Вечер О.Н. Моисеевой в Мариинском театре

Jan 19, 2014 00:44

Ольге Николаевне - 85! Она прекрасно выглядит, похудела, и, главное - продолжает работать.

Вечер начался с небольшой заминки. Вышел дирижер. Поднялся верхний занавес, оставив голубой, за который обычно артисты выходят на поклоны. Я приготовилась к появлению пафосного Белинского и вступительной речи, тем более, Ольга Николаевна уже сидела в ложе. Но оркестр заиграл вступление к "Кармен-сюите", занавес, подумав, опустился под смешки зала. Интересно, что подумали находящиеся в стартовых позах, артисты на сцене? Вечер вообще получился компактненьким: "Кармен-сюита" и дивертисмент, закончился в начале одиннадцатого вечера (при начале спектакля в 19.30). И этот формат намного лучше тяжеловесных трехактных юбилейных громадин, когда опупевшие от классического балета зрители начинают срываться с мест после второго отделения.



"Кармен-сюита" с Захаровой и Денисом Родькиным. Я приготовилась подремать. Потому что упорно не вижу в госпоже Захаровой дьявольского темперамента. Примерно так и было. Бывший депутат Государственной Думы, с телом божественной красоты, находящаяся в безупречной форме, красиво изгибалась, но даже призывную дробь пуантов выбить не могла. Она очень радовалась и призывала всех порадоваться, что на сцене танцует такая красивая балерина. А вот Родькин даже заинтересовал, особенно в начале, когда он изображает куклу-автомат, бездушного солдата-манекена, творение Коппелиуса, ведомое невидимым манипулятором. Он суров и неприступен, словно Печорин, суетящаяся вокруг него Кармен - одна из многочисленных шлюшек, на которых он даже не собирается обращать внимание и которую он явно презирает. И во время страстной Хабанеры лицо его словно кривит презрительная гримаса: "Ну что ты мне можешь показать такого, чего я не знаю?!" Он словно выставил против нее энергетическую защиту, которую госпожа Захарова пробить не смогла на сцене. Но, вероятно, что-то случилось между Хозе и Кармен за кулисами, потому что следующий дуэт Хозе уже изрядно лапал табачницу (в рамках дозволенного), но всячески демонстрировал, что в девушках ему такое поведение не нравится - он привык сначала "вздохи на скамейке", а лишь потом "прогулки при луне". Следующую вариацию, в которой обычные Хозе страстно призывают упорхнувшую вдаль Кармен, господин Редькин трактовал как диалог с самим собой, в котором он умолял восставшую плоть уняться: руки танцовщика все время стремились к причинному месту. Встречу и взаимоотношения с Тореро (Юрий Смекалов) пропустим из-за общей невнятицы: сложно любоваться двумя артистами сразу, т.к. каждый старательно тянул одеяло на себя. Бывшая депутат Гос.Думы все же победила, приказно хлопнула по бедру: "К ноге!", и Тореро ей повиновался. В общем, Родькин мне даже понравился. Особенно в финале, когда он униженно ползал за Кармен, прижимал голову к ее сердцу, потому что было понятно: только это сердце и стучит у него в груди. Только вот как он дошел до жизни такой - непонятно...

В дивертисменте было семь номеров. Сначала за занавес вышел Юрий Фатеев и поведал миру о таланте Ольги Николаевны. Финал его речи заставил задуматься: "Пока это искусство <балета> будет живо, мы с вам, Ольга Николаевна, всегда будем вместе". Тут я вспомнила прелестный английский анекдот, прочитанный сегодня у Киры в подборке...

Во время празднования нового 2001-го года телерепортер спросил прохожего на улице Лондона:
- Какие у вас планы на это тысячелетие?
- Довольно скромные. Большую его часть я буду мертв.

...и до сих пор не могу понять: это угроза или констатация факта.

Дивертисмент открылся миниатюрой "Павлова и Чекетти" в исполнении Кристины Шапран и Виктора Баранова. Шапран я смутно помню в этой миниатюре, когда она еще была ученицей Академии русского балета имени Вагановой. Питаю некоторую нежность к этой танцовщице, которая в тех немногих фрагментах, что я ее видела живьем и по телевизору, выглядит очень доверчивой. И это ощущение трогательности и сокровенности не покидало - удивительная артистка, умеющая быть на сцене наивной и внимающей. Наверное, в этом ее шарм и ее особенность.

"Буржуа" Сергея Полунина раньше видела в программе "Большой балет". Тоже удивительный танцовщик - он умеет быть естественным и органичным, и ему не надо это изображать. Когда пишут "танцует, словно живет" - это, наверное, о Полунине. Он не стремится преподнести эффектный трюк, не стремится сосредоточить внимание зрителей на том, что он сейчас исполнит - он выходит на сцену и проживает данный сюжет. Пусть его герой - циник и хулиган, вполне возможно, это одна из ипостасей самогО Полунина - сАмого  нью-мейкерного танцовщика последних лет, но исполнено здорово, и один из редких случаев, когда забываешь о технологической составляющей.

Pas de deux Чайковского Виктория Терешкина и Владимир Шкляров. Задорненько, весело, грациозно. Виктория в блестящей форме, наслаждается танцем, но все же анакреонтические радости "тяжеловаты" ей по ее таланту. В антракте поклонники Виктории рассказали, что в феврале она будет танцевать "Жизель" во второй раз после перерыва в несколько лет, и, как я понимаю, планируется Большой Выход, но если Жизель Терешкиной будет решена в этом пейзанском ключе, который ей так не идет, то это будет скучновато. Нет, госпожа Терешкина лучезарна и обаятельна, нет ничего такого, что ей бы не покорилось, но безмятежность - не ее состояние. Шкляров даже тихо приземлялся после прыжков.

Вешние воды. Ирина Перрен и Марат Шемиунов. О.Н. Моисеева - все-таки советская балерина, поэтому надо было исполнить что-то сооветствующее. Пафосное и жизнеутверждающее. Дуэт из категории "высшего пилотажа" с бесстрашными рыбками, прыжками в руки партнера с расстояния трех метров и олимпийскими поддержками на одной руке, свой коронный номер, исполнила семейная пара из Михайловского театра. Станцевали почти по-советски, с пафосом строителей развитого капитализма и олимпийских строек. Господину Шемиунову, бесспорно, надо присвоить титул "король поддержки", который уже многие годы, после ухода со сцены Петра Гусева и Александра Лапаури, остается вакантным.

Русская в хореографии Касьяна Голейзовского, Ульяна Лопаткина. Произошла замена, т.к. утром во время репетиции было известно, что Лопаткина будет танцевать фрагмент из "Легенды о любви" с Аскеровым. Что-то случилось. Пришлось выйти в "духовной клюкве". Нет, я не высказываю сомнения в хореографическом гении Касьяна Голейзовского, у меня нет ни малейшего сомнения в том, что Ульяна Вячеславовна - гениальная русская балерина (где главным определением является "русская"), но номер - сплошной "русский сувенир" с кокошником, косой, "наивными" русскими припаданиями, "широкодушевными" поклонами в пояс, залихватскими турами по кругу. Жаль, что не состоялась "Легенда" - все-таки Ольга Николаевна была первой исполнительницей Мехменэ-бану. Но Лопаткина, которая начала театральную карьеру в классе Моисеевой, все-таки вышла поздравить педагога.

Pas de deux из балета "Корсар", Светлана Захарова, Игорь Зеленский. У госпожи Захаровой была роскошная пачка, она вся сверкала и переливалась. Танцевала прекрасно, а как же иначе. Игорь Анатольевич, почти 45-летний танцовщик, хорошо провел дуэтную часть, не сильно утруждался в вариации (одинарные sout de basque), некоторая жесткость и пространственная ограниченность в прыжках (это раньше он за полтора прыжка покрывал сцену, сейчас же - три или четыре подпрыга, а лишь чуть придвинулся к противоположной кулисе). В коде, правда, поднатужился, поднапружился, и сделал двойные обороты в воздухе. Зато почтил вниманием.

Потом показали пятиминутный фильм об Ольге Николаевне.

Затем Светлана Захарова исполнила номер "Revelation" в хореографии Хироямы. Я опять вспомнила анекдот:

Спортивный комментатор комментирует марафон:
- А вот бежит японский спортсмен Хировато... Да, и впрямь, неважно бежит...

В общем, "...яма" была неважная. Госпожа Захарова страдала со стулом, под стулом и на стуле. Она была очень красива, в "античной" тунике, с вьющииися волосами (наверное, шиньон). Временами она изображала игру на скрипке, временами воодушевлялась. Но госпоже Захаровой, с ее божественной фигурой и ее совершенной формой, а также как бывшему депутату Госдумы, можно делать все, что угодно.

Потом началось чествование Ольги Николаевны. Микрофоном завладела госпожа Захарова: "Спасибо, что нас выбирали!". Ольга Николаевна тоже в долгу не осталась и забрала микрофон в ложу: "Я хочу поблагодарить публику. Вы нам хлопаете, а мы - стараемся. Без вас нам не обойтись!". Потом отметила качественный творческий рост госпожи Захаровой: "Света очень выросла за это время" (вероятно, имелось в виду, что отсутствие репетиций с Ольгой Николаевной пошло на пользу госпоже Захаровой). Потом госпожа Моисеева стала хвалить выступивших артистов: "Игорь <Зеленский>, я тебя поздравляю! Ты так летал! Ты должен всегда тренироваться!". Потом микрофон у Ольги Николаевны отобрали, но она успела пожелать зрителям: "Я хочу, чтобы были такие спектакли, на которые билетов не достать!". Что и говорить, очень правильное пожелание: на юбилейный вечер Ольги Николаевны Моисеевой билеты закончились дней за десять.

Родькин Денис, Моисеева Ольга, Терешкина Виктория, "Кармен", Шкляров Владимир, Захарова Светлана, Мариинский театр, балет, Лопаткина Ульяна

Previous post Next post
Up