18 февраля 2016 года в Зеленодольске на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (предприятие входит в группу компаний ОАО „Холдинговая компания „Ак Барс“) состоялась торжественная
церемония закладки для ВМФ России третьего патрульного корабля проекта 22160, получившего название "Павел Державин" (заводской номер 163). Проект разработан ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро“.
Корабль получил название в честь советского катерника-черноморца Героя Советского Союза Павла Ивановича Державина (1904 - 1993), в 1944-1945 годах командовавшего бригадой бронекатеров Дунайской военной флотилии. Интересно отметить, что в состав Морской охраны Государственной пограничной службы Украины входит базирующийся на Одессу корабль пограничной охраны ВG-63 "Павел Державин" проекта 205П (бывший советский ПСКР-720).
Головной корабль проекта 22160 под названием "Василий Быков" (заводской номер 161) был
заложен для ВМФ России на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» 26 февраля 2014 года, а второй "Дмитрий Рогачев" (заводской номер 162) -
заложен 25 июля 2014 года. Все заложенные корабли проекта 22160 планируются к вводу в состав Черноморского флота.
Закладная доска патрульного корабля "Павел Державин" (заводской номер 163) проекта 22160 (с) РБК (via forums.airbase.ru)
Репортаж программы "Вести-Татарстан" телеканала "Россия":
Click to view
Татарстанский деловой веб-ресурс "Бизнес Online" 18 февраля 2016 года опубликовал
материал Тимура Латыпова под заголовком «Включишь телевизор - кризис, а у завода имени Горького сегодня новая работа» о закладке патрульного корабля «Павел Державин» проекта 22160:
КОРАБЛЬ ДЛЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА, ЗАЛОЖЕННЫЙ В ЗЕЛЕНОДОЛЬСКЕ, ПОКАЖЕТ ФЛАГ И РАЗОБЬЕТ ПИРАТОВ ВО ВСЕХ УГОЛКАХ СВЕТА
«Павел Державин» - такое имя получил заложенный сегодня патрульный корабль, подобного которому пока что нет на вооружении российских моряков. Предполагается, что серия будет одной из самых больших в новейшей истории ВМФ. Интересно, что предполагавшийся изначально немецкий «движок» MAN на нем заменят на отечественную разработку. Как рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор спроектировавшего корабль Северного ПКБ Владимир Спиридопуло, у проекта 22160 весьма хорошие экспортные перспективы.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ФЛАГА И СРЕДСТВО ОТ ПИРАТОВ
«Павел Державин» - так будет называться заложенный сегодня за ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» патрульный корабль проекта 22160. В годы Великой Отечественной войны Павел Иванович Державин командовал бригадой бронекатеров Дунайской военной флотилии, построенных зеленодольским предприятием, и был удостоен звания Герой Советского Союза (отметим, что его имя носит школа №253 в Санкт-Петербурге). Это уже третий корабль проекта 22160, который будут строить зеленодольцы: головной («Василий Быков») был заложен 26 февраля 2014-го, первый серийный («Дмитрий Рогачев») - 25 июля того же года.
Созданию проекта 22160 военно-морской флот уделяет повышенное внимание. Заявленная идеология проекта такова. Во-первых, у отечественного ВМФ до сих пор не было специализированных патрульных кораблей. Во-вторых, проект 22160 - первый российский корабль, создаваемый по модульному принципу: на нем можно будет менять оборудование и вооружение в зависимости от предстоящей задачи. Корабль предназначен для охраны территориальных вод, патрулирования экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабанды и пиратства, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, для экологического мониторинга, охраны кораблей и судов, военно-морских баз и водных районов.
Предполагаемые характеристики 22160 таковы: водоизмещение - 1300 т, автономность - 60 суток, скорость - до 30 узлов, экипаж - 80 человек. Предусмотрено базирование вертолета. Базовое вооружение артиллерийское, зенитно-ракетное и противодиверсионное оружие. Главные размерения: 94×14×3,4 метра. Как заявлено, повышенное внимание будет уделено комфорту экипажа, что, прямо скажем, необычно для отечественного ВМФ.
Считается, что корабли проекта 22160 будут способны выполнять задания в любой точке Мирового океана. Вместе с тем эксперты отмечают их своего рода представительский статус: нанести мощный удар или отбиться от серьезного противника они не смогут, зато будут демонстрировать флаг и «замещать» в операциях мирного времени (например, антипиратских) более мощные и хорошо вооруженные корабли, что позволит последим экономить ресурс.
БЫЛО НЕМЕЦКОЕ И ДАТСКОЕ - СТАЛО РОССИЙСКОЕ
«Проект 22160 в свое время, когда было много денег и одновременно флоту срочно требовались корабли (впрочем, так оно и сейчас), понравился главкому ВМФ Виктору Чиркову, - рассказал «БИЗНЕС Online» независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов (Санкт-Петербург). - Корабль не очень большой, но теоретически у него большая автономность и хорошая мореходность. Это патрульный корабль для обозначения нашего присутствия во всех уголках света и для борьбы с пиратством. Во что выльется строительство серии, нам еще предстоит увидеть».
В Зеленодольске планируется построить 12 кораблей проекта 22160. Первая шестерка, по всей видимости, пойдет на Черноморский флот, но при этом будет служить и на Средиземном море. Заявлено, что уже заложенную пару 22160 планируется вывести из цеха в апреле-мае нынешнего года и передать ВМФ в 2017-м, еще два - в 2018-м, два - в 2019-м и один - в 2020 году. «Включишь телевизор - кризис, прочитаешь газету - кризис, а у завода имени Горького сегодня новая работа, - порадовался сегодня глава Зеленодольского муниципального района Александр Тыгин. - Поэтому бурными аплодисментами поблагодарим командующего Черноморским флотом Александра Викторовича Витко за то, что у завода работа есть». «Особые слова благодарности - Черноморскому флоту, - подчеркнул вице-премьер РТ Василь Шайхразиев. - У нас тесные отношения, и каждый муниципалитет гордится шефскими связями с черноморцами, куда мы направляем самых достойных наших ребят...» Но, как говорится, не Черноморским флотом единым: вторая шестерка, предположительно, будет ледового класса, и ее строительство должны начать обсуждать в этом году...
«Можно было бы сказать, что сегодня рядовая закладка, - отметил Глухов. - Но! Северное проектно-конструкторское бюро продолжает улучшать проект - идет навстречу пожеланиям ВМФ, учитывают, например, бытовые моменты. Идут и навстречу строителям - кое-что упрощают, насколько я знаю. Плюс тяжелый момент с импортозамещением: вместо предполагавшегося изначально импортного оборудования на корабль будут устанавливать отечественное. Впрочем, не сомневаюсь, что с этими проблемами и бюро, и завод справятся - обе компании очень мощные».
«Мы предполагали установить на эти корабли немецкие двигатели (MAN) и редуктора, теперь все это будет делаться в Коломне, - рассказал сегодня корреспонденту «БИЗНЕС Online» генеральный директор спроектировавшего корабль АО «Северное ПКБ» (Санкт-Петербург) Владимир Спиридопуло. - Что еще из основного? Станция освещения подводной обстановки была датская, теперь - отечественная».
Прямо напротив церемониального места закладки высится корпус строящегося «Дмитрия Рогачева». Пока в нем трудно «опознать» патрульного красавца из рекламных проспектов, но руководство завода заверяет, что 22160 будет таким, что глаз не оторвать. К слову о проспектах, корабль уже усиленно рекламируют на всевозможных военно-морских салонах. «22160 - проект с хорошей экспортной составляющей, - уверен Спиридопуло. - Такие корабли востребованы на многих флотах, и мы видим на военно-морских салонах, например, в Париже, Санкт-Петербурге, что есть интерес к этим кораблям».
Тимур Латыпов
Корпус строящегося на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» второго патрульного корабля проекта 22160 "Дмитрий Рогачев" (заводской номер 162) (носовая часть). Зеленодольск, 18.02.2016 (с) Тимур Латыпов / www.business-gazeta.ru
Корпус строящегося на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» второго патрульного корабля проекта 22160 "Дмитрий Рогачев" (заводской номер 162). Зеленодольск, 18.02.2016 (с) кадр из телерепортажа канала KZN (via forums.airbase.ru)