М. Мамардашвили "Очерк современной европейской философии". По первой половине лекции 1. Часть 1.

Sep 15, 2013 13:00

Сначала я шустренько в метро за неделю прочитал первые 5 лекций и понял, что дальше идти бессмысленно. Было красиво, но ничего не отложилось. Тогда за два вечера я перечитал первую лекцию с карандашом и понял, что что-то не сходится, хотя уже лучше. Тогда я решил сделать конспект-размышление и за два выходных сделал... половину первой лекции. Восхищаюсь теми людьми, кто способен понимать такое со слов! :)

Часть 1.

Воспринимаемое сознанием сообщение всегда изменяет состояние сознания. Количественно, когда сообщается знание об объектах, и качественно, когда сообщение внушает эмоции. В общем случае одновременно происходит и то, и другое.

Не смог сходу придумать пример чисто количественных или чисто качественных сообщений. Например, сообщение "рецепт" или "научная статья" безэмоционально сообщает только знания об объектах,но можно написать рецепт так, что обхохочешься и можно, прочитав научную статью, воспрянуть духом. Сообщение "проповедь" внушит только эмоции, если вы в курсе событий, описываемых в проповеди, а если нет - окажется непонятным описанием непонятных объектов. А сообщение "музыка" мало того, что полностью описывает себя как объект, так ещё и вызывает эмоции, но при всем этом может оказаться не воспринятой. То же с сообщением "фотография".

Текст является прямым, аналитическим, если описание объекта содержится в самом тексте, а если нет, то косвенным, выразительным. Косвенный текст, т. о. говорит об объектах не словами, а символами. Символ в тексте - это отсылка к описанию объекта в других текстах. Выразительный текст может быть воспринят только сознанием, располагающим описанием символов, содержащихся в тексте. В противном случае оно даже может не распознать символы, воспринять их как прямой непонятный текст. Очевидно, что выразительный текст не только занимает меньший объем, но и способен выразить мысли, невыразимые в аналитическом тексте по причине хотя бы громоздкости. Понятно также, что никакой текст не может быть чисто аналитическим или чисто выразительным.

Косвенный текст, созданный в чужой культуре может содержать символы, отсутствующие в родной культуре читателя. Такой текст нужно интерпретировать, великодушно предполагая, что он достоин понимания.

Самое большое затруднение у меня возникло, как оказалось, из-за объяснений различия между двумя значениями одного слова с помощью этого самого слова. Поэтому ввёл разные обозначения для разных значений:

Человек1 - рождается и плывет по жизни под воздействием внешних причин. Акты (т.е. поступки и мысли) человека1 инициируются только внешними причинами.

Акты человека2 могут быть инициированы и внешними причинами, и самим человеком2. Последние называются личностными актами, и они свидетельствуют о наличии у человека2 особой структуры - личности1.

Человек2 - человек1, у которого имеется личность1.

Когда разрозненные личностные акты в сознании человека2 складываются в целую картину (а этого может и не произойти), рождается личность2. По словам Платона, отсюда начинается "второе плавание". Другие философы древности называли это "вторым рождением". Происходит оно обычно до совершеннолетия человека1.

Когда Ницше говорит о "преодолении слишком человеческого" или "чтобы быть человеком нужно стремиться к сверхчеловеческому", речь идет о преодолении человека1 и развитии личности1 до личности2. Об этом же говорит М. словами "человек не есть предмет, а есть направленность к какому-то состоянию".

Личностные акты и являются материалом для философии. Реальная философия содержится в состояниях сознания человека2. Профессиональная философия - выражение реальной философии в специальных терминах. Поэтому философии нельзя научить, можно лишь помочь человеку2 распознать её в себе, сопоставляя его реальную философию с профессиональной.

Продолжение

мамардашвили

Previous post Next post
Up