Оригинал взят у коллеги
periskop в
Завод "Звезда": как делают двигатели для военно-морского флота Две недели назад с подачи сообщества
побывал на
заводе "Звезда", что выходит периметром на ул. Бабушкина. Завод этот не столь известен, как к примеру Балтийский судостроительный, и не на слуху. Я бы сказал даже, что он вообще на периферии внимания. Тем не менее делает он важное дело - производит судовые дизели и редукторы; и имеет немаленький гособоронзаказ ВМФ РФ. А поскольку я в мероприятиях сообщества мониторю всё, что касается транспорта и флота, то понятно, что пропустить этот поход не мог.
Давайте посмотрим, что там встретилось интересного, какие производства мы посмотрели.
Заодно увидите в реальности, как выглядит пресловутое импортозамещение и с чем его едят.
2. Завод обладает немаленькой территорией и сопоставим по размеру с Обуховским заводом: примерно 1400x600 метров. Административной стороной он выходит на ул. Бабушкина, неподалёку от м. Пролетарская и рядом с "Лентой", и простирается длинным прямоугольником практически до путей ст. Обухово. Там же - и м. Обухово.
3. Проход на завод довольно муторный: не только заранее готовили документы, но ещё и переписывали серийные номера фототехники. Если принёс "не то", что указал ранее - технику придётся оставить на проходной на ответхранении. Уговоры не помогают. Вообще, снимать внутри крайне не рекомендовано, так что наша небольшая группа была в каком-то смысле исключением.
4. Сперва, перед походом по производствам - небольшой инструктаж в управлении кадров. Поднимаемся на второй этаж здоровенного заводоуправления (фото 2) и ждём, куда же нас поведут. По холлу видно, что предприятие ленинградское и заслуженное.
5. Зашли в переговорный зал, расселись, ждём. И тут - сюрприз: молодая, красивая и стильная барышня, на которую я бы никогда не подумал, что она как-то связана с реальным производством, оказывается... директором по персоналу этого завода! Так что, получается, не всё у нас "старпёрами, не вписавшимися в рынок" занято на заводах, как это рисует молва. Зовут её Екатерина Баракова, и в ходе последующего разговора я выяснил, что она на заводе уже восемь лет работает, после вуза. Немало.
Пообщались с Екатериной и её коллегами по HR-департаменту; она показала нам в ходе беседы шикарный альбом, который находился во вскрытой на днях капсуле с посланием потомкам, заложенной в день 50-летия Октября (1967 год). Впрочем, её покажу как-нибудь отдельно, как артефакт эпохи, а пока - о производстве. Нам наметили три точки для посещения: сборочный цех двигателей (где происходит соединение всех остальных производств), модельный цех и новое производство "Звезда-Редуктор", запущенное по целевой программе импортозамещения украинских оборонных предприятий.
6. Теперь идём на территорию, оставляя комплекс заводоуправления позади.
7. На территории находятся и дореволюционные строения. Хотя сам завод был основан в 1932 г., но до революции тут тоже существовали какие-то мастерские. Увы, я не уточнил, какие именно.
8. Советские ордена, кстати, никто не снимает, оба она красуются на видных местах. У завода есть два ордена - Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени (на фото).
9. Памятник заводчанам-фронтовикам.
Первая точка посещения - сборочный цех, где собираются и испытываются готовые изделия. Собственно, это и есть основная площадка завода, сюда поступают детали из остальных цехов. На входе неожиданно оказалось, что на сборочной линии и на испытательной станции снимать на камеры нельзя. Гособоронзаказ, военпреды и прочее. "Эмм, а что же мы тогда покажем читателям??? - Ну давайте тогда общий план цеха и образцы изделий, их поснимайте. Вот ещё наш специалист придёт, ему вопросы позадавайте".
В начале цеха установлены образцы выпускаемых двигателей. Завод вообще-то специализируется на высокооборотных дизелях для скоростных кораблей ВМФ, плюс выпускает дизеля для автомотрис МПС. Раньше, при СССР, завод делал крупносерийные партии высокооборотных дизелей для "Метеоров", "Ракет" и прочих "Полесий" на подводных крыльях. Но сейчас эти суда уже не выпускаются. А вообще, двигателями «Звезды» оборудованы около 90% скоростных кораблей ВМФ и пограничных войск.
10. Ближний двигатель - М-401В1. ГОСТ для двигателей ВМФ допускает только два оттенка светло-жёлтого, оба представлены на фото. Гражданские дизеля или двигатели двойного назначения можно красить и в другие цвета - синий, зеленый и т.п.
11. Синий двигатель - М-503Б, для морских тральщиков проекта 266. Черного цвета двигатель, немного попавший в кадр справа - это М-580, устанавливается в качестве вспомогательного на большие атомные подлодки пр. 941, 949, 971Б. Но черный - это только эталонный образец, при передаче заказчику его всё равно красят в гост-овский цвет.
12. Здесь же стоят и составные части двигателей, тоже эталонные - для проверки и сравнения.
13. И общий план цеха, где происходит сборка готовых изделий. Тут чисто и мало пыли, нам даже ноги с улицы вытирать пришлось на входе. Людей в цехе мало, многие операции автоматизированы.
14. Подошёл и специалист - испытатель двигателей, Игорь Романов.
В беседе с ним выяснилось, что цикл создания двигателя сложней, чем нам представлялось вначале.
После сборки его гоняют непрерывно на испытательной станции, от 25 до 50 часов, то есть до двух суток. Происходит притирка деталей и выявление проблемных мест. Затем двигатель полностью разбирают (!), смотрят состояние; если надо - меняют некоторые узлы и только после этого происходит окончательный прогон, приемка военпредами и затем поставка на флот.
15. Идём на испытательную станцию. На воротах цеха - артефакт советской истории. "Не мешает вам Ильич?" - "А чего он будет мешать? Нет, конечно. Пусть будет, это же часть истории предприятия".
16. На испытательной станции тоже нельзя было снимать, увы, поэтому просто смотрели на прогон двигателя. Там было человек 5 или 6, следящие за параметрами и выявляющие дефекты, и в том числе пара совсем молодых ребят после колледжа. Они уже не практиканты, тоже работают. Попросил их сняться для блога на фоне цеха :)
От сборочного цеха идём по территории к модельному цеху. Он в глубине завода, до него не меньше полкилометра идти.
17. Обратил внимание, что на территории застыли локомотивы и вагоны. Подошёл, посмотрел накат - лет 10-12 уже не ходят. "А что такое? Почему у вас подвижной состав не используется? Как вывозите дизеля?". - "Раньше интенсивно использовали и грузили в вагоны на Обухово. Очень удобно было. Но примерно в 2003-2004 годах железнодорожники заломили неподъемные цены на пользование путями и нам пришлось отказаться от этой практики." - "И как теперь?" - "Крупнотоннажными тягачами вывозим".
18. Модельный цех (точней, он только часть цеха).
19. Вход внутрь.
20. Рядышком стоит скульптура, отлитая модельщиками ещё в советские времена.
21. Внутри - целый завал всяких деревянных конструкций от простых до причудливых очертаний.
22. Передовики производства.
23. Ильич есть и тут. Рядом висит советская карта Ленинградской области - как будто я внезапно оказался в СССР года этак 1986-го.
24. На рабочих столах модельщиков высятся всякие чуднЫе конструкции. Мы попали в обеденный перерыв, так что рабочие подошли только к концу нашего пребывания тут.
25. Модель в процессе.
26. На месте оказался только старый мастер-модельщик, Шарапов Александр Александрович (кстати, его фамилия есть на заглавном фото, где перечислены участники создания редукторов для корветов пр. 20380). Ему сейчас 76, но он ещё на посту.
Он-то и ответил нам на сакраментальный вопрос, который почти у всех был на языке:
- А зачем вообще все эти модели? Нафига они? Сейчас же кругом компьютерное моделирование и прочие продвинутые технологии. К чему так мучиться, на что все эти архаизмы?
- Модель служит для реалистичного моделирования объёма и поведения жидкостей заданной вязкости в нём. Скажем, двигатели у нас используют рубашки охлаждения, пазухи различной формы и прочие такие внутренние объемы. Так вот, сейчас выходит так, что увидеть эти детали в их соотношении, посмотреть перетекание жидкостей, взаимные сообщения и возможные протечки, слабые места, заметно надёжнее на реальной модели. Можно и на компьютере - но там вы не увидите всех нюансов и может получится так, что вас будут ждать при работе непредвиденные сюрпризы.
- И что дальше?
- Затем модель разбирается и уходит на отливку. Делают форму по ней, а потом отливают детали. Поэтому у нас тут ценится пространственное мышление и предельная внимательность, сосредоточенность, аккуратность. От этого потом зависит работа системы в целом.
27. Одна из моделей в работе на модельном столе.
28. Металлические цифры.
29. Сборка и окраска модели.
...Идём дальше, в третью точку похода.
30. На территории попадается разный креатив. Его много, так что это я вынесу в отдельный пост.
31. Цехов на заводе сейчас используется примерно 20% площадей от советского времени. Остальное, что получается, сдают в аренду - "...но только производственным фирмам, не сервису. Это наша сознательная политика".
32. Танк-памятник. В 1941-42 гг. завод делал лёгкие танки Т-50, из запаса машинокомплектов.
33. Наконец, подходим к новому производству, созданному в замещение украинского оборонпрома Николаева. С этой стороны - будущей парадной - подходы ещё не обустроили, однако с тыльной стороны "пиксельного" цеха, где идёт подвоз деталей и прибытие больших тягачей - там уже всё работает, дороги готовы.
На входе нам пришлось проходить всё заново, тут как бы "завод в заводе" получается. Просветка, проверка, показ фототехники и проч. Да и юрлицо тут немного иное - "Звезда-Редуктор", а не просто "Звезда", как на остальной территории.
34. Цеха абсолютно новые, оснащённые немецкими (Хёфлер, Клингельнберг, Эрликон и т.п.) и чешскими (Шкода) станками. Немецкие же - и измерительные станции.
35. Производство корабельных редукторов было создано специально под замещение продукции николаевского "Зоря-Машпроект", который с 2014 г. оказался под контролем враждебного националистического режима. Ранее Николаев был теснейшим образом интегрирован в общие цепочки кооперации при создании кораблей и оборудования для них, сейчас положение радикально изменилось. Поэтому пошли таким путём: государство по ГЦП "Импортозамещение" выдало 75% субсидию, а 25% завод выделил из своих средств. На эти деньги и был создан новый цех, который 17.3.2017 начал выдавать первую продукцию - редукторы для кораблей ВМФ новых проектов.
36. Разрешили подняться на этот мега-станок Hoffler по лесенке. Станок - зубошлифовальный.
37. А это в другой части цеха - карусельный станок Hoshulin.
38. Рабочие как раз настраивают режимы и прилаживают деталь для расточки.
39. Точность приходится выдерживать очень высокую, согласно циклу производства. В основном класс точности тут 2 - т.е. до 5 микрон.
40. А вот идёт процесс обточки зубьев на "Эрликоне".
41. Как видите, перевооружению российского флота на новое поколение проектов активно помогают Германия и Чехия. Как ни крути, а это так.
42. В дальнем конце цеха стоит настоящий монстр в несколько сот тонн - горизонтально-расточной станок TOS.
43. Подошёл на пару минут его оператор по имени Сергей (справа) и мастер Андрей Викторович (слева). Ответили на вопросы. Кстати, идут сюда уже после заводского колледжа, вуз не обязателен.
44. Ещё снимок, и выходим наружу. Поход по заводу окончен.
Основная проблема сейчас - это мизерные объемы производства после 15-летнего падения в пропасть, после развала СССР. Восстановление идёт медленно и не очень просто. Особенно силён провал в станкостроении, там страна понесла наивысшие потери во время внезапного введения НДС Гайдаром (в начале 1992) и почти полной остановки обрабатывающих производств экс-СССР.
Контрактов у завода сейчас на 5,5 млрд.руб., а вот выдавать в год продукции он может только на 2 млрд.руб. - после пуска нового цеха. Это примерно 1 двигатель и 1 редуктор в месяц, около 15% от советского уровня производства. Тем не менее, в Россию сейчас неуклонно и постепенно стягиваются все критически важные производства, после болезненного отпадения Украины как поставщика в общей союзной кооперации.
PS. Предупреждая возможные вопросы. Да, мы спрашивали и о текущем уровне оплаты здесь.
Расклад примерно такой:
Зарплаты рабочих и техников - от 20 (минимум) до 150 (операторы на сборке при ответственных заказах).
Расточники, карусельщики на станках ЧПУ - 80-120, модельщики (в среднем) - 25-35.
Уровень зарплат сильно колеблется от цеха и квалификации (разряда), примерно втрое.