24 апреля 2017 года в Циндао (КНР)
открылась в качестве части Военно-морского музея НОАК установленная там на вечную стоянку первая китайская атомная подводная лодка 长征1号 ("Chang Zheng 1", "Дальний поход № 1", бортовой номер "401") проекта 091.
Установленная в качестве части Военно-морского музея НОАК в Циндао на вечную стоянку первая китайская атомная подводная лодка 长征1号 ("Дальний поход № 1", бортовой номер "401") проекта 091. 24.04.2017 (с) www.chinadaily.com.cn
Программа создания собственной атомной подводной лодки была начата в КНР в июле 1958 году под шифром "09", работы велись под эгидой Пекинского научно-исследовательского института атомной энергии. В 1965 году было начато строительство наземного прототипа лодочного ядерного реактора в Мяньяне (провинция Сычуань), запущенного 1 мая 1970 года. Руководителем программы создания АПЛ и главным конструктором лодки был заместитель директора института, выпускник Московского института химического машиностроения и Московского энергетического института Пэн Шилу (род. 1925). Уже в 1966 году был завершен технический проект АПЛ и построен ее наземный макет в натуральную величину. Постройка головной лодки 长征1号 (первоначально обозначалась как "1701") была начата в мае 1968 года на новом построенном изначально с технической помощью СССР судостроительном заводе № 431 (ныне Bohai Heavy Industry Company) в Хулудао.
24 декабря 1970 года первая китайская АПЛ была выведена из цеха предприятия в док и 26 декабря спущена на воду. С 1 апреля по 16 августа 1971 года лодка в заполненном водой доке проходила швартовные испытания. Одновременно в конца апреля была начата загрузка ядерного топлива в реактор лодки и 1 июля 1971 года реактор был запущен. 23 августа 1971 года первая китайская АПЛ дала ход, выйдя на заводские ходовые испытания. После обширной программы испытаний, 1 августа 1974 года АПЛ 长征1号 (бортовой номер "401") вошла в состав ВМС НОАК. Проектное и техническое сопровождение АПЛ с 1971 года осуществлялось специально созданным для этого НИИ-719, заместителем директора и главным инженером которого стал Пэн Шилу.
Фактически до начала 1980-х годов первая китайская АПЛ находилась в опытной эксплуатации, с постоянными доработками, и, вероятно, по сути так всегда и оставалась более опытовым, нежели боевым кораблем. В конце 1980-х годов АПЛ прошла средний ремонт и модернизацию в Хулудао, и в 2000 году выведена из состава ВМС НОАК.
Завод в Хулудао в последующем построил еще четыре модифицированные лодки проекта 091, переданные ВМС НОАК с 1980 по 1990 годы (бортовые номера с "402" по "405"), три последние из них остаются в строю до настоящего времени (лодка "402" была списана в 2005 году).
Головная АПЛ 长征1号 длительное время после списания отстаивалась в Циндао, пока, после деактивации и переоборудования в музей, не была перемещена 15 октября 2016 года на вечную стоянку Военно-морского музея НОАК. Сообщается, что на лодке при переоборудовании в музей была полностью удалена энергетическая установка - не только реакторная, но и турбоэлектрическая часть. Билет на посещение лодки стоит 100 юаней.
Следует отметить, что натурными экспонатами Военно-морского музея НОАК в Циндао сейчас также являются дизель-электрическая подводная лодка "237" проекта 033, эскадренный миноносец "Аньшань" (бортовой номер "101", бывший советский "Рекордный" проекта 7), эскадренный миноносец «Цзинань» (бортовой номер "105") проекта 051 (первый эсминец китайской постройки) и фрегат "Интань" (бортовой номер "531") проекта 053К (первый китайский корабль, оснащенный ЗРК).
Установленная в качестве части Военно-морского музея НОАК в Циндао на вечную стоянку первая китайская атомная подводная лодка 长征1号 ("Дальний поход № 1", бортовой номер "401") проекта 091. 24.04.2017 (с) www.chinadaily.com.cn