Поучилась в Исаакиевском соборе

Jan 26, 2015 21:45

Сегодня продлевали наши лицензии в Исаакиевском соборе. За 2.500 рублей. Очень надеялась на посещение подвалов, но их в учебной экскурсии не было. Впрочем, туда я все равно попала.



Первая часть - методическая - была превосходна! Нина Анатольевна увлекательнейшим образом рассказывала про то, что вспоминалось. А цепочка воспоминаний была извилистая и захватывающая. Начали с общих методических правил нашей работы. Потом перешли на воров, которые пасутся вокруг Исаакиевского собора (дорогие туристы, будьте осторожны, особенно на выходе!). Эти отморозки ничего не боятся. Была даже история, что кассир по громкой связи предупредила стоящих вокруг туристов: "Будьте осторожны, рядом могут быть карманники!". А через несколько минут эти самые ублюдки ей ткнули в лицо горящей сигаретой.

И про новые скамейки, которые воссозданы по рисункам прошлого. Новые скамьи ручной работы, вырезаны из дуба, стоимость каждого посадочного места - свыше 100.000 рублей.



Потом поговорили о доступной среде для людей с ограниченными возможностями. Наташенька, blindnatasha, в Исаакиевском соборе есть модель храма, созданная специально для "тактильного видения". Когда ты к нам соберешься, я обязательно тебя туда отведу! Дорогие туристы, имейте в виду: для слабовидящих, во-первых, в Исаакиевском соборе надписи дублированы азбукой Брайля,  во-вторых, есть специальная модель храма(масштаб 1:200) для "просмотра руками". Кому надо - обращайтесь, сообщу как это организовывается. Еще одна приятная новость для маломобильных туристов: можно подняться на колоннаду на лифте колясочникам. Опять же, очень строгие ограничения: только на коляске, и только по предварительной заявке. Плюс один сопровождающий.

Дальше наша беседа неслась по самым разным направлениям. Говорили про художников, про распределение библейских сюжетов по храму, про судьбу Исаакиевского собора после революции, и про его директоров, про колокола и колоколитейные заводы. Потом подробно поговорили про Максима Салина - автора знаменитой модели Исаакиевского собора (масштаб 1:166), которая выставлена на экспозиции, про его талант, про его семью и работу. Дошли и до любимого художника Николая I - Тимофея Неффа. Ну и, конечно, про главного творца Исаакиевского собора - про Монферрана, который, например, хотел оградку вокруг собора возвести и просил 4 миллиона рублей, а Николай I давал только один. Они долго переписывались. Но вскоре оба преставились.

А еще Нина Анатольевна о многом хотела бы поговорить (а я бы с огромным желанием все это выслушала), но поступило распоряжение идти на занятие по экспозиции, и лично я и несколько коллег с огромным огорчением оставили любезнейшую Нину Анатольевну. Но уже в беседе по окончании занятия мы поговорили и про Монферрана, и про его упокоение. И тут для меня были развенчаны очередные мифы.

У нас как-то было принято говорить, что Монферран желал быть похороненым в Исаакиевском соборе, как его автор и творец. Но император Александр II не дал разрешения: мол, он католик, а храм православный, да и кладбище здесь не предусмотрено. Поэтому гроб с телом Монферрана медленно объехал вокруг собора, и жена увезла тело архитектора во Францию, где он никому не был знаком, и могила его со временем потерялась, но не так давно ее обнаружили, благодаря памятнику (про памятник шла отдельная детективная история, но я ее не буду рассказывать здесь - вот приедете ко мне на экскурсию, тогда и расскажу). Вот эту трогательную историю обычно мы рассказываем. А оказывается...

Монферран и сам не желал быть похороненым в Санкт-Петербурге, где он умер от "ревматического приступа" (да, климат наш и болота его, конечно, умертвили). Но за несколько лет до этого он прикупил во Франции место на кладбище Монмартр, рядом с могилой матери, потому что всеми силами души желал вернуться на "милую родину, прекрасную Францию". А потом граф Демидов, его друг, оплатил эту землю "навечно", благодаря помощи мецената могила Монферрана и сохранилась. После отпевания в храме святой Екатерины на Невском проспекте, гроб объехал вокруг Исаакиевского собора, и отправился по месту вечной прописки в Париж.

Ой, с Ниной Анатольевной мы уже, как в анекдоте (Звонок по телефону. Жена снимает трубку, поговорила где-то полчаса, вешает трубку. Муж, удивлено: "Так быстро?!". Жена: "А, не туда попали!"), так сцепились языками, что уже пошли обсуждать и женитьбу Монферрана, и как на нее среагировал мерзкий Дантес (еще немного, и переключились бы на Дантеса), и что писал Краевский о Монферране... О, это замечательный специалист, дай Бог ей крепкого здоровья.

Вот фотография фотографии могилы Монферрана в Париже, на кладбище Монмартр.



А потом я-таки попала в подвалы Исаакиевского собора. Пошла я туда с благородной целью - посетить дамскую комнату. Ну и задержалась, пофотографировала. Там приготовили выставку, посвященную годовщине снятия блокады Ленинграда. Об этом - завтра.



А вторую, практическую, часть вела экскурсовод высшей категории. Занятие в полях на экспозиции было посвящено росписям на библейские сюжеты. Нам подробно рассказывали сюжеты росписей ("Жертвоприношение Авраама", "Переход Моисея через Чермное море", "Благовещение", "Введение Богородицы во храм"), изредка украшая речь восхитительными искусствоведческими переливами, что-то вроде: "Посмотрите, какая энергичная фигура в центре с развевающимися волосами...", "Художник трактует сюжет в лирическом ключе". Когда я услышала: "Авраам жил в ХХ веке до нашей эры", где "до нашей эры" было выделено особо торжественной интонацией победителя в конкурсе "лучший методист Ленинграда" , я поняла, что мне никогда не достичь такого уровня просветления, и покинула экскурсию.

гид-переводчик, Монферран Огюст, Исаакиевский собор, работа

Previous post Next post
Up