел ряд судебных дел, основным предметом которых было взыскание с Минобороны стоимости выполненных работ. По итогам рассмотрения дел, судом были приняты решения о взыскании в пользу Гефеста 39 и 43 млн.рублей за выполненные, но не оплаченные, этапы работ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2007 было подтверждено, что к тому моменту было оборудовано опытными образцами СВП-24 три самолета СУ-24М. В конце 2007 года была выполненна институтами Минобороны сравнительная оценка двух программ модернизации. В результате установлены лучшие характеристики результатов ОКР "Метроном" по отношению к аналогичной ОКР "Гусар". При этом стоимость ОКР "Метроном" более чем в 3 раза ниже ОКР "Гусар", оплаченной Заказчиком. По ОКР "Метроном" было оплачено 108,7 млн.руб., а по ОКР "Гусар" - 371,8 млн.рублей. Несмотря на это в 2007-2009 годах серийная модернизация Су-24М проводилась по обеим программам.
Относительно объемов серийной модернизации Су-24М по программе Гефеста - доработке по бюллетеню № 102.8.4.2204.34 (126.007-БУ/БЭ) - на официальных сайтах госзакупок, действовавших в разные годы, удалось найти два извещения по доработке Су-24М. Первый конкурс был объявлен 23 июля 2008 года и предполагал ремонт одиннадцати базирующихся в Морозовске бомбардировщиков в течение 2008-2009 годов. Стоимость работ составила 42 млн.руб., то есть 3,8 млн. за один самолет. Второй аукцион был объявлен 15 апреля 2010 года и предполагал доработку по этому же бюллетеню двух самолетов Су-24 (по одному в Липецке и Морозовске). Работы были оценены в 7,1 млн.руб., то есть чуть более 3,5 млн.руб. за один борт.
Кроме того, для закупки авиационно-технического имущества для выполнения доработок по бюллетеню также было объявлено две закупки - одна 26 сентября 2008 года на поставку 11 комплектов (в процессе проведения количество было увеличено до 12), вторая - 15 апреля 2010 г. на два комплекта АТИ.
Состав каждого комплекта:
• комплекс бортового оборудования КБО СВП-24, включающий в себя:
o устройство ввода-вывода малогабаритное программируемое УВВ-МП;
o систему радионавигационная специализированная СРНС-24;
o блок обработки видеосигнала «Обзор-РВБ-Т»;
o коллиматорный авиационный индикатор КАИ-24;
o спецвычислитель бортовой СВ-24;
o индикатор ОР4-ТМ;
o накопитель бортовой твердотельный с сервисным программным обеспечением ТБН-К-2)
• одиночный ЗИП КБО СВП-24,
• имущество для установки КБО СВП-24 на борт,
• имущество для подключения КБО СВП-24 на борту (комплект жгутов КБО СВП-24).
Кроме того, по условиям обоих тендеров предполагалась поставка:
• одного комплекта группового ЗИП КБО СВП-24,
• автоматизированной системы эксплуатационного контроля АСЭК-24 в комплектации с носимым ноутбуком, радиостанцией Р-853-В2М и одиночным ЗИП,
• автоматизированной системы подготовки полетных данных АСППД-24 (без устройства записи и воспроизведения УЗК-1 (ИВА-01)) в комплектации с носимым ноутбуком, радиостанцией Р-853-В2М и одиночным ЗИП.
Стоимость поставляемого имущества по первому тендеру составила чуть более 303 млн.руб., по второму - 50,4 млн.руб. Кроме того, 14 ноября 2008 года был объявлен еще один тендер с ценой 35 млн.руб. на поставку в Морозовск группового комплекта ЗИП, одной АСЭК-24 и одной АСППД-24.
Согласно данным реестра Федерального казначейства, контракты на все проведенные работы были заключены с компанией ОАО «Гефест и Т». Контракты по модернизации Су-24М в 2011-2012 году заключены, по вмсей видимости, по применяемой сейчас внеконкурсной процедуре размещения заказов у единственного поставщика, в связи с чем информации о них на сайтах госзакупок найти не удалось.