Интервью с экспертом по вопросам Кавказа Георгием Мамулиа.
- В своем выступлении на сессии Генеральной ассамблеи ООН президент Саакашвили изложил собственное видение Кавказского регионального альянса. Какова Ваша оценка этой идеи и безвизового режима, недавно введенного грузинскими властями для жителей Северного Кавказа?
- Я не раз говорил о том, что конкретные шаги в этом направлении надо было бы предпринять давно. Упомянутая инициатива президента заслуживает всесторонней поддержки, ее следует расценивать, как бесспорно сильный и своевременный ход грузинской стороны, особенно, на фоне тенденций, утвердившихся в последнее время на Северном Кавказе и в целом в России. В первую очередь, я имею в виду полное отчуждение, которое, на сегодняшний день, существует между коренными жителями этого региона и пришлым русско-славянским населением, и которое столь явно дает о себе знать, как на бытовом, так и на мировоззренческом уровнях. Эта тенденция - естественное следствие российской империалистической политики, политики геноцида, исторический крах которой на Северном Кавказе проявляется окончательно и со всей очевидностью.
Наглядным подтверждением этого, можно считать события, произошедшие в этом регионе несколько дней назад. В частности, то, что русское население Ставропольского края категорически не желает находиться в составе одного федерального округа вместе с горцами. Как известно, в начале нынешнего года Ставропольский край намеренно объединили в восьмой, Северокавказский федеральный округ, с тем, чтобы с его помощью Кремль смог сбалансировать проживающее в этом округе коренное кавказское население. В этом округе удельный вес русского населения Ставропольского края составлял 30 процентов.
Совсем недавно выяснилось, что в условиях резкого подъема национально-освободительного движения горцев, простые ставропольцы вовсе не желают рисковать своей головой ради неоимперской политики Кремля. В тот день, когда представитель Кремля Хлопонин опубликовал совершенно фантастическую и лишенную реальности «стратегию» социально-экономического развития Северокавказского федерального округа на ближайшие 15 лет, ставропольское население собрало в интернете около 10 тысяч подписей, под требованием вывести Ставропольский край из состава Северокавказского округа и присоединить его к Южному федеральному округу.
Примечательно, что половина подписей принадлежит не проживающим в Ставропольском крае гражданам, а жителям других регионов России, что указывает на усиливающуюся среди русского населения тенденцию максимального дистанцирования и отмежевания от кавказцев. В перспективе, это может дать т.н. «алжирский» сценарий освобождения Кавказа, о чем я уже говорил раньше. А на нынешнем этапе, когда в аэропортах и вокзалах Москвы и других городов России, северокавказцы подвергаются унизительным обыскам и проверкам, преследованиям и дискриминации в гестаповском духе, предоставление горцам права на безвизовый въезд на грузинскую территорию позволит им реально ощутить разницу между Россией и Грузией. Соответственно, на фоне инициированного властями и общественностью России процесса отчуждения северокавказцев, произойдет их сближение с Грузией и грузинами. Если же власти России попытаются не допустить въезда северокавказцев в Грузию, или, каким-либо образом, начнут преследовать посетивших Грузию горцев, это нанесет еще один удар, по и без того, совершенно разрушенному имиджу Кремля на Кавказе. Именно этим следует объяснить истерическую реакцию Лаврова и представителей российской марионеточной администрации на Северном Кавказе на эту инициативу Грузии.
- Согласно оценке влиятельного испанского издания EL PAIS , Саакашвили начал реализацию политики кавказского единства, что, возможно, может создать проблемы проведению зимней Сочинской олимпиады в 2014 году, поскольку Грузия всячески поддерживает начатое в Адыгее движение и, возможно, судьба черкесов может быть оценена, как геноцид. Насколько, по Вашему мнению, указанное решение может оказать действительное влияние на олимпийские игры?
- Политика кавказского единства является именно тем фактором, против которого Кремль так яростно боролся с первых дней своего прихода на Кавказ. Он особенно стремился максимально расчленить регион по племенному принципу, а там, где было возможно, искусственно разжигать племенную рознь, чтобы тем самым исключить солидарную антиимпериалистическую борьбу кавказцев. На Северном Кавказе еще в 20-х годах прошлого века это выразилось в создании автономных республик, на основе племенного принципа, в некоторых же случаях, - на основе племенных противоречий, дабы тем самым максимально разобщить горцев и не допустить развития в них единой северокавказской самоидентификации. Главной целью Москвы являлось уничтожение той солидарности северокавказцев, внедрить которую так старались руководители существующей в 1918-1920 гг. Северокавказской республики, являвшейся единственно возможной базой северокавказской государственности.
Что же касается Сочинской олимпиады, на нее, по моему мнению, окажет прямое влияние, как резкий подъем национального самосознания среди черкесов, так и существующие внутри России экономические, и, не исключено, что и социальные трудности. Именно в эти дни, когда в России проводится Всеобщая перепись населения, национально мыслящие представители всех племен черкесского народа постараются указать в графе национальность «черкес», чтобы затем, на этом основании, потребовать от Кремля создания единой Черкесской республики. Это будет вполне оправданным и легитимным шагом, как с исторической, так и современной точки зрения. С нашей же стороны, я считаю также легитимным и справедливым признание парламентом Грузии геноцида черкесов, что в значительной мере будет способствовать восстановлению и укреплению нашей исторической дружбы с народами Северного Кавказа. В то же время, на данном этапе, это окажет, хотя бы моральную поддержку борющемуся за свои права народу, что является, в определенной степени, ответом на Ваш основной вопрос.
- Во время своего визита в Баку министр обороны Ирана заявил, что Тегеран готов оказать любую помощь в восстановлении стабильности и мира в республиках Северного Кавказа. Можно ли считать это заявление, своего рода, откликом на инициативу Саакашвили?
- Для Ирана, как государства, примыкающего к Кавказу, стабильность и мир в нашем регионе, с точки зрения объективной геополитики, действительно имеют большое значение. Думаю, мы не должны отказываться от сотрудничества с Тегераном, если, разумеется, это не создаст нам проблем в отношениях с нашими западными партнерами.
- По мнению экспертов, против осуществления этой идеи вместе с Россией выступит и Турция...
- Я категорически не согласен с этой оценкой. С объективной точки зрения, Турция больше всех должна быть заинтересована в осуществлении идеи единого Кавказа. Только стабильный, единый и независимый Кавказ может обеспечить ее связь, как с родственным Азербайджаном, так и с другими богатыми энергоресурсами странами Каспийского региона и Средней Азии. Это позволит Анкаре не только удовлетворить свои потребности в газе и нефти, но и стать одним из главных транзитных игроков в сфере снабжения энергоресурсами стран Евросоюза. Я уже не говорю о том, что интересам Турции никак не отвечает иметь общую границу с Россией, - «счастье», которым она обладала в течении царского и советского периода российской истории. Поэтому Анкара явно заинтересована в укреплении пролегающего через территорию Азербайджана и Грузии южно-кавказского транспортного коридора, с последующим расширением его как в южном, так и северном направлении.
Турция также была бы не против сотрудничества с Арменией, если бы не жесткая и, в конечном счете, неконструктивная позиция Еревана в вопросах Нагорного Карабаха и т.н. геноцида армян в Османской империи.
- Какого ответа на этот шаг Тбилиси следует ожидать со стороны Москвы, которая явно не скрывает своего раздражения?
- Угроза провокаций со стороны режима Медведева-Путина, разумеется, существует всегда, и предотвращение этого по-прежнему должно оставаться приоритетом властей и спецслужб Грузии. Тем не менее, я считаю, что по мере укрепления общекавказской солидарности, а также роста на Северном Кавказе симпатий к Грузии, Москве будет намного труднее осуществить упомянутые провокации.
Леван Читанава
Отсюда