Эх, есть все-таки приятные моменты в работе! Отстрадавшись вчера на "Кармен", добавила сегодня драйва посещением "Бала вампиров" в Театре музкомедии.
Спектакль уже идет год, собирает практически полные залы. Надо сказать, зрители в театре - отнюдь не молодые готы (наверное, они еще год назад в первых рядах посетили эту постановку), а весьма чистая и нарядно одетая публика. Приятно было посмотреть на красиво одетых дам и мужчин в костюмах. Кстати, интерьеры этого театра, весьма располагают к праздничному стилю в одежде.
Не зря на программке и буклете пишут "культовый мюзикл" - это действительно отличная и качественно сделанная продукция. Вокал - бесподобен! Сценография - захватывает! Спектакль эффектен и держит внимания все три часа своего времени. Артисты выкладываются вроде бы как по полной - или это у них высший признак мастерства: изображать, что выкладываются по полной.
Но ощущение, что где-то меня надувают, не покидало. Перед началом спектакля из малюсенькой оркестровой ямы раздавалось слабое пиликанье скрипочек и дудение медных духовых. Но вот вышел дирижер, взмахнул палочкой - и из оркестровой ямы полилось ТАКОЕ звучание ТАКОГО оркестра, для размещения которого нужно, наверное, половина футбольного поля. Конечно, Блоха догадалась, что там понатыкано компьютерных синтезаторов, а скрипачей специально нанимают, чтоб они перед началом спектакля изображали разогрев оркестрантов. Дирижер, между тем, усердно махал палочкой, давал указания. А в некоторых местах надевал себе на голову наушники - и был прав: ибо в этот момент артисты начинали голосить не по-детски, не всякий бы близстоящий выдержал эти децибелы. В антракте любопытная Блоха дошла до оркестровой ямы, которая была закрыта сверху, словно крышей, и она убедилась в своих подозрениях: ведь не случайно прикрывают, чтоб не видно было музыкальных махинаций. Да, стояли какие-то синтезаторы (Блоха в современных музыкальных средствах исполнения не сильна). Потом Блоха спросила у дам, сидевших в первом ряду: "А что, там во время действия, оркестранты действительно играют?", дамы подтвердили: да, действительно "вживую" играют".
Потом поднялся занавес, на котором была изображена вставная челюсть с вампирскими клыками, началось представление, и сомнения вновь одолели Блоху: уж сильно ненатурнальным был звук. Театралы прекрасно почувствуют разницу между "живым" звуком, идущим со сцены, и звуком, подвергшимся компьютерной обработке и записи. Именно такой звук шел со сцены - ровный, усиленный, смодулированный. Блоха была и на "Моей прекрасной леди", там тоже звук был усиленным, но там было по-честному: у артистов были замаскированные микрофончики. А тут - предварительно записанный текст. Да и микрофончиков не было - Блоха специально пристально рассматривала артистов, а некоторые проходили в непосредственной близости от Блохи. Красиво разносилось эхо по театру. Но звук все же был записан отдельно в студии, вплоть до ударов и звуков льющейся воды. Это, наверное, правильно. Ибо каждый вечер на протяжении нескольких недель вряд ли возможно петь на полную катушку. А пение действительно, очень красивое, сильное - даже сложно заподозрить в Театре музкомедии такую акустику. Если представить, что в студии записан диск, а артисты играют в полную силу, не отвлекаясь на супер-вокал, то все получается очень гармонично. Наверное, это и есть приметы успешного культового мюзикла. Подозрения усилились уже почти в самом финале: когда дружными рядами на сцену пошли вампиры. Они шли и пели, мимо Блохи прошла барышня, которая попискивала текст, но ее тихое пищание отнюдь не соответствовало тому мощному хору и звучавшим мощным голосам. Она тоже рот открывала, но из него вырывалось нечто маловпечатляющее.
Диктор перед театром очень вежливо предупредил, что "вампиры чрезвычайно болезненно реагируют на невыключенные средства связи, аудио и видеотехнику" и любезно пригласил "погрузиться с ними в темноту".
Рассказывать ли сюжет? Он и так всем хорошо известен. Спектакль очень живой, веселый, режиссура молниеносна, вплоть до мельчайших эпизодов, отличный сценический "монтаж", почти как в фильме. Очень иронический. И совсем не страшный )))
В одном из первых эпизодов, когда Профессор спрашивает: "а почему у вас у всех чеснок на груди?", все очень быстро перекидывают связки чеснока на спины. Вроде бы ничего особенного, но как это сделано: молниеносно, с каким-то упрямым доказательством - одно это было очень смешно. Или когда отец Сары становится вампиром, служанка защищается от него крестом, а он ей: "Мне это не помеха - я же еврейский вампир!". Во втором действии он хочет попасть на бал, на что Магда ему напоминает про "пейс-контроль", который он явно не пройдет. Конечно, много смешного в недотепе профессоре - традиционно изображаемого в образе Эйнштейна.
Постаралась успеть зафиксировать по несколько строк из вокальных номеров. Единственное, кого записать невозможно - это Профессора, у него речитативы в бешеном темпе, сплошные рондо Фарлафа. Но тексты у него пречудесные. Первое "рондо" - про факты: "Я не приемлю тайного, мне истина дороже, стремление к познаниям меня томит и гложет". И далее часто рефреном повторяется неоднократно: "Что и где и как и почему? Кто, когда, зачем, куда, кому?" и подытоживается: "Факты! Факты! Всему основа - факты!"*. Не менее восхитительно рондо про библиотеку из второго акта, но записать ни слова не смогла, просто наслаждалась. Прямо так хочется найти этот текст и выучить его наизусть!
Арии главного вампира невероятно эффектны - и по вокалу, и по сценическому воплощению. Он, конечно, соблазнитель-искуситель. Но его арии, особенно в начале, очень лиричны и романтичны. Сложно не поддаться искушению. Когда он является героине, сидящей в ванной, возникли параллели с недавно виденным "
Демоном": там тоже с высоты главный герой утешал: "Не пугайся, я твой ангел-хранитель" и прочую демоническо-романтическую лабуду. ))) "Давно тебя я ждал, три столетия искал..." Кстати, вежливым вампир оказался: прежде чем приступить к пению инфернальных песнь, поздоровался даже: "Добрый вечер, не пугайся меня!". Очаровательная вежливость! А во втором акте поет исключительно романтическую балладу, нежно поглаживая надгробья: "Июльский вечер, золотой закат, это было 300 лет назад. Для нас обоих это был первый раз..." Потом, правда, романтическая баллада перерастает в мефистофельское: "Я темной силы порожденье!", а потом опять давит на жалость: "И во мраке безутешно душа блуждает... О, как мучительны скитания потерянной души, но я не чувствую раскаянье за то, что совершил" (вот бяка-то!). А приходит к очень дискутируемому ныне выводу: "Кто-то молит Иисуса, другому милей Коран, каждый волен по вкусу выбирать себе храм" - двусмысленно звучит как-то - неужели и для вампиров важно вероисповедание, которое, вероятно, влияет на качество крови? )))
Немаловажную роль в спектакле играет ванна: главные лирические герои впервые видят друг друга в момент принятия Сарой ванны, ее встреча с Главным вампиром тоже происходит в ванной, и, наконец, третий эпизод - роскошная ванная с огромным количеством пены в замке Главного Вампира перед роковым балом. Вывод (ну прямо из жизни Версальского двора эпохи Людовика XIV): мыться опасно! А если перевести на язык грехов, то получается: чрезмерная забота о телесном опасна для спасения души...
Еще из опасностей, подстерегающих невинную девушку - танцы и пляски. Есть только одно противоядие: "Если музыка подчас вовлекает души в пляс, имя Божье всех спасет, помолись, и все пройдет".
Еще одно решение, идущее из романтической оперы и балета: у Сары есть двойник, который принимает участие в танцевальных сценах. Танцевальные сцены - смесь Эйфмана и стриптиза (хореограф Деннис Каллахан). От Эйфмана - всякие "изнасилованные" поддержки, когда героиню волокут вниз головой или размахивают ею и подбрасывают: так художественная гимнастка жонглирует булавами. Элементы стриптиза - куда ж в мюзикле без него - все-таки спектакль и для молодежной аудитории, и для массового зрителя.
Еще меня очаровали собирающиеся на бал вампиры, выползающие из саркофагов - режиссер и художник изобразили в них великих людей прошлого: угадала Петра I, Марию Стюарт Кровавую и Елизавету I Английскую ))) Параллели неизбежны. Особенно умилил Петр Алексеевич: когда Главный Вампир высосал кровь из Сары, капелька ее упала на пол, и царь наш пальчиком подхватил капельку крови и воровски так обсосал палец (свой).
Финал - роскошный. Все в черном, поют и танцуют. И только у Блохи разыгралось воображение?
Финал мюзикла (все в черной коже) аки байкеры:
А Блохе показалось, что в центре композиции кого-то не хватает:
P.s. Хочу еще!
P.p.s.
Еще маленькие дополняющие впечатления.
____________________________
* Надо предложить в качестве гимна для предмета Натальи Лазаревны - консерваторцы меня поймут! ))