Эрмитаж по понедельникам

Nov 23, 2015 11:00

По понедельникам, как известно, Эрмитаж закрыт. Но "у меня такие связи, что сам король обзавидуется" (с). И подумала я: а давайте будем посещать Величайший музей мира по понедельникам? В моем журнале. Буду стараться по понедельникам представлять один сюжет из его истории или небольшой рассказ об одном из экспонатов. Не знаю - на какое время меня хватит и как долго просуществует, но поприветствуем новую рубрику: "Эрмитаж по понедельникам"! Ни в коем случае не беру на себя искусствоведческо-аналитические функции, просто из серии "Любопытно".

"Святой Севастиан в натуральную величину"


В 1859 году дочь императора Николая I великая княгина Мария Николаевна (президент Императорской Академии художеств), жившая тогда в Париже, сообщила министру Императорского двора В.Ф. Адлербергу, что в "тамошней галерее Коржа" продается оригинальная картина Леонардо да Винчи, изображающая Герцога Сфорца в виде св. Севастиана в натуральную величину" за 27.000 рублей серебром (что составляло около 105 тысяч франков)



Император Александр II призадумался: вроде как картины Леонардо да Винчи все наперечет, в Эрмитаже еще нет ни одного "своего" Леонардо, но было бы круто заполучить картину гения, тем более за такую невысокую прямо скажем цену. Но чтобы исключить возможность объегоривания (какая-то непонятная "галерея Крожа" продает картину Леонардо - странно все это), решили проконсультироваться в Императорской Академии художеств. Оттуда пришел ответ: "Мне вообще неизвестна картинная галерея Крожа, и потому я ничего не могу определенного сказать о картине Леонардо да Винчи... Подобной картины и в каталоге произведений Леонардо да Винчи вовсе не обозначено, а потому легко может быть, что она исполнена учеником Леонардо да Винчи, Соларио, работы коего очень часто принимают за произведения его учителя".

Научные сотрудники Эрмитажа отвечали на августейший запрос: "Вазари упоминает о портретах Леонардо да Винчи, изображающих Герцога Людовика Сфорца и сыновей его герцогов Максимилиана и Франческо. В Милане находится портрет герцога Людовика иль Моро в черной одежде и красной шапке и портрет герцога Максимилиана Сфорца, писанный в 1512 году". И далее попросили уточнить: "какой из герцогов Сфорца изображен в портрет, находящемся в Париже и доставить фотографическую копию".

Когда в Петербург доставили фотографию картины, то специалисты Эрмитажа Ф. Бруни и Б. Кене констатировали: "Картина Леонардо да Винчи, изображающая портрет герцога Людовика Сфорца в виде Себастиана вовсе неизвестен и в совершенных описаниях жизни и сочинений Леонардо да Винчи сей портрет не упоминается. Вследствие сего без верных доказательств, что означенная картина действительно писана Леонардо да Винчи, я полагаю, что приобретение оной для Эрмитажа не будет полезным".

Картинки взяла из интернета, не судите строго, если на них оказались разные герцоги Сфорца ))

Лодовико Сфорца без бороды:  


Между тем, на картине герцог Сфорца, святой Севастиан "в натуральную величину" изображен с бородой. И это вызывало второй круг сомнений: а Лодовико ли Сфорца на этом портрете? Князь Гагарин наводил справки у европейских специалистов и обратился за консультацией к "известному знатоку графу Кандъяни, который меня уверил, что все портреты Сфорца имеют черты лица более резкие, без бороды и с носом острым... Не отнимая достоинства картины, можно сбавить цену до 80 тысяч франков, назначенную за картину". О как - 25 тысяч франков долой за то, что бороду отрастил!

Свое мнение высказал хранитель Лувра Рейзе: тот считал, что "предлагаемая к покупке картина писана учеником Да Винчи, Люини... Старания приобрести это произведение для Лувра остались безуспешными только потому, что этот музей, отосительно денежных средств, самый бедный в Европе. Что касается до цены картины, то она бы стоила в пять или шесть раз более испрашиваемой ныне суммы, если бы она была написана да Винчи". Меня лично удивляет этот факт, что Лувр в 1859 году считался "самым бедным в Европе", конечно, не по уровню коллекций, но по средствам , отпускаемым на его содержание.

В итоге император Александр II приобрел картину Луини за 15 тысяч рублей серебром (около 60 тысяч франков) и 29 июля она прибыла в Санкт-Петербург на пароходе "Тверь". 2 августа ящики вскрыли в Зимнем дворце в присутствии таможенного чиновника. Картина некоторое время находилась в Белом зале Зимнего дворца, а в феврале 1861 года ее передали в Императорский Эрмитаж.



Белый зал Зимнего дворца

Из книги: Игорь Зимин. Люди Зимнего дворца. Монаршие особы, их фавориты и слуги.

Эрмитаж, понедельник, святой Себастьян

Previous post Next post
Up