Блоха в театральном свитере. "Спящая красавица" в Мариинском театре 12 декабря

Dec 13, 2012 01:14


"И кой черт понес его на эту галеру Колегову!" (с). А в придачу был еще Иванченко...

Но, с другой стороны, Блоха поняла одну ужасную вещь: она очень давно, неприлично давно видела в последний раз "Спящую красавицу" в Мариинском театре... И последнюю "Спящую", которую она там видела, была историческая реконструкция Сергея Вихарева. Блоха тогда еще не была Блохой (в смысле, ЖЖ не был еще заведен), так что данная постановка не нашла отражения в этом свитере, но Блохе (когда она еще не была Блохой), постановка очень понравилась. И она не понимала той бурной реакции и воплей: "Верните нам настоящую Спящую красавицу!". И вот, оказывается, вернули. И даже не "ту" "Спящую", которая была перед спектаклем Вихарева, а "пред-Спящую". Тут надо сделать маааленькое отступление. Тем, кому нет интереса читать энциклопедические справки, перескакивайте следующий абзац.

Впервые СК (будем так называть балет, а отнюдь не социальный капитал) была поставлена в Мариинском театре аж в 1890 году хореографом Мариусом Петипа. Большой имперский балет, воскрешавший стиль Людовика XIV. В советское время, несмотря на "царский" сюжет (в том плане, что балет-то про принцев, принцесс, королей и королев,  свергнутых в пролетарском государстве), спектакль бережно сохранялся в Ленинграде. В 1952 году, в разгар борьбы с космополитизмом Константин Сергеев осуществил новую редакцию в примиренческом духе. Убрал раздражающие французские имена фей (Кандид, Флер де Фарин, Виолант), заменив их на пояснительные - фея Нежности, фея Резвости, фея Смелости и т.д., ликвидировал французские имена принцев, оставив им исключительно порядковые номера, произвел ряд купюр, в основном пантомных эпизодов, и досочинил хореографию в стиле помпезного сталинского ампира, насытив поддержки "веселенькими" акробатическими элементами типа "покойничек" и "флажок". Самым обидным было упразднение большого кордебалета нереид (дриад) во II акте - волшебная свита видения Авроры создавала фантастический колорит. Но ближе к концу жизни Константину Михайловичу, вероятно, во сне стал являться Петипа, который держал в руках отрезанную голову и свистящим шепотом говорил: "Восстанови мою хореографию! Верни утраченные эпизоды!". И Константин Михайлович дрогнул: в конце 80-х (или в самом начале 90-х) он сделал новую редакцию СК с возвращенной хореографией эпизода нереид. Именно эту редакцию и постоянно смотрела Блоха до тех пор, пока господин Вихарев не поставил "историческую" СК, в которой он обратился к архаическому оригиналу 1890 года. О той постановке много копий сломано, ручек исписано и клавиатур разбито, поэтому не буду обращаться к историчности той реконструкции. Спектакль получился самостоятельным, интересным и крайне любопытным. Но блюстители нравственности наследия К.М. Сергеева громко возопили: "Распни его, распни! Верните нам Сергеева!", СК Вихарева снесли из репертуара, а изгнанный из театра танцевальный архитектор отправился странствовать по земному шару, неся в другие театры свет балетной реконструкции

А в Мариинский театр торжественно вернули постановку Сергеева. Блоха была уверена, что вернули "последнего Сергеева", в версии конца 80-х (или начала 90-х). Но оказалось, что ревизионистские настроения проникли куда глубже, поэтому сегодня Блоха с удивлением сначала узрела купюры, а потом не обнаружив на сцене нереид, и увидев вознесенную вверх в акробатической поддержке балерину, поняла, что ей подсунули "предпоследнего" Сергеева 1952 года. И душа Блохи простонала (цитируя "Мадагаскар-III"): "Я не хочу как было раньше! Я хочу как было недавно!!!". Итак, что увидела Блоха, точнее, чего она не увидела. Прелестной сценки вязальщиц в начале I акта и пантомимной сцены гнева Короля. Первый акт начался сразу с Крестьянского вальса. В Крестьянском вальсе Блоха обнаружила усеченное количество детей (танцевало 6 пар), а когда-то Блохе в глаза не бросалась малочисленность детского кордебалета. Более того, в детском кордебалета роли мальчиков исполняли девочки - налицо профессиональный кризис: мальчиков в Академии Русского балета преступно мало, через несколько лет некому будет выпускаться из балетной школы.

Во втором акте Аврора не танцует прыжковое антрэ, а вальяжно выплывает на пустую сцену, где и начинается адажио с Дезире, насыщенное теми самыми "покойничками" и "флажками". Вот в этом моменте Блоха и поняла, что ее обманули. Сначала она решила, что Колегова пропустила свой выход, но когда со сцены бодро убежали все нереиды, и выплыла сонная Аврора, она поняла, что дело приняло худший оборот... Надо сказать, хореографией этого адажио очень гордилась физкультурная Наталья Михайловна Дудинская, но на эстетический взгляд Блохи это типично советская победоносная хореография, совершенно не вяжущаяся с поэтическим настроением сцены видений. Особенно огорчает Блоху изменение кульминации - на страстно-томную музыку под соло виолончели Аврора в руках Дезире делала батманы девлопе, и в этом движении была такая истома, а сейчас Дезире, словно штангист, тащит балерину на вытянутых руках...



Знаю, что данная картинка - экскремент, сделала фото на телефон уже в финале всей музыкальной кульминации. До этого балерина лежала, вознесенная ввысь, большое количество тактов. Хнык-хнык... Изменена кода балерины - вместо кабриолей, как незадолго перед этим скакал кордебалет, прима танцует нестанцованное антрэ. Но ведь в кабриолях была своя хореографическая задумка, своя идея: весь кордебалет резво скачет в кабриолях, которое является лейтмотивом коды, и Аврора, повторяя его, словно самоопределяется в этом волшебном мире. Иная же хореография ее из этого мира "выбрасывает", делая принцессу хореографическим "подкидышем".

К этим огорчениям еще добавились исполнители. Вечер был испорчен безвозвратно радовала лишь встреча с балетом после долгой разлуки. Причем, Блоха бы так просто не пошла на этот балет: она решила, что у госпожи Колеговой дебют в этом балете, ибо на сайте в послужном списке балерины партия Авроры не указана. А Блоха любит ходить на дебюты. Однако в программке отметки "первое выступление" против фамилии Колеговой не значилось, поэтому Блоха пребывает в недоумении. Впрочем, госпожа Колегова танцует на сцене уже 12 лет, и даже если это было ее первое выступление, то ей вряд ли стоит продолжать подобные эксперименты. Дело даже не в том - справилась или не справилась (справилась!), но в том, что подобное исполнение вряд ли принесет чести Мариинскому театру. Главная проблема госпожи Колеговой, в том что она исключительно нетанцевальна, в ней нет мягкости движений, органичности. Делает она все: в вариации I акта крутит тройные туры, в коде II акта она очень высоко прыгает и зависает, зафиксировав позу по всем правилам. Но она не танцует, она работает балериной. А так хочется нежных рук, летучего арабеска (а не зафиксированной в одной точке поднятой назад ноги), пленительной игры корпуса в ранверсе. Увы... Господин Иванченко сегодня был в лучшей форме, нежели несколько дней назад в " Раймонде", но пик его сценической формы был лет так 15 назад, году в 1997... Драгоценные камни танцевали свое соло невпопад, перефразируя поговорку: "Кто в банк, кто в ломбард". Однозначное восхищение Блохи вызвал Алексей Тимофеев в Голубой птице: не только высотой прыжка, сколько его эмоциональным порывом. Кстати, прыжок у него был замечательным, и он сначала взлетал, фиксировал вершину взлета, и только потом доканчивал движение. Получилось впечатляюще, был полет и устремление. Спасибо!

А вот за изъятие эпизода с вязальщицами спасибо не скажу! Как я люблю в этой сцене Владимира Михайловича Пономарева! Как он всегда интересно проводил эту сцену. Но его ее лишили. Зато он (уж не знаю - был ли то экспромт, или так поставлено), уже в III акте, в Полонезе сказок так конкретно "клеил" Белую кошечку, посылал ей такие знаки внимания и так игриво пощипывал ус, словно это была Луиза де Лавальер (знаменитая возлюбленная Короля-Солнце).

Из технологических недостатков. Уважаемая техническая часть, постарайтесь получше замаскировать дворцовую лестницу, ожидающую своего "выхода" в финале II акта. Вид у сцены охоты презабавный: посреди леса неведомо куда ведущая лестница, вокруг которой застыли в почетном карауле стражники.



Фото, конечно, не для того, чтоб устроить "пиратскую" фотосессию спектакля, а чтоб продемонстрировать нелепость этой конструкции, которая была видна всей правой стороне театра... Дальше. Горводоканал что - отключил Мариинский театр от водоснабжения? Фонтан на сцене есть, а вода из него не бьет. Или в Мариинском театре, как в Версале, фонтаны работают только по воскресеньям, и по особому расписанию? Кроме того, Блоха не может примириться с потерей панорамы - куда дели живопИсь Вирсаладзе?! Узбекским гастрбайтерам, занятым на строительстве второй театральной сцены, сшили из нее спецодежду?!

Колегова Анастасия, Пономарев Владимир, "Спящая красавица", Иванченко Евгений, Мариинский театр, Вихарев Сергей, Тимофеев Алексей, балет

Previous post Next post
Up