Ст.м. Фили

Feb 05, 2017 13:12



Станция "Фили" должна была открыться в составе участка "Киевская" - "Фили" еще в 1958 году, однако работы по прокладке путей к 58 году были на этом участке еще не завершены и открытие станции перенесли ровно на год. Станции эти в каком-то смысле стали уникальными. Во-первых, одни из первых открытых, наземных станций Московского метро, а во-вторых тут наиболее ярко на архитектуру повлияла компания по борьбе с излишествами. Строительство должно быть удешевлено и темпы его ускорены. Метро, как и жилье того времени отличает минимализм и доступность для людей. Такой подход тоже имеет право на жизнь, Конечно ни о каких декоративных элементах в оформлении станций речи уже ни шло. Однако и на станциях-хрущевках есть что посмотреть, в любом случае - это определенный этап развития нашего метро.

Начнем с ретро фотографий. Слава богу, что в этот период хотя бы открытие станций фиксировалось на пленку, и мы можем с вами заглянуть в прошлое. Северный вестибюль. Судя по всему перед открытием. На фасаде не видно букв с названием станции.


А вот уже фото с открытия. 7 ноября 1959 года. Естественно, открытие станции приурочили к пролетарскому празднику. И сейчас эта традиция, открывать объекты к дате живет и побеждает у наших чиновников.


Еще фото с открытия. Тут хорош видны интересные двери павильона, они не цельностеклянные, как сейчас, а остеклены до половины, сзнизу непрозрачная часть, а еще тут интересные ручки на дверях, они овальной формы.


Еще фото, значительно позже.


А вот прекрасный вид павильона сверху.


А это фото с обкатки. Как пишут это 2 октября (по некоторым данным 3 ноября) 1959 года. На обкатке по линии проехал поезд типа А(Б).


А в день открытия пустили трофейные немецкие, как у нас их назвали - тип В. Кстати тут всего 3 вагона.


Вот еще одно фото, чуть позже. Тут уже 4 вагона.


А вот роскошное фото станции. Где вагоны типа В в цвете. Один такой сохранился а электродепо "Красная Пресня", туда мы скоро заглянем и увидим этот вагон в живую. Хочется надеяться, что его восстановят и когда нибудь и на нем можно будет прокатиться, как сейчас на вагонах типа А!


1. А теперь вернемся в настоящее, хотя не совсем. Это тоже прошлое, эти фото были сделаны накануне начала реконструкции на Филевской линии. Начнем с южного вестибюля. Жаль, что не сохранились аутентичные двери, как на исторических фото. Павильоны вестибюлей тут разные. Вот этот с тремя входными группами по главному фасаду.


2. И еще одна входная группа сбоку.


3. Вид со стороны платформы. По бокам остекленные лестничные сходы.


4. Вид в другую сторону, в сторону северного вестибюля.


5. За десятки лет тут все заросло. Ощущение некоего запустения.


6. Внутри отделка пластиком, на полу панели из битой плитки, отделка парапетов - плитка.


7. Старые турникеты, они без пирамидок, так как стоят на выход.


8. Лестничные сходы на платформу.


9. А теперь другой вестибюль. Тут недавно прошла ночь длинных ковшей и убрали торговый павильон рядом с вестибюлем метро. Это прекрасно.


10. Павильон прямоугольный. Один вход с главного фасада, два выхода по бокам.


11. Отсюда можно понаблюдать за поездами через решетку.


12. Павильон переходный к типовым павильонам станций филевской линии, построенным позднее. Только тут он шире за счет того, что станция "Фили" с боковым расположением платформ, а следующая " Багратионовская" уже островная.


13. Тут лестницы на платформу расположены с боков от центральной части с техническими помещениями.


14. Как и на более поздних станциях тут над платформой тоже идет эстакада Филевского путепровода.


15. Южный вестибюль. Выглядит хоть и простенько, но что то в этом есть. Эти застекленные сходы, довольно круто смотрятся.


16. Лаконичные навесы из бетонных элементов тоже смотрятся актуально. Сейчас есть тенденция оставлять в интерьере бетон без дополнительных декоративных элементов и это работает очень хорошо. Особенно хорошо с такими штуками работает испанский архитектор Калатрава. Все эти повторяющиеся бетонные ребра, минималистичный белый цвет...


17. Это я все к чему? Сейчас идет реконструкция участка Филевской линии и, например на "Кутузовской", которая уже стала пересадочной с МЦК станцией, мы видим элементы новой облицовки старой станции. И там все эти лаконичные бетонные элементы зачем-то закрывают облицовкой. Это не очень хорошая идея. Важно конечно провести реконструкцию, чтобы восстановить и усилить несущие элементы, но вот пытаться внести какой-то новый элемент в отделку - это тупиковый вариант. Но об этом в рассказе про "Кутузовскую".


18. Кстати, в районе южного вестибюля над платформой идет путепровод, по которому проложена железнодорожная ветка к институту Хруничева, на заднем плане видны его мощные балки. Именно оттуда и сделаны фото 3 и 4.


На этом... еще не все. Посмотрим на рендеры вариантов реконструкции станции. Начнем с рендеров "Инжпроекта", который отрисовал аж целых несколько станций, но фантазия в части ст.м. "Фили" у них видимо закончилась. Основная фишка - это сделать накрывашку над станцией, чтобы решить основную проблему почти всех открытых станций Филевской линии - сильное влияние атмосферных явлений на станции. Да и закрытая станция комфортнее для пассажиров. Кроме того, тут нарисован эскалатор - это хорошо.


Были планы сделать убрать линию под землю. Такой вот вариант. Зачем это нужно? Линия наземного метро разрезает район пополам, а если убрать пути под землю, то наверху можно устроить зеленую зону и проходы через пути, все это как раз изображено на рендере.


Еще один вариант на ту же тему. В данном варианте всю линию подняли над землей. Получилось нечто вроде Бутовской линии. Оба варианта предполагают закрытие линии для пассажиров, а также довольно большие финансовые вложения. Второй вариант вообще по сути строительство новой линии легкого метро.


А вот еще один интересный проект, найденный на просторах интернета. Я так понял, что это никакой не конкурсный проект, а  просто автор решил попрактиковаться в моделировании. Автор Роман Шустов. Больше картинок на его страничке. Идея накрыть станцию стеклянным куполом, что то подобное было на рендерах первого проекта ст.м. "Технопарк". Справа мы видим южный вестибюль, он, как я понял по задумке автора не меняется. А вот северный, как я понял... остается не у дел. На рендере виден вход на станцию посередине стеклянного купола.


Получается, что над станцией идет пешеходный мостик. А вот в этой пирамиде с боков дополнительные входы. На заднем плане еще один вход с торца станции со стороны северного вестибюля, который в такой компоновке не нужен.


Довольно интересный взгляд не станцию, если честно. Проект конечно не до конца доработанный, но идея классная.


P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте ПастВью.

Багратионовская <- Фили -> Кутузовская

МОСКОВСКОЕ МЕТРО

фили, филевская, метро1959, метро

Previous post Next post
Up