Ст.м. Тверская

Oct 20, 2019 14:04




Сегодня у нас на очереди вторая станция пересадочного узла, где сходятся "зеленая", "серая" и "фиолетовая" ветки метро, это станция "Тверская" Замоскворецкой линии. Станция открыта в 1979 году на действующем перегоне между станциями открытыми еще аж в 30-е годы. Необходимость организации пересадки тут назрела в связи с продлением Таганско-Краснопресненской линии. Неподалеку в 1975 году открыли ст.м. "Пушкинская" и переход на нее с "зеленой" ветки напрашивался сам собой. На Замоскворецкой линии мы видели как станция строится на действующем перегоне - это была ст.м. "Технопарк", но там были другие условия и строить было несколько проще, так как станция наземная, тут было все иначе. Но не только этим интересная "Тверская". Довольно простенько оформленная станция, она имеет интересную и богатую историю.

Очень здорово было найти эти интересные кадры со строительства. Вот тут платформа уже почти построена и рабочие разбирают тюбинги, которые раньше были стенами тоннеля.


Вот еще один кадр того же периода. Тут другой ракурс и видно, что отделка пилонов и сводов уже закончена, и даже светильники за карнизами установлены.


А это еще одно интересное фото. До постройки ст.м. "Чеховская" и соответственно перехода к ней, именно в восточном торце центрального зала стоял бронзовый Горький. Собственно и станция носила его имя и называлась "Горьковской". Памятник перенесли, ниже в распред зал между эскалаторами пересадки на "Чеховскую". Однако перенесли только саму фигуру писателя, этот задний фон в видел то ли листов то ли разгорающегося пламени был утрачен.


Отличное фото павильона, находящегося в здании "Известий". Посмотрите как интересно было организовано освещение внутри. Эти светильники до наших дней не дожили, хотя, те, что висели на улице остались, их можно увидеть и сегодня.


То же место во времена Перестройки. Обратите внимание на эти стилизованные письменные принадлежности слева, их можно увидеть и сейчас.


А вот как выглядели лестничные сходы в 80-е.


Дефолт 1998 года... Плитку лестничных сходов закрасили краской.


А вот просто роскошное фото с неоновой буквой "М". Просто красота.


В лихие девяностые все свободные площади старались застроить торговыми центрами, площадь у метро "Тверская" исключением не стала, тут появился "красавец" торговый центр "Пирамида".


О, Елки-Палки тут я помню, вот чем торговали внутри уже не очень.


В честь 850-летия Москвы нд лестничными сходами установили мозаичные панно. Их история довольно интересна, мы вернемся к ней ниже. Смотрите, 2000-е года, а плиточка на стенах еще аутентичная. Вообще очень много хейтеров, которым старая плитка не нравилась, однако, тут она висела порядка 20 лет в своем первозданном виде, если бы ее отреставрировали, она висела бы еще лет 100, но сначала ее закрасили, потом закрыли какими то невнятными панелями, а теперь тут на стенах камень. За 20 лет висения плитки к ней не притронулись, а за следующие 20 лет денег на облицовку чем то другим тут потратили огромное количество. Так что даже с экономической стороны изначальная плитка - это хорошо и недорого. К тому же сейчас кабанчик опять в моде, и сохранение исконного вида зданий и сооружений - это тоже такой общемировой тренд. Но у нас пока что не так.


Вот были времена, когда можно было пить пиво на улице. Мы тоже так стояли у метро. Раньше еще и пиво можно было купить в любой палатке у метро.


8 августа 2000 года чеченские террористы взорвали в переходе сумку начиненную взрывчаткой с поражающими элементами. 13 человек погибло и больше сотни бело ранено. Вот так выглядем переход после взрыва. Обратите внимание сколько тут было палаток.


Вот пожарные, участвовавшие в тушении сидят на лесенке. Жуткая история, конечно.


Вот примечательный кадр. Обратите внимание, что плитка и мозаики серые. Интересно, это мозаики уже сняли на реставрацию?


1. Ну а теперь вернемся в наши дни и как всегда начнем осматривать станцию с поверхности. У станции есть один, совмещенный со станцией "Пушкинская", подземный вестибюль, из которого на поверхность выходят аж 10 выходов. Теперь над лестничными сходами красуются прекрасные флорентийские мозаики. История их появления очень интересна.


2. К 850-летию Москвы эти мозаики были подарены нашему городу... ЕЭС Украины, эту организацию тогда возглавляла Юлия Тимошенко. =) Как интересно.


Вот уникальное фото, где видна подпись под мозаикой.


3. Интересно, что флорентийская мозаика, установленная изначально, под действием московского воздуха постепенно приходила в негодность и необходима была реконструкция. Мозаику сняли, наклеили на композитные панели и повесили обратно. 1 февраля 2009 года обновленные панно вернулись на место. (вот тут можно про это почитать).


4. Все упоминания о "украинском следе" с мозаик убрали. Сюжеты на этих панно должны были показывать виды города конца XIX века, причем мы должны смотреть на картинку и видеть правильный вид в нужную сторону. Вот как на этой картинке, мы смотрим на Тверскую в сторону центра. Но не все мозаики повесили верно, это мы увидим дальше.


5. Напротив Пушкина поставили глобус метро, но он какой-то тут очень потрепанный, как будто он тоже участвовал в протестах и его колотили дубинками полицейские.


6. С левой стороны от Пушкина лестничный сход оказывается с воздуховодом, оттуда идет теплый воздух, признаюсь, что раньше я этого не замечал никогда.


7. Как хорошо, что тут не стали ставить павильоны, по теперешней моде.


8. Вот то, о чем я говорил. Мы стоим на Пушкинской площади, слева Тверская, мы смотрим в сторону области, а что мы видим на картинке? На картинке мы видим Тверской бульвар, да, 100 лет назад Пушкин стоял именно с той стороны. То есть мы смотрим прямо, а вид на панно показывает нам вид с левой стороны.


9. Несколько лет назад отделка стен лестничного схода выглядела вот так, сейчас конечно стало получше.


10. Вот снова правильный вид. Тут слева на Пушкинской площади стоит Страстной монастырь, который снесли в 30-е годы прошлого века. Периодически у Пушкина я вижу каких то верующих, которые стоят с плакатами в поддержку восстановления монастыря. Хочется верить, что у наших властей хватит ума не слушать эти голоса.


11. Вот еще одно перепутанное панно над лестницей выхода, который выходит к Тверскому бульвару. Тут мы снова смотрим в центр, а панно "смотрит" в область.


12. Вот соседний выход. Если поменять местами картинки на выходах на этом и предыдущем фото, то все будет как надо... В общем вешали мозаики, скорее всего "истинные" москвичи, такие же "москвичи" принимали работу. =) Если с развеской мозаик проблемы, то сами панно - это прекрасные образцы флорентийской мозаики, с замечательными видами старой Москвы. Наверное это самая удачная реконструкция лестничных сходов в Московском метрополитене.


13. Выходы 9 и 10 находятся в "доме под юбкой", построенном в 1940-44 годах, то есть во время войны. Лестничные сходы тут имеют вот такую необычную конфигурацию три пролета до уровня подуличника.


14. Это довольно интересное небольшое пространство с колоннами с лаконичными капителями, вообще кроме этих колонн никаких декоративных элементов больше нет.


15. А еще здесь установлен памятный знак в память о погибших в результате теракта в 2000 году. Именно на этом месте прогремел взрыв, который унес жизни 13 человек.


16. Вокруг таблички много иконок, а внизу очень часто можно увидеть живые цветы.


17. Вход в подземный вестибюль из бесконечных переходов.


18. А теперь давайте посмотрим другой вход в вестибюль, который находится в здании издательства "Известия". Начнем с исторических уже фото, когда площадь перед входом метро очистили от стоявшего там с 1996 года здания ТЦ "Пирамида".


19. Ровно 20 (!!!) лет тут простояло это эпичное сооружение. И вот его за несколько дней его демонтировали.


20. Зрелище, конечно было очень эпичное.


21. Это было всего 3 года назад.


22. Теперь перед входом в метро площадь, свободная от строительного мусора. Остекление входной группы тут также поменяли. Поменяли и букву "М", если посмотреть на архивные фото, то раньше она была вписана вот в этот каменный квадрат, а теперь торчит на кронштейне. Удивительно, что на фасаде сохранились эти три синие карандаш, кисть и перо. Им лет как минимум 30, их можно видеть опять-таки на архивных фото.


23. На фасаде название станции. Как здорово, что тут не стали вешать по новой моде лайтбоксы! =) Зато флагодержатель тут уже 4 рожковый. Всегда удивляло зачем 4 рожок. Один для российского флага, другой для флага Москвы, еще один для советского флага, который вывешивают один раз в год на 9 мая, а 4 для чего?


24. Декоративные капоты входной группы сделали черными и плоскими. Смотрите, под козырьком висят аутентичные светильники, судя по архивным фото, такие же квадратные светильники были внутри.


25. Сейчас внутри простенькие светильники. Интересно, что здесь довольно большое и просторное помещение. Здесь даже разместилась кофейня. Интересно, они действительно так востребованы, эти кофейни, они во всех подуличниках теперь.


26. Интересно, что я нашел у себя фото времен реконструкции Тверской улицы. Тут внутри еще не поменяли остекление, все довольно аутентично.


27. Реконструкция затронула только остекление. На столбах по прежнему белые пластиковые короба для проводов. На полу покрытие также осталось прежним. Около эскалаторов на полу даже осталась плитка. На потолке остались места установки изначальных светильников.


28. Вообще павильон выглядит довольно потрепанным. Интересно, а что изначально было на месте этой кофейни?


29. Эскалаторы тут тоже старые.


30. Спускаемся вниз.


31. Небольшой эскалатор ведет в просторный вестибюль.


32. Тут тоже плиточка на полу. Удивительно, что она тут сохранилась.


33. В закутке стоят новые автоматы по продаже билетов.


34. Основной пассажиропоток в вестибюле идет все-таки со стороны выходов с Пушкинской площади и Тверского бульвара, на заднем плане видна лестница из сети подуличников. Вестибюль очень большой, смотрите какой широкий. Сюда еще не докатилась реконструкция, поэтому тут довольно аутентично.


35. Кассы. Тут линейка из аж 8 окошек, но работают только 4 средние. Хотя табличка почему-то висит слева.


36. Вестибюль совмещенный, отсюда можно попасть как на ст.м. "Тверская", так и на "Пушкинскую". Новый лайтбокс с навигацией со стороны спуска на ст.м. "Пушкинская".


37. Не знаю как кому, но мне лично страшно, когда я вижу несущие конструкции в таком состоянии!


38. Досмотровую зону организовали в средней части вестибюля, где она никому не мешает. Интересно, что СБшники в вестибюле стоят в основном со стороны входов номер 2-10, так как наверху в павильоне, встроенном в здание издательство "Известия", есть свой кусочек театра безопасности.


39.  Интересно, что на "Пушкинскую" больше турникетов, чем на "Тверскую" =)


40. За турникетами стоит информационная стойка "Живое общение", где-то рядом стоит витрина с всяким метрошным мерчем. Интересное дело. Стойка по задумке должна помогать пассажирами сориентироваться в метро. По логике такая стойка должна быть ДО ТУРНИКЕТОВ, чтобы, скажем, иностранным гостям рассказать, как купить билеты, как проехать куда-то... Но мне так кажется. А у нас до турникетов только СБшники. =)


41. Налево на "Пушкинскую".


42. Направо на "Тверскую".


43. Интересно, тут стоит более широкая колонна, это реально усиленная колонна или со временем к ней просто пристроили эти уши?


44. Здорово, что оригинальные буквы сохранили, а не повесили лайтбокс. Но навигация тут тоже присутствует но уже в виде наклейки. Смотрите какие "красивые" коробки и провода справа! =)

45. Спустимся вниз. На уровень платформы ведут три нитки эскалатора.


46. Какой клевый теплый ламповый цвет у реек, которыми отделан свод эскалаторного наклона. Когда ресурс эскалаторов закончится, наклон закроют и их будут менять, тогда же, к сожалению, поменяют и зонты на обычные белые стеклопластиковые. А жаль.


47. И теперь несколько слов о платформе. В торце мое внимание привлекли эти проемы над часами. Есть ощущение, что тут оставили старые часы, не стали их демонтировать, а просто закрасили. Похожие по размеру я видел в музее " Центра профориентации"


48. Столько лет ездил через эту станцию и не знал, что в западном торце есть проход на соседнюю платформу.


49. Там, в этом проходе, есть спуск в технические помещения и какие то трубы.


50. Также здесь большая вентрешетка на путевой, тоже ее ни разу не замечал. =)


51. В центральном зале есть эскалаторы перехода на ст.м. Пушкинская. Устройство подобных переходов в центральном зале станции создает проблемы, тут образуются пробки из пассажиров.


52. Подобная схема очень неудачная.


53. Особенно это заметно с боку от эскалаторов, там проход шириной в два человека. Одни идут в другую сторону. другие в другую... в час пик тут очень тесно. В принципе когда-нибудь придется менять и эти эскалаторы. Интересно, догадаются поставить сюда эскалаторы с более узкими балюстрадами? Тогда можно будет сделать консоли слева и справа и сделать проход чуть шире. Кстати ограждение эскалаторной ямы тут выполнено также из винтажного анодированного алюминия.


54. Оформление платформенной части очень лаконичное. Пилоны отделаны светлым камнем, потолок в проходах, а также во всех трех залах оштукатурен и выкрашен в белый.


55. Своды залов освещаются закарнизными светильниками, расположенными в верхней части пилонов.


56. Номерной очень аутентично смотрится тут, на этой станции! =)


57. Отделка путевой стены тоже лаконичная, все тем же светлым камнем, что мы видим на пилонах.


58. Название станции выполнено на красном поле, также из камня. Это единственный яркий элемент платформенной части.


59. В проходах между пилонами нет светильников, а свод выгнут, если смотреть на профиль станции в этом месте, то видна плавная линия переходов от сводов боковых залов к своду центрального.


60. Как я уже говорил, когда мы смотрели ст.м. "Чеховская", здесь впервые появилась напольная навигация.


61. На и без того тесной станции, в среднем зале установлена будка полицейских. Это единственная станция Московского метро, где прямо на платформе установлена ментовская будка, если я не ошибаюсь.


62. Еще несколько видов центрального зала.


63. Удивительно, но лаконичный дизайн смотрится актуально и сейчас.


64. Такая вот станция. Осталось посмотреть еще одну, последнюю станцию этого пересадочного узла. В следующий раз посмотрим "Пушкинскую".


P.S.
Архивные фото найдены на замечательном сайте ПастВью, а также в других открытых источниках.

Маяковская <- Тверская -> Театральная
Пересадка на ст.м. Пушкинская (Таганско-Краснопресненская линия)
Пересадка на ст.м. Чеховская (Серпуховско-Тимирязевская линия)

МОСКОВСКОЕ МЕТРО

тверская, мосметро, замоскворецкая, метро1979, метро

Previous post Next post
Up