Ст. м. Семёновская

Jun 27, 2017 10:59



Станция метро Семёновская. Еще одна станция  открытая во время Великой Отечественной войны. Строительство началось в 1938 году, но из-за войны работы были заморожены. Однако станция была достроена и открыта в 1944 году под названием ст. м. "Сталинская". На всех вновь открываемых станциях ближе к концу войны и после войны тема Сталина была раскрыта полностью. Тут даже  название соответствующее. Но на самом деле все просто, станцию назвали по названию района, который находится на поверхности, тогда он носил имя отца народов. Станция необычная и по оформлению и по конструкции, давайте посмотрим на неё поближе.

Начнем с основных данных по станции.


Заглянем немного в прошлое. Станцию посвятили вождю и фасад украшал его барельеф. Теперь этого барельефа  нет, тут пустое место и выглядит это странно.


В какой то момент на павильоне появилась и такая вот надпись.


И даже портрет.


Вот еще интересное фото павильона. Партийные лозунги на его фасаде - это уже 70-е. Если повнимательнее посмотреть на исторические фото, то на фасаде видны светильники в виде шаров.


Конец 70-х. Вид со стороны выходов.


Жалко не удалось найти фото внутренностей вестибюля. Поэтому сразу спустимся на платформу. Тут оригинальные плафоны на торшерах.


Они не провисели и года и появились вот такие. В торце виден горельеф и вверху медальон со Сталиным. Интересно, что справа не видно двери, хотя сейчас в торце две двери. Есть правда мнение, что фото просто отретушировали, там стоял кто-то и его вместе с дверью "зафотошопили", чтобы красивее смотрелось.


Вот еще фото платформенной части 80-х годов. Какие интересные крепления на подвесах светильника. Не очень хорошо видно... но похоже это крепления для люминесцентных длинных ламп, или я ошибаюсь?


1. Вернемся в наши дни. У станции один большой наземный вестибюль. В лучших традициях станций золотого века Московского метро павильон очень помпезный. Барельеф со Сталиным убрали и верхняя часть павильона кажется неестественно пустой. Вполне можно было восстановить его даже без лика вождя. Название станции написано буквами в цвет отделки, они не очень хорошо читаются. Изначально буквы были скорее всего металлическими, правда по черно-белым фото это понять трудно.


2. Справа большой венткиоск.


3. А эта полукруглая часть - ограждение эскалаторного наклона.


4. Симпатично. Что-то похожее у павильона ст.м. " Парк Культуры" Кольцевой линии.


5. В задней части павильона какие-то трубы, наверное вентиляция.


6. Интересная отделка портала. Стены главного фасада облицованы травертином. Неожиданный материал для нашего метро. Травертин очень приятный материал, но он достаточно пористый и от вандалов его трудно уберечь. Если приглядеться, то видны следы краски которые оставили уличные "художники". Интересно, что стена утопленного портала изначально была темной с темно-красной окантовкой в виде арки. Сейчас стену выкрасили в светлый.


7. С 2005 по 2006 год станцию закрывали на капитальный ремонт. Так как у станции всего один вестибюль, то для замены выработавших свой срок эскалаторов пришлось закрыть всю станцию целиком. Заодно подновили и вестибюль. Кстати вот эта вот ниша справа в стене интересно для чего? Во время реконструкции поменяли и двери входного портала, их сделали из дуба и по идее они должны служить десятки лет, но уже сейчас они выглядят не очень. Ощущение, что двери вообще покрасили. Реконструкцию станции проводила фирма ЗАО "Метроинжреконструкция", видимо они не сильно заморачивались в плане реконструкции деревянного портала и дверей. Кстати на архивных фото видно, что на непрозрачной части над дверями была надпись "Метрополитен им. Кагановича", сейчас тут ничего нет. До реконструкции тут была надпись вход. Вот тут прекрасно видно, как оно было и вообще насколько более декоративной была эта непрозрачная вставка, до того, как ее взялись эээ... "реконструировать".


8. Над входной группой роскошный витраж. Прозрачные ячейки образованы повторяющимися буквами "М". Все портит по-уродски установленная буква "М" на кронштейне. Отчего хотя бы на исторических павильонах не придумать, как устанавливать ее более качественно?


9.  Внутри павильон разделен на две части. Кассовый зал, стазу после входа и просторный эскалаторный зал. Как и на всех станциях сооруженных во время войны тут есть соответствующая табличка, она висит слева. Мраморная отделка тут была полностью заменена на новую, смотрится неплохо. Однако размер камней был уменьшен по сравнению с оригиналом и от этого отделка выглядит уже не так.  Но отчего то опять на стенах белые короба для проводки, почему, почему такое считается допустимым не пойму.


10. Эскалаторы на выход.


11. И снова справа мы видим провода. Я сначала подумал, что это произошло уже после реставрации, что это уже более поздние культурные слои, но нет. Наткнулся на репортаж russos с открытия станции после реконструкции и там отчетливо видно, что белые пластиковые короба действительно появились еще тогда. Ну то есть сняли облицовку стен, облицевали мрамором и ПОТОМ решили провести провода. Странно, что это не вызвало вполне праведный гнев тогда. Помниться когда я писал про вновь открытую станцию " Саларьево", меня тоже поразили короба, установленные поверх мраморной отделки колонн. Такая халтура, откровенно говоря подбешивает. И всем плевать, приняли и такую работу.


12. А вот полукруглая часть, что мы видели снаружи. Эскалаторный наклон днем освещается естественным светом - красота. Слева еще один непонятный элемент - блок кондиционера, отчего-то оказался тут. Вообще ощущение, что не было какого-то определенного проекта реконструкции. Вернее у каждого подрядчика он был свой. Никто не подумал о том, что пока мрамора на стенах нет, туда можно заложить каналы под провода для всяких светильников, камер, громкоговорителей и прочего оборудования. Что можно было выбрать более разумное место размещение оборудования для кондиционирования, например выделить место на крыше павильона. Все это не такие сложные вещи в общем-то, все это мелочи. Но как известно именно в мелочах, в отношении к мелочам в умении комплексно провести работу и кроется успех работы. Это особенно обидно из-за того, что теперь это все поправить хоть и можно, но для этого надо затрачивать много больше сил, куда проще сделать это было изначально.


13. Тут во время реконструкции поменяли витражи.  Двери в витражах для доступа во второй нитке остекления. Только не сильно понятно как на этот огражденный балкончик попадают люди. После реконструкции торцевую часть балкончика зашили каким-то профлистом (очень похоже), а изначально там была отделка поинтереснее - еще раз вернемся к архивным фото.


14. Отделка потолка тут конечно шикарная. Интересно тут была когда нибудь люстра или может тут светильники внутри какие-то? Хотя судя по тому, что бра на стенах горят, наверное это единственная подсветка эскалаторного зала.


15. Спускаемся вниз, на противоположной стене уже привычные провода...


16. Новые зонты и новые эскалаторы. Старые эскалаторы тут проработали с момента открытия станции (как я понял).


17. Спускаемся вниз. После эскалатора гермозатвор. Классическая схема для того времени. Затвор лежит на полу и в случае зомбиапокалипсиса надобности поднимается.


18. Аванзальчик перед платформой


19. В боковых залах, которые длиннее, установлено несколько довольно длинных скамеек. Стены тут, как и стены в вестибюле наверху отделаны светлым камнем. Своды без какой либо декорации. Подсветка спрятана за карнизами.


20. А вот там, где начинается короткая средняя часть, в боковых залах на сводах появляется отделка. На путевой стене установлены барельефы на стилизованных щитах, прославляющих силу советского оружия, их обрамляет камень зеленого цвета. Очень необычно, логичнее был бы красный цвет, под цвет советского флага.


21. Между щитами небольшие медальоны с изображением солдат.


22. Также в боковых залах очень клевые вентрешетки.


23. Вообще в оформлении станции принимала участия В.И. Мухина, но я где-то читал, что она автор только барельефа на фасаде здания с товарищем Сталиным, который не дожил до наших дней. А вот Щиты-картуши на путевых стенах авторства скульптора С. Л. Рабиновича.


24. А знает ли кто, что за самолет изображен тут на этом барельефе?


25. Конструкция станции колонно-пилонная. Очень необычная конструкция. По сути вместо одного пилона тут четыре колонны. С одной стороны круто, что отказались от массивных пилонов, больше пространства освободилось.


26. А с другой стороны тут целый лес колонн. Тут можно легко заблудиться... в прятки играть... =)


27. В пространстве между колоннами такой вот светильник на трех подвесах, который освещает пространство отраженным от ниши в потолке светом.


28. В торце центрального зала горельеф со знаменами и орденом Победы, авторства того же Рабиновича. Интересно, что после реставрации фон был белый, а теперь желтый. По архивным черно-белым фото можно сказать, что цвет фона был действительно белым, по крайней мере он был одного тона с цветом свода. А вот на цветных фото виден желтый цвет. В итоге.... цвет решили сделать желтым. Вверху виден круглый след... стену отчего то не выровнили в этом месте. Там висел медальон со Сталиным. Ему же принадлежит цитата на горельефе. Изначально цитата была подписана, после развенчания культа личности подпись убрали. Однако это странно, ничего такого в том, чтобы отставить авторство цитаты я лично не вижу.


29. Интересное оформление станции. Вообще ощущение древнеримского святилища... почему-то у меня такое чувство. О, на путевой стене не хватает медальона с военным.


30. Пол отделан красным, черным и серым камнем, вдоль колонн идут полоски из белого камня.


31. Из-за 4 рядов колонн станция похожа на какое-то культовое сооружение, например на христианский храм или базилику с пятью нефами.


32. Центральный зал освещают светильники торшеры на ножках из зеленого камня. Нет, что ни говорите, а у меня стойкое ощущение какого-то древнего храма. Вполне можно в таких декорациях и фильмы снимать исторические, только заретушировать какие-то элементы. =)


33. Плафоны на торшерах менялись со временем. Изначально они были с четырехгранные, что логично, учитывая форму ножки. Но видимо такие плафоны сделать было очень сложно и их заменили на круглые тарельчатые. Сейчас форма другая. Плафоны такой формы не выглядят как-то чужеродно, как будто так и задумывалось.


34. Еще раз взглянем на центральный зал. Очень интересная станция оказалась. Слава богу внизу на платформенной части "реконструкторы" не стали ничего менять, по сути тут заменены только двери в торце центрального зала и вроде все. А вот в вестибюле провели реконструкцию довольно топорно, да и просто работа местами была сделана не очень качественно - это конечно жаль.


35. Название на путевой стене.


36. Ну все, поехали дальше...


P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте ПастВью.

Электрозаводская <- Семёновская -> Партизанская

МОСКОВСКОЕ МЕТРО

арбатско-покровская, семеновская, метро1944, московское метро, метро

Previous post Next post
Up