ARJ21 получил китайскую сертификацию

Jan 02, 2015 00:07

30 декабря 2014 года Управление гражданской авиации КНР (Civil Aviation Administration of China - CAAС) выдало долгожданный сертификат типа китайскому реактивному региональному пассажирскому самолету ARJ21-700. Это открывает дорогу к началу поставок и эксплуатации этому "долгострою" китайской авиационной промышленности.




Председатель совета директоров корпорации COMAC Цзинь Цзанлун с выданным Управлением гражданской авиации КНР сертификатом типа китайскому реактивному региональному пассажирскому самолету ARJ21-700. 30.12.2014 (с) www.news.cn



ARJ21 разрабатывался компанией СОМАС (Commercial Aircraft Corporation of China), специально выделенной из состава китайской государственной авиастроительной корпорации AVIC для осуществления проектов в области гражданской авиации (ARJ21 и С919). Программа самолета ARJ21 была начата в 2001 году, и изначально планировалось начало его эксплуатации в 2007 году. Тогда ARJ21 рассматривался как один из потенциально наиболее серьезных конкурентов на мировом рынке региональных самолетов. Однако китайская индустрия столкнулась с серьезными трудностями при разработке и доводке ARJ21. Лишь в ноябре 2008 года в воздух был поднят первый из четырех прототипов ARJ21, программа испытаний и доработок значительно затянулась, как и процесс сертификации со стороны СААС, начатый только в 2012 году.

В ходе процесса сертификации СААС самолеты ARJ21 налетали 1141 часов и прошли более 300 циклов наземных испытаний. Однако для полноценной эксплуатации ARJ21 за рубежом китайская сторона ставит целью полученния американского сетификата со стороны Федерального управления гражданской авиации США (Federal Aviation Administration -FAA), и этот процесс, как ожидается, будет еще более затруднительным и длительным.

В результате многие инсайдеры аэрокосмической индустрии уже списали ARJ21 в качестве угрозы ведущим мировым производителям самолетов. "В отсутствие современного оборудования и систем, созданных за пределами Китая, которые СОМАС не удалось раздобыть, он превратился в перетяжеленный и полностью устаревший продукт, который не имеет никаких перспектив за пределами сегмента небольших китайских региональных авиалиний",  -  еще в июне 2012года заявил знаменитый авиационный "гуру" Абулафиа из Teal Group.

Тем не менее, на авиасалоне в Чжухае в ноябре 2014 года COMAC объявила о наличии твердых заказов на 278 ARJ21 (все на версию ARJ21-700), и о начале постройки первых серийных самолетов. К концу 2014 года было построено всего четыре опытных (серийные номера с АС101 по АС104) и две первые серийные (АС105 - первый полет 18 июня 2014 года, и АС106 - первый полет 27 октября 2014 года) машины. В середине 2014 года СОМАС сообщала, что в 2014 году планирует построить первые два самолета ARJ21 (что выполнено), пять - в 2015 году, восемь - в 2016 году, 15 - в 2017 году и 20 - в 2018 году.

Стартовым получателем ARJ21 должна стать контролируемая СОМАС небольшая китайская авиакомпания Chengdu Airlines, подписавшаяся на 30 этих самолетов (при том, что ее нынешний парк состоит из 16 Airbus A319 и А320). В 2015 году Chengdu Airlines должна получить два первых построенных серийных самолета АС105 и АС106. Заказы суммарно еще 21 самолет были "распиханы" еще в начале 2000-х годов по трем крупным китайским авакомпаниям (Shanghai Airlines, Shandong Airlines и Xiamen Airlines) и наличие сейчас интереса у данных авиакомпаний к ARJ21 выглядит сомнительным. Крупнейшими же заказчиками AJ21 официально значатся незначительные авиакомпании Henan Airliners (заказала якобы 100 самолетов) и Joy Air (контролируется AVIC, 50 самолетов) - при том, что первая эксплуатирует сейчас всего четыре Embraer 190 на чартерных маршрутах, а вторая - восемь МА60 (при этом в заказах у нее номинально числятся еще 50 МА60 и 20 С919). Еще 50 AJ21 с 2003 года числятся в "заказе" непонятного статуса у двух китайских лизинговых компаний. 40 самолетов AJ21 были заказаны в 2012 году небольшой индонезийской авиакомпанией Merpati Nusantara Airlines, прекратившей операции в начале 2014 года (на момент закрытия компания имела флот в 25 самолетов, из которого 14 были МА60, и еще два самолета МА60 этой компании разбились в 2011-2013 годах). Таким образом, большинство якобы твердых заказов на ARJ21 в настоящее время выглядят сомнительными.



Второй серийный (и шестой в целом) китайский самолет COMAC ARJ21 (серийный номер АС106, регистрационный номер В-010L) в первом полете в Шанхае 27.10.2014. Самолет должен быть поставлен авиакомпании Chengdu Airlines (с) СОМАС

Китай, авиация

Previous post Next post
Up