Пушкинские горы. День четвертый. Пушкинская деревня

Nov 16, 2012 16:20

Вот оно, тлетворное влияние дома. Стоит только вернуться из небольшого отпуска домой, как времени сразу же ни на что не хватает. То ли дело в Пушкинских горах: вернулся вечером в имение, дети упоительно играют, муж, утомленный, лежит в барских перинах, я, уютно устроившись в кресле, разбираю фотографии и пишу посты о нашем буржуазном бытии. А в городе?! Кровати заправь, полы помой, супчик свари, вещи разбери, а вечером еще и на спектакль съезди... Но Блоха все-таки собралась, попробую изложить впечатления от части нашего четвертого дня в Пушкинских горах.



Накануне обедали мы в трактире "У мельницы", обозрели окрестности и обнаружили еще непосещенные достопримечательности в виде пушкинской деревни и мельницы. Так как дети после обеда (да и родители) находятся не в том состоянии, чтоб любоваться прекрасным, да и хорошенького понемножку, решили посетить деревню на следующий день. Вот он, собственно, здесь и находится.

Это трактир, приведший нас в деревню.



Внутри было ужасно холодно! Печка рядом топилась, но помещение прогреть не смогла.



Входная табличка музея



Нам, как лицам, причастным, так сказать, к культуре, вновь достались бесплатные билеты. Как это приятно! Вот в Петербурге такого отношения к деятелям экскурсионного дела и кандидатам искусствоведения в большинстве музеев не встретишь...

Музейная деревенька построена на месте реально существовавшей деревни, которую и в самом деле посещал Пушкин. Дома все новые, не как в новгородских Витославлицах, где избы старинные реставрированные. Главная концепция музея: через стихи Пушкина, посвященные русской деревне, донести до туристов быт и очарование русской деревни. Ну и к "нашему всему" привязать.



В исторической деревне было лишь два двора. Количество душ из моей головы выветрилось, но было их не так много, человек 5-6, т.к. существа женского рода в статистику не включались.

Сначала мы направились в овин. Чтоб подкрепить значимость овинов, экскурсовод провел краткий экскурс в творчество Пушкина, обнаружилего  два упоминания: в стихотворении "Деревня" - "Овины дымные" и в "Путешествии" из "Евгении Онегина": "Перед гумном соломы кучи". После чего, вооруженные и подкованные, мы вошли в овин/гумно.

Экскурсовод наш. Пушкина, кажется, декламирует:



"Соломы кучи", как видим, в полном соответствии со словами классика, имеются.



В овине хранили зерно, солому, лен, ссыпали необмолоченное зерно. Потом начинали перебирать, отделяя зерна от плевел. Способ был мехническим: открывали ворота в соответствии с тем, откуда ветер дул (в гумне на каждой стене были широкие ворота), устраивая таким образом сквозняк, подбрасывали на лопате колосья, ветер уносил легкую шелуху, а тяжелое зерно падало на пол.



Потом переходим к проблемам льнопромышленности. Лен сначала надо вырастить. Потом собрать и в снопы связать (на фото).



Колода - льномялка. Снопы льна мяли и жали, делая мягким. С той скоростью, которую продемонстрировали экскурсанты на контрольном занятии, нам обещали, что к новому году с этой работой покончим. После льномялки лен теребят до состояния чего-то мягкого (на верхнем фото на краю колоды).



Никита примерил на себя образ крестьянского мальчика. Попыхтел на льномялке.



Потом ту самую пушистую массу прогоняют через пресс - для чего уже не помню, кажется, чтоб опять отделить от соломы. А из полученного "пуха" уже нити прядут.



А Александра тем временем игнорировала тяжелый ручной труд и беззаботно раскачивалась на качелях.



Травки всякие. В наволочку запихивали для спокойного сна, в чай заваливали.



Гости дорогие, а не пойти ли вам в баню? Поход в баню был подкреплен очередными цитатами из поэзии Пушкина (четвертая песнь "Руслана и Людмилы"):

Но прежде юношу ведут
К великолепной русской бане.
Уж волны дымные текут
В ее серебряные чаны



В данной бане серебряных чанов не обнаружено, баня не такая и "великолепная", но удобная и практичная.
Баня также являлась "таможней" на пути перехода из мира реального в потусторонний. Обратите внимание на зеркало в углу - в нем отражается окно, чтоб побыстрее связаться с загробным миром.



Не оставил Александр Сергеевич без поэтического внимания и такой необходимый банный атрибут как веник, в "Руслане и Людмиле":

Над рыцарем иная машет
Ветвями молодых берез,
И жар от них душистый пашет;
Другая соком внешних роз
Усталы члены прохлаждает

Вот они, "ветви молодых берез":



Ну и, конечно же, мостки, чтоб в воду бросать распаренное тело:



Потом пригласили в дом. Дом основательный, без архитектурных излишеств - не до излишеств, времени нет красотой любоваться. Избы суровые, с низкими потолками, с маленькими окошками (энергосберегающие избы). Слева: амбар и гараж, в центре - жилая изба, справа - хлев.



Гараж:



Наш экскурсовод вновь забил нас интеллектом, прочитав строки из Пушкина, посвященные каждому из средств передвижения:

- "Лошадка, везущая хворосту воз" (но это, кажется, не из Пушкина...) - слева
- "Вот мчится тройка удалая" (посередине)
- "В салазки Жучку посадив..." (справа)

Рядом - абмар с зерном:



Там экскурсовод стал рассказывать про сусеки, по которым скребла бабка по просьбе дедки (не из сказки Пушкина). Пожелание "поскрести по сусекам" означало крайнюю степень нищеты, т.к. оттуда выковыривалась мучная пыль, шелуха и экскремены мелких грызунов. Представляете себе, какова же была сущность Колобка. Думаю, для бабки-дедкиного здоровья было лучше, что он от них сбежал. Кстати, сказка ничего не сообщает - что же стало с Лисой после того как она съела Колобок. Вероятно, ей, как и сказке, пришел конец...

Сусеки (заполненные) - за Александрой.



Перед входом в дом - домашний комбайн (два каменных жернова, водруженных один на другой). Для него выделено отдельное помещение. Утром хозяйка быстренько перетирала зерна в муку, чтоб испечь хлеб и сварить кашу.



Работа на нем облагораживает, способствует сжиганию калорий, объединяет членов семьи. Единственное, чего не припомню в этот момент - что декламировал нам наш поэтический экскурсовод...



Приглашают в избу. Она топится по-черному. Бабушка на печке:











С другой стороны расположена белая изба, дым из печки уходил в трубу. На трубу всегда существовал налог, поэтому иметь "белые избы" было накладно. Кстати, печь по-белому считалась менее экономичной, и дом тепло держал не так долго, как протапливаемый по-черному. В данном музее "белая" половина представлена как летнее жилье и дом для новобрачных, где рассказывается о свадебных традициях.



На свадьбу молодоженам дарили квашню (ей) и кнут (ему):



Судя по этой новобрачной, сидящей высоко на полатях, молодой муж быстренько опробовал подарок:



Александрина страсть - "лофадки":



Затем был длинный рассказ о том как близок Пушкин был к народу, как однажды на крестьянской ярмарке пришел, одетый в крестьянскую одежду, и как все это ему всю оставшуюся жизнь припоминали...

После "Пушкинской деревни" мы отправились на "Водную мельницу".

семья, путешествие, Алтун, отдых, дети, Пушкинские горы

Previous post Next post
Up