Сегодня мы посетим мытищинский завод "Метровагонмаш" и посмотрим как работает предприятие, которое вот уже более 80 лет выпускает вагоны для Московского метро. Какую еще продукцию выпускает предприятие мы видели в
музее завода в прошлый раз. А сегодня нас ждет интересная прогулка по территории и цехам завода. Признаюсь, я давно хотел сюда попасть, так как интересуюсь темой Московского метрополитена. Как строят новые станции метро я видел и не раз, где спят и ремонтируются поезда я тоже видел. Для полного раскрытия темы не хватало только увидеть как эти самые поезда собирают. Очень круто, что теперь стало возможным попасть за заборы предприятий и организаций, двери которых для простых посетителей обычно бывают закрыты. Хоть и небольшими группами и не на постоянной основе, но энтузиастами проводятся экскурсии на интересные предприятия. В этот раз попасть на завод Метровагонмаш помог проект "Промпоезд", за что им отдельное спасибо. Ну что, давайте уже ближе к делу. Тем более в день нашего посещения в цехах предприятия собирали вагоны нового поезда "Москва", а также нам удалось в последний раз увидеть здания исторических цехов XIX века, которые буквально на следующий день снесли...
1. Приезжаем на станцию "Мытищи" и забираемся на пешеходник над путями. Отсюда открывается вид на водонапорную башню. Смотрите какая красота то! Жемчужина архитектуры в Мытищах, которые в общем то, не особо богаты на памятники архитектуры.
2. Еще одна башня. Она тоже на территории завода.
3. Идем по улице Колонцова вдоль старых корпусов некогда вагоноремонтного завода. На стене висит такой вот баннер.
4. Напротив проходной стоит бюст собственно Колонцову. Что интересно, бюст отлили прям тут на заводе одним из рабочих, непрофессиональным скульптором. Понятное дело, что Колонцов также работал тут на Вагоноремонтрном заводе.
5. Административный корпус современное не историческое здание, его, как видно подновили, облицевали композитными панелями и установили современные окна.
6. Перед входом стоит еще один памятник. Это САУ СУ-76. Надпись на постаменте гласит "В память трудового подвига коллектива Мытищинского машиностроительного завода в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг."
7. И еще один даже не памятник, а такой арт объект. Это стилизованный вагон типа "И". Не зря именно этот вагон тут на постаменте, в свое время его конструкция была очень прогрессивной. Например корпус вагона был из легкого алюминия. Но пожар на ст.м. "Павелецкая" в 1987 году поставил крест на алюминии и вагон так никогда и не вышел на линию.
8. Внутри сделали современный ремонт. Это круто. Я ожидал тут увидеть типично советский интерьер. Но нет. Все выглядит современно - Метровагонмаш показывает гостям, что предприятие вступило в XXI век. На стене граффити с вагоном "Москва" - круто!
9. Проходим на территорию.
10. Как всегда на больших старых предприятиях, на территории чего только нет. Куча всяких строений, назначение которых знают только местные.
11.
12. Конечно же есть доска почета. Интересно, в советские времена эти три "палки" были красного цвета? Сейчас их выкрасили в триколор.
13. На эмблеме тоже вагон типа "И"?
14. Идем дальше. Кузнечный цех в историческом здании, хотя, как видно, его позднее достроили, а вернее надстроили.
15. А вот дальше архитектурная жемчужина завода - исторические цеха. Смотрите какая красота.
16. Справа корпуса вдоль которых мы с вами шли от вокзала.
17. Удивительное дело. Тут уже давно не проводятся никаких работ, корпуса простаивают. Как вы думаете, что решило сделать руководство завода, чтобы получать прибыль с этой площади? Сделать небольшой ремонт и сдавать эти красивые помещения, как это делается в Москве, например на
Арме или
Большивике? Или может быть решили организовать на базе этих потрясающих помещений музей транспорта, чтобы иметь постоянный доход и сделать привлекательным для туристов город Мытищи? Нет, зачем! Руководство решило просто.... снести эти здания.
18. Я не понимаю, как сейчас возможно такое. Как может подняться рука на снос исторического здания.
19. Нам повезло и наша экскурсия прошла на кануне сноса.
20. Снос начали именно с исторических фасадов, это говорит о том, что это было осознанное решение. Кто-то взял грех на душу и принял это решение.
21. Очень жаль.
22. На территории завода встречаем такой вот интересный экземпляр.
23. Это рельсовый автобус, да да, есть и такие. РА-1.
24. Этот вагон создан на базе вагона метро "Яуза".
25. Практически везде плакаты на тему нового вагона "Москва". Особенно сюрно это смотрится на старых домиках вроде этого.
26. Через территорию завода протекает река Яуза. Вот она.
27. А вот новые цеха. Сюда мы и отправимся. Интересно, что исторически, цех сборки имел номер 17, и теперь все современные цеха сборки имеют в свой маркировке тоже цифру 17. Именно поэтому тут цеха имеют номера 217 и 317.
28. Поглядим с чего начинается вагон типа "Москва".
29. Х
https://bluesmaker.livejournal.com/276664.htmlЗдесь вагон собирают из отдельных частей.
30. Сначала отдельные элементы собирают, а потом укрупняют вот тут. Посмотрите, все эти точки от сварки - это места, где приварены усиливающие элементы.
31. Помните Ёжиков и Номерных? У них ребра жесткости расположены снаружи. Теперь ребра прячутся внутри, Наружные стенки гладкие, но силовые элементы, которые идут вдоль вагона никуда не делить, просто их поместили внутрь.
32. Было приятно видеть, что в цехах очень чисто и светло. Это вне всяких сомнений современное производство.
33. Рабочие моменты.
34. Секция, где устанавливаются двери. Какой-то элемент с колесиками.
35.
36. Смотрите, как чисто.
37. Сборка вагона - это ручная работа. Настоящий хэнд мейд.
38.
39. Опять же. все рабочие в чистых новых спецовках, оборудование все новое современное. Такое отношение к рабочим - это хороший знак. Значит руководству не пофиг на рабочих.
40. Слева, как я понял верхняя часть вагона.
41.
42.
43. Кроме современного оборудование тут есть и такие вот раритеты.
44. Тележки.
45. Очень интересно.
46. А вот еще один интересный элемент. Это маска. Круть! Ее делают, судя по всему, из композитных материалов.
47. Немного рабочих моментов.
48. Собирают лазерный станок для резки материалов, кроме металла.
49. А вот этот для раскроя металла.
50. Люди за работой.
51. Листы металла из которых вырезали нужные детали.
52. Не знаю что это, наверное пресс.
53. Люблю такие штуки, смотрятся очень впечатляюще.
54. Выходим немного прогуляться на воздух. Тут стоит такая вот штука, которая ездит вдоль фасада сборочного цеха и транспортирует вагоны.
55. Модный оранжевый цвет.
56. Для зимы установка оснащена таким вот отвалом.
57. Внутри очень позитивно... из-за цвета пластика, которым облицевали эту установку.
58. С противоположной стороны стоят полуфабрикаты.
59. Когда сборка вагона завершена, его ставят на тележки и вагон готов.
60.
61. Колесики.
62. Удивительное место конечно.
63. На воротах прикольные пиктограммы.
64.
65. Вот еще одна транспортировочная машина, но уже без накрывашки.
66. Смотрите, вот тут на вагон устанавливают маску.
67. А вот готовый вагон упаковали в пленку.
68. А теперь поглядим где вагоны грунтуют и красят.
69. После того, как вагон сварят, его направляют сюда для окраски. Для начала корпус грунтуют.
69. Тут можно посмотреть на вагон без "одежды". Для меня, как для инженера - это очень интересно.
70.
71. Тут потом появится гармошка. Почти все части вагона угловатые, округлые линии только тут, в районе гармошки.
72. Процесс покраски вагона длится два дня.
73. Таким он станет в конце. Окраска не самая красивая, как мне кажется, но зато по бренд буку.
74. Свежеокрашенный вагон, что может быть лучше.
75. Блестит.
76. Покрасочные камеры огромные, это не удивительно, так как в камеру должен входить вагон целиком. Все оборудование иностранное. Спрашивали у представителей завода, а как же отечественное? Они говорят, что пробовали использовать отечественные инструменты и оборудование, но они не дают той надежности и качества, которые дают иностранные инструменты. Такие дела.
77. Покрасочный цех.
78.
79. А теперь переместимся в сборочный цех. Сюда приходит покрашенный вагон, а также остальные детали, которые надо установить в эту красивую железную коробку. Вот целая палета с сиденьями.
80. Тут же тележки...
81. Красота.
82. Цех сборки - самый зрелищный.
83. Вагон стоит на такой подставке, чтобы рабочим было удобнее его собирать, и только в конце сборки вагон ставят на тележки.
84. Гармошки. Интересно, что система которая фиксирует гармошку на корпусе вагона похожа на запорную систему современных алюминиевых или пластиковых окон, по периметру идут тяги а в углах находятся угловые передачи. На тягах фиксирующие элементы. Как я понял это сделано для того, чтобы устанавливать и снимать гармошку оперативно.
85. На каждом участке сборки порядок. Детали, которые необходимо установить разложены на полу, рядом памятка с тем, как и что надо монтировать. Это круто.
86.
87. Высокая культура производства - залог качественной сборки.
88. Кроме того, дополнительную инфу можно получить на таком вот терминале.
89. Везде все чисто и аккуратно.
90. Поглядите сколько проводов надо смонтировать.
91. Это верно.
92. Очень приятно, что руководитель так увлеченно рассказывает о своем предприятии. Это тоже, как и чистота и порядок, хороший знак, значит на предприятии все хорошо.
Теперь мы знаем как и где, в каких условиях собирают новейшие поезда для Московского метро. На вопрос, а ведутся ли работы по разработке следующей модели, нам ответили утвердительно. Как я понял это будет еще не скоро, но все равно приятно, что работа идет.
МОСКОВСКОЕ МЕТРО