Ст.м. Физтех. Южный вестибюль. Платформа

Sep 16, 2023 13:49




В последнее время наши городские чиновники порадовали любителей транспорта очень жирными "подарками". Это и запуск D3 и D4, и открытие участка Солнцевской линии до аэропорта Внуково. Кроме того был запущен участок севера Люблинско-Дмитровской линии до поселка Северный. Для меня, как для жителя севера столицы, последнее событие наиболее интересно и близко. Поэтому новые транспортные открытия начнем рассматривать с севера ЛДЛ. Всего на участке открылось три станции метро, это "Яхромская", "Лианозово" и "Физтех". С "Физтеха и начнем. Когда я писал про строительство станции, я упоминал интересную историю, связанную со станцией. Именно студенты Физтеха "придумали" эту станцию метро и пририсовали ее на Серпуховско-Тимирязевскую линию в качестве конечной за "Алтуфьево". Кто мог подумать, что та давнишняя шутка в итоге выльется в реальную станцию метро. Я думаю, что во многом из-за этой истории, нынешняя станция и получила своё название. В принципе до самого МФТИ от станции метро довольно далеко, ближе добираться от станции МЦД "Новодачная", логичным названием было бы "Поселок Северный", какое-то время это название даже фигурировало, как вероятное. Но в итоге остановились на "Физтехе" и под это название архитекторами был разработан концепт и оформление станции. К большому сожалению станции открывали под выборы и, как это всегда бывает, о 100% готовности не может быть и речи. Открыли полуфабрикаты, причем если на "Лианозово" готовность была довольно высокая, то "Яхромская" и тем более "Физтех" объективно не были готовы к открытию. Хуже всего дела были именно на "Физтехе", и лично я очень удивился, что станцию таки открыли вместе с двумя другими. В каком состоянии открыли, давайте смотреть.

Сегодня не будем начинать с рендеров, так как вариантам проекта станции надо уделить больше внимания, чем обычно, он довольно существенно поменялся по сравнению с изначальной версией и все эти концепции рассмотрим после того, как откроется второй вестибюль, как раз станция будет полностью готова (я надеюсь) и можно будет понять, что планировалось, и что в итоге получилось, Сейчас же я бы состояние станции оценил бы как "несколько недель до открытия", многое не доделано, есть какие-то временные элементы, нет навигации... в общем это все еще строящаяся станция по факту увиденного.

1
У станции "Физтех" два наземных вестибюля. Но пока открыт только один. Он расположен на четной стороне Дмитровского шоссе в районе бульвара Академика Ландау (Почему бы, кстати, станцию было не назвать в честь Ландау, например?). Чтобы перейти на другую сторону Дмитровки, нужно воспользоваться подземным пешеходным переходом, расположенном неподалеку. У него есть пандусы на сходах, так что и маломобильным пассажирам будет комфортно. Эти пешпереходы не относятся к метро, так что их к открытию новой станции никак не реконструировали, к примеру, тут не появились лифтовые шахты. С другой стороны лифты могут появиться в будущем, тогда станет вообще отлично и удобно всем.


2
Павильон в плане представляет собой прямоугольник с идущим по периметру колоннами. Классическая, казалось бы история, но выглядит все довольно современно за счет использованных материалов и оригинальной формы колонн. Они представляют собой конусы, с широкой верхней частью. В задней части павильона стены отделаны черным камнем.


3
Верхняя же часть и сами колонны, отделаны металлическими панелями, окрашенными в белый.


4
Сбоку между колоннами установлены светопрозрачные витражи. Удивительно, но к открытию станции не смогли изготовить стеклопакеты и застеклили все поликарбонатом. Это какой-то провал! Мне павильон напоминает микросхему, где колонны - это ножки, которыми она присоединяется к плате. Также павильон перекликается с наземным павильоном вестибюля станции "Марьина роща", там верхняя часть в виде параллелепипеда стояла на стальных шарах, тут в качестве опор выступают конусы.


5
Вообще павильон смотрится очень неплохо и оригинально. Очень здорово, что архитекторам дали возможность проявить себя и спроектировать наземный вестибюль, а не "закапывать" вестибюль под землю. Теперь у местных жителей появился кусочек современной архитектуры и это очень здорово.


6
Честно говоря я сперва даже не поверил, что остекление выполнено из поликарбоната. Но стоит дотронутся и сразу все становится ясно.


7
Так как это времянка, здесь нет даже примыканий, как это все будет работать, когда пойдет дождь, не очень понятно. Вот тут хорошо видно, что в качестве облицовки используется поликарбонат. Капоты тоже не стали ставить, а прижали поликарбонат крашеными в черный полосами, причем полосы закрепили в профиль на кровельные саморезы. Ужас, конечно. Так как поликарбонат только прижат к основанию, то если сильно надавить на "стекло", его можно легко вытащить из-под прижимов. Б - безопасность. Кроме того поликарбонат, в отличии от стекла, горючий, что тоже не добавляет безопасности. Очень надеюсь, что это все в скором времени заменять на нормальные стеклопакеты.


8
Тем более, что в районе входного тамбура стеклопакеты уже установлены.


9
А вот тут уже посерьезнее косяк. Декоративная решетка отопительных приборов расположена выше нижнего ригеля витража и поэтому с улицы это выглядит вот так. Подобные решетки, закрывающие батареи уже неоднократно применялись на разных станциях, например на "Мичуринском проспекте" или вот недавно на "Марьиной роще" (БКЛ). Странно, что здесь решили применить какой-то другой вариант, вроде подрядчики, которые разрабатывали витражи, разрабатывали и изделия из нержавейки, что могло пойти не так, не понимаю. В принципе и здесь нет ничего страшного и при установки стеклопакетов вместо поликарбоната, я уверен, эти места приведут в порядок. Достаточно с этой стороны установить экраны из листа или тех же квадратных труб, что используются на горизонтальной плоскости этой решетки, чтобы закрыть "дыру". А уже после, установить стеклопакет. Также есть вопрос к ограждению у турникета, почему-то торцы круглых труб не заглушены. Опять же это все видно с улицы.


10
Но если отойти подальше, то павильон смотрится очень хорошо. Простые, казалось бы геометрические фигуры, без каких либо изысков и дополнительной декорации, но смотрится все органично.


11
Удивительно, но с этими буквами "М" на ножке всегда какие-то проблемы. Помню, когда разрабатывали кронштейн под установку "торчка" с буквой, у производителя этого указателя запрашивали размеры установочной площадки и присоединительных отверстий, под эти размеры и была разработана площадка кронштейна, судя по виду... она с тех пор (а это, на секундочку, времена, когда строились ст.м. "Раменки", "Ломоносовский проспект", "Минская") как я вижу не изменилась. Но вот площадки самого указателя каждый раз разные, в этот раз площадку сделали существенно больше и под крепление 8 болтами. =) На самом деле не понятно, что мешало установить "торчок" по центру площадки кронштейна, закрепить его на 4 болта, а потом по контуру обрезать лишнее болгаркой? Но нет... Еще какой-то инородный объект торчит с кровли, фиг поймешь, что это вообще. И это не кусок парапета, так как парапетная крышка идет аккуратно по контуру, вот эта белая полоса наверху.


12
Обычно на открытии станции, кроме российского, московского флагом и флажка Мосметро, вставляют еще флаг организации, строившей объект, тут это вроде Мосметрострой. Но видимо результат вышел настолько плачевный, что метростроители постыдились вешать свой флаг. Их можно понять. =)


13
Облицовочные панели выполнены довольно неплохо, учитывая ту спешку, с которой все это было сделано.


14
Справа от павильона проходит Дмитровское шоссе, слева находится коттеджный поселок, там еще не сняли ограждение, так как работа в этом месте еще не закончена (см. фото 1). Вход в павильон расположен в одном из торцов. Все по классике, с одной стороны тамбур дверей на вход, с другой на выход.


15
Симпатично.


16
Слева тамбур на выход.


17
Странно, такое ощущение, что здесь уже установлены стеклопакеты, но прижимки как будто времянка с видимым крепежом.


18
На рендерах, было много разных вариантов светильников и снаружи и внутри, но в итоге остановились на лаконичных светящихся кольцах на подшивке козырька.


19
Посередине, между входными дверями на стене из камня смонтировали довольно крупные буквы с названием станции. Само название выполнено оригинальным шрифтом. Забавно, отражение светильника на полированной поверхности камня в сочетании с характерной буквой "Х", у меня ассоциируется с сериалом X-files... в голове тут же начинает играть соответствующая музыкальная тема. Не могу от этого избавится. =)


20
Колонны белые, а подшивка потолка черная, как и облицовочный камень. Углы у камня скруглены, чтобы было удобно пассажирам, а еще для того, чтобы поддержать тему круглых в плане колонн.


21


22
Зайдем внутрь. Блин, только сейчас обратил внимание на надпись "Физтех" сделанную латиницей. Это же можно язык сломать!


23
Да, давайте еще перед тем, как пойти внутрь, глянем через забор на соседний вестибюль. Тут, как мне кажется какие-либо коментарии не нужны. Работы еще довольно много, облицовкой павильона даже не начинали заниматься, фасады затянуты баннером. Видно, что павильон этот значительно больше соседнего.


24
Итак пойдем внутрь вестибюля. Слева стоят билетные автоматы, они утоплены относительно плоскости колонны, чтобы не мешать проходу пассажиров.


25
Далее за поворотом находятся кассы.


26
Там же, с левой стороны по ходу движения, установлены вендинговые автоматы и банкомат.


27
Условно вестибюль можно разделить на две зоны: входную и выходную. Их разделяет ограждение. Кроме того каждая половинка вестибюля поделена на две части турникетами.


28


29
Внутри вестибюля колонны также отделаны светлыми панелями конусной формы. На полу серый камень, на стенах и колоннах черный. На потолке черная рейка. В качестве светильников здесь используются линейные светильники и более высокие рейки белого цвета, выступающие в роли отражателей. Такое же решение использовано на соседней станции "Лианозово".


30
Странно, что шаг светильников на потолке на увязан с шагом колонн.


31
Хотя это не так заметно, если вы не перфекционист! =)


32
Проходим турникеты и продолжаем идти вдоль ряда колонн.


33
Немного деталей. Детали очень важны, так как влияют на общее ощущение от интерьера. Поглядите как сопрягается облицовочная панель колонны с каменной отделкой стены. Сквозь цоколь частично видна подсистема. Но самое обидное - это примыкание декоративных решеток обогревателей к колонне. Это ужас...


34
А мы дошли до торца павильона, там расположена комната полиции, а также другие технические помещения.


35
Также здесь расположен эскалатор, ведущий вниз. Да, тут применена схема с двумя эскалаторами, работающими только в одном направлении. Этот работает на спуск, а идущий параллельно ему - на подъем, он виден на заднем плане. Подобное решение позволяет четко развести потоки пассажиров.


36
Справа от эскалатора проход, где можно обойти вестибюль по периметру.


37
Обратил внимание, что чего-то не хватает. Не хватает навигационных лайтбоксов, свисающих с потолка. Из-за этого интерьер кажется даже лучше, никакого визуального мусора.


38
Вниз ведет эскалатор с двумя нитками.


39
На балюстраде светильники в виде светящихся колец. Это не оригинальный дизайн, подобные мы уже видели, но они очень хорошо вписываются в этот интерьер и сочетаются с круглыми светильниками на потолке. Это к вопросу о том, что совершенно не обязательно каждый раз использовать уникальные решение на новых станциях, можно просто удачно сочетать и комбинировать варианты, которые уже встречались ранее.


40
Внизу над эскалатором противодымный витраж, хотя в какой-то момент здесь в проекте была заложена штора. В принципе и такой вариант вполне себе. Но мы вернемся вниз чуть позже, сейчас давайте снова поднимемся в вестибюль.


41
Обходной коридор. Сзади слева находится эскалатор вниз, мы прошли вдоль торца и вышли на другую сторону вестибюля.


42
С этой стороны поликарбонат непрозрачный, там кипит стройка, как мы видели на фото 1.


43
Смотрите ка, а тут удалось сделать нормальное человеческое примыкание к колонне. =)


44
На заднем плане слева виден проход, откуда мы пришли, поворачивая налево по ходу движения мы видим тамбур лифта.


45
Естественно лифт не работает. Забавно, что и тут нет никакой навигации постоянной, только временные наклейки. Опять же найти лифт при входе в вестибюль, практически невозможно, так как нет никакой навигации.


46
Напротив лифта расположен эскалатор на подъем.


47
Эскалатор на спуск через ограждение.


48
Эскалатор на подъем.


49
Повернув налево и пройдя вдоль колонн, приходим к турникетам на выход. И тут снова навигация в виде наклейки. Вся эта времянка снова говорит нам о том, что станция в момент своего открытия была не готова. Эта вся спешка всегда выходит боком. Кому нужен этот полуфабрикат, не очень понятно. Архитекторы расстраиваются, что вышло все не так как они задумывали, строителям приходится лепить все кое-как и потом на них обязательно спустят всех собак, пассажиры не получили свою идеальную красивую станцию, в выигрыше от такой гонки только чиновники, которым эта станция нужна меньше всего, так как они ей пользоваться не будут.


50
Турникеты на выход.


51
Давайте теперь посмотрим на эскалатор с уровня платформы.


52
Здесь тоже две нитки, такие же светильники и эскалаторная яма также огорожена стеклянным ограждением.


53
Народу нравится.


54
Внизу будка дежурного у эскалатора, а над эскалатором висит противодымный витраж. Он тоже недоделан, нету декоративного примыкания между верхним ригелем и потолком.


55
Будка дежурного - это конечно атавизм, но пока по нормам она должна быть. Слева видно ограждение люка в машинный зал. Обратите внимание, что здесь висит полноценный лайтбокс! Наконец-то!


56
Итак слева эскалатор на подъем, справа проход к эскалатору на спуск из вестибюля. Хотя по классике у нас правостороннее движение, эскалатор находится слева, но это никак не сбивает с толку, потому как есть навигация, а также когда вы идете с платформы, первый эскалатор, который вам попадается на встречу - это как раз этот и не важно, что он расположен слева. Вообще про компоновку можно сказать, что здесь все продумано довольно неплохо, ни разу не возникло какого-то затыка с вопросом куда же идти дальше и это в условиях практически полного отсутствия навигации.


57
Если пройти дальше по правой стороне, можно дойти до эскалатора, везущего пассажиров вниз из вестибюля.


58
В будке сидит дежурная, которая очень внимательно на нас смотрела, как будто мы что-то нарушаем. =) Здесь видно, что стекла противодымного витража держатся вообще на кусках прижимок, готовность тут так себе.


59
Вид на эскалатор снизу. Кстати обратите внимание на боковые балюстрады. К ним сверху прикручены круглые "шайбы" - это для того, чтобы не возникло желание прокатиться по балюстраде на жопе. Такие элементы я видел довольно часто в метрополитенах Европы, у нас же такое решение я встречаю в первый раз.


60
Слева от эскалатора проход к лифту. Так как лифт не работает, проход непосредственно к тамбуру закрыли перегородкой. Здесь внизу на потолке также рейка, но она уже светлого оттенка.


61
Ну а теперь пойдемте смотреть на платформу.


62


63
Конструктивно станция выполнена в виде односвода, последний раз подобный тип станции открывали почти десять лет назад в 2014 году, это были станции "Лесопарковая", "Тропарево" и "Битцевский парк". Если я не ошибаюсь.


64
Станция посвящена Физтеху, а также нашим знаменитым ученым-физикам.


65
Их портреты размещены на стелах с навигационными лайтбоксами.


66
Да, на платформе с навигацией все нормально, есть даже табло с интервалами прибытия поездов, по которым, как ни странно, крутят рекламу.


67
В своде сделаны ниши с решетками, это системы дымоудаления.


68
Громкоговорители установили на колонны. Вообще колонны - это главный декоративный элемент на платформе. Они своей формой напоминают колонны павильона.


69
Также они являются светильниками. Верхняя часть конуса срезана под углом и там установлен светильник.


70
Другой вестибюль еще не открыт и проем завесили баннером.


71
Кроме света, идущего из "кульков", светятся еще и торцы скамеек. Скамейки прикольные, с закругленными краями.


72


73
Вдоль путевой стены идет нержавеющая труба, на которой установлены и название станции и маршрутная схема. Такое решение мы тоже уже видели. Но здесь сделали интересный декоративный элемент на конце, прикольно!


74
А вот стрелочка получилась отстойно, труба круглая, а стрелка с прямыми краями, совершенно не отсюда. Логичнее было бы сделать ее в виде конуса, тем более это бы сочеталось с конусами колонн.


75
В первый день, конечно же, на станции было столпотворение. Интересно насколько загруженной станция станет во время своей каждодневной работы. Обещали, что к новым станциям перебросят автобусы, которые подвозили пассажиров из области к станции метро "Алтуфьево".


76
Как я уже неоднократно писал, мне кажется, что односводчатые станции самые сложные с точки зрения архитектуры. Большой белый свод практически не декорируется в нашем метро, у нас нет такой традиции. В метрополитенах других стран своды нередко украшают. Кстати первые открытые системы метро в Европе содержали односводчатые станции но с боковыми платформами, так вот там своды были отделаны плиткой. Но, насколько я понял, плитка хреново держалась на потолке и от вибрации падала, потому сейчас на исторических станциях плитку на потолке увидеть практически невозможно. В харьковском метро часть свода покрашена в цвета государственного флага. Вообще интересная идея с росписью свода. Это же огромный холст для художника, представляете, как было бы здорово, если и свод задекорировали.


77
С другой стороны отделка на станции лаконичная и вся выполнена в белом цвете. Колонны - "кульки" с встроенными светильниками, название станции, лавки, все выполнено в лаконичном белом.


78


79
Название станции выполнено довольно оригинально, оно прорезано в панели белого цвета. Штифт тут тоже свой оригинальный. В целом смотрится круто. Этот же штифт мы видели и на павильоне вестибюля, но там буквы потолще, здесь они более элегантные.


80
Стильно, современно.


81
И давайте еще посмотрим несколько общих видов платформы. Подобное решение со светильниками, светящими на свод мы уже видели на "Тимирязевской" и "Алма-Атинской". Насколько эффективно будет освещение по прошествии времени, когда все покроется пылью - посмотрим.


82
Вообще рожки или кульки смотрятся неплохо. Клево сделаны светильники в верхней части, они выполнены в виде большого светящегося круга, эдакий прожектор.


83
Верхняя часть "кульков" срезана под углом, поэтому с одной стороны платформы один вид...


84
С другой же стороны вид немного другой. Такая несимметричная форма помогает быстрее ориентироваться на платформе, при частом использовании станции. Главное запомнить с какой стороны находится нужный вам вестибюль, со стороны светильников, или с противоположной стороны.


85
Очень жаль, что "Физтех" открыли в такой спешке и с одним вестибюлем, как в свое время случилось с "Петровско-Разумовскаой", "Бутырской", "Фонвизинской". Последняя вообще открылась без декоратиных витражей на пилонах. Значит придется приехать сюда в другой раз, когда достроят второй вестибюль, поправят все косяки в существующем. Может быть тогда станция произведет большее впечатление. Однако того вау-эффекта, который появляется при первом взгляде уже, к сожалению, не будет.


86
На этом все, будем ждать, когда станцию, наконец, доделают, а пока поедем смотреть на соседние, там тоже много интересного.


Еще про ФИЗТЕХ:

Строительство станции

ЛИАНОЗОВО <<< ФИЗТЕХ

МОСКОВСКОЕ МЕТРО

метро2023, транспорт, физтех, москва, мосметро, метро, люблинско-дмитровская

Previous post Next post
Up