23 ноября 2016 года болгарские СМИ сообщили о том, что бывшему министру обороны Болгарии Николаю Ненчеву могут предъявить обвинение в связи с утратой доверия в соответствии со статьей 282, пункт 3, в сочетании с пунктом 2 и пунктом 1 Уголовного кодекса Болгарии. Обвинение связано с двумя приостановленными ("подвешенными") контрактами министерства обороны Болгарии, заключенными с российским АО "РСК "МиГ" в 2015 году.
Как пояснил нашему блогу болгарский авиационный эксперт Александр Младенов, министр обороны Н. Ненчев находится в отставке, потому что правительство ушло в отставку после президентских выборов в Болгарии. Парламент принял отставку правительства 16 ноября, но правительство будет работать в нынешнем составе до назначения нового правительства. Контракты с РСК «МиГ» были подписаны, но потом министр положил их в сейф и не выполнял.
Истребители МиГ-29 и МиГ-29УБ ВВС Болгарии (с) Alexander Mladenov
В официальном сообщении Прокуратуры Болгарии в отношении уголовного преследования сообщается о том, что первоначальное обвинение к Ненчеву состоит в том, что в период с 5 мая 2015 года по 9 сентября 2015 года в качестве официального лица, занимающую ответственную должность министра обороны, он не выполнил своего официального обязательства, предусмотренного в Законе об обороне и вооруженных силах Республики Болгария и не обеспечил безопасности полетов и летной годности боевых самолетов-истребителей ВВС Болгарии.
Обвинение цитирует положение Уголовного кодекса относительно преступлений на службе, когда чиновник своим действиями или бездействием причиняет вред и негативные побочные эффекты. Пункт 3 считается особо серьезным случаем, по которому предусмотрено лишение свободы от трех до десяти лет.
Расследование Софийской городской прокуратуры (СГП) обнаружило, что 26 апреля 2015 года между министерством обороны Болгарии и АО «РСК «МиГ» были подписаны два контракта на продление срока службы двух двигателей РД-33 на 50 часов и ремонт двух двигателей РД-33 вместе с одной коробкой самолетных агрегатов КСА-2 для МиГ-29, на общую сумму 3,773 млн евро (7,388 млн левов).
Однако министр обороны Николай Ненчев дал инструкцию своему заместителю Десиславе Йосифовой держать уже подписанные контракты в своем сейфе и не предпринимать никаких действий для их исполнения и не проводить ремонт при помощи АО «РСК «МиГ». Эти рекомендации министра Ненчева продолжали выдаваться его подчиненным на протяжении нескольких месяцев.
Эти действия привели к серьезным последствиям для болгарских вооруженных сил - в 2015 году средний налет пилотов ВВС Болгарии сократился до 33 часов в год по сравнению с установленным стандартом НАТО в 180 летных часов в год, или же, как минимум, не менее 80 летных часов в год. Это привело к опасности возникновения серьезных летных инцидентов из-за недостаточной летной подготовки. Действия министра Ненчева привели к сокращению количества подготовленных экипажей и повышенной нагрузки на летчиков, которые несут боевое дежурство в рамках миссии НАТО Air Policing, а также неспособности обеспечить подготовку молодых пилотов МиГ-29. Поэтому невозможно было поддерживать необходимое количество подготовленных пилотов.
В отношении министра Ненчева прокуратура отдала приказ о мере пресечения в отношении обвиняемого в виде подписке о невыезде.
Ненчев, в свою очередь, озвучил совсем другую версию обвинения в свой адрес в разговоре с журналистами после его освобождения из органов следствия.
"Я был вызван в связи с контрактом, который мы подписали с Польшей. Они вручили мне обвинение, которое меня не беспокоит. Я уверен, и уверен во всем, что я сделал за эти годы. Для меня это немного странно, если не сказать смешно, обвинять меня, что я наносил ущерб интересам РСК «МиГ»», - заявил Ненчев.
Такое же мнение озвучил и его адвокат и лидер партии ДСБ Радан Каневе. «Обвинение обвиняет подзащитного по статье 282 Уголовного кодекса за нарушение материальной заинтересованности в российской компании «МиГ», отметил он.
Второй адвокат, который появился у Ненчева, заявил, что расследование ведется о деле нарушения коммерческих интересов, по которой для министра могут быть неприятные последствия.
Однако Статья 282 Уголовного кодекса не говорит о нарушении материальной заинтересованности, а относится к должностным преступлениям.
«Давление на меня было огромным. Это давление, по причине того, что я стоял за болгарские национальные интересы и интересы НАТО, в которое мы входим. Так что все это вызывает тревогу», - сказал Ненчев.
Позже пресс-секретарь прокурора Румяна Арнаудова категорически опровергала заявления Ненчева и его защиты.
"Мы разъясним, в чем суть обвинений к министру Ненчеву. Его позиция категорически не соответствует действительности. Как абсолютно не соответствует действительности утверждение, что СГП предъявила обвинения Николую Ненчеву из-за контрактов с Польшей. Расследование СГП не нашло каких-либо нарушений при заключении контрактов на ремонт двигателей МиГ-29 в Польше. Это обвинение в злоупотреблении служебным положением, дело особенно серьезное", - сказала Арнаудова и пояснила что сокращение налета привело ВВС к краху.
Тот факт, что министерство обороны подписало два контракта на техническое обслуживание МиГ-29 с РСК "МиГ" в апреле 2015 года, которые вместо того, чтобы начать реализовываться, были положены в сейф заместителя министра обороны Даниела Иосифова, был обнаружен в начале июля 2015 года. Тогда Прокуратура объявила свои мотивы не начать предварительное расследование опираясь на заявления Ненчева о том, что ему якобы предложили взятку в связи контрактом с РСК «МиГ».
Тогда в пояснениях Прокуратуры (доступны на сайте Прокуратуры) имелось информация, что в конце апреля 2015 года имелось два готовых контракта с РСК "МиГ", которые должные были быть получены из секретариата и отправлены российской стороне, чтобы вступить в силу. В пояснениях заместителя министра Йосифовой сообщалось, она вернула контракты в сейф после интервью министра Ненчева газете "СЕГА" от 24 апреля 2015 года, в котором он заявил, что больше не будут работать с российской стороной по поддержке МиГ-29.
Контракты сохранялись в сейфе Иосифовой, и после 9 сентября 2016 года, с истечением срока действия рамочного соглашения с РСК "МиГ" и министерством обороны Болгарии, они стали недействительными.
В то же время ВВС Болгарии вынуждены были начать продление межремонтного ресурса МиГ-29 самостоятельно и уже весной 2015 года число исправных истребителей стало критически малым. Реально, с конца октября 2016 года было поставлено только четыре двигателя РД-33 после капремонта. В ноябре этого года были доставлены последние два двигателя после проведения ремонта в Польше.
Также был подписан контракт для 10 двигателей РД-33 (четыре новых и шесть после ремонта) с болгарской компанией «Авиостарт», действующей в качестве представителя РСК «МиГ». Предстоит подписание и контракта на закупку семи новых КСА-2 (поставщиком выступает также «Авиостарт», стоимостью 21,836 млн левов). Украинская компания «Укринмаш» имеет договор стоимостью 4,066 млн левов на поставку запчастей для МиГ-29. Но это очень мутный контракт, так как неясно, будет ли украинская компания в состоянии поставить новые запчасти российского производства в условиях санкций России относительно поставок изделий военного и двойного назначения на Украину.